СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение как основа развития и воспитания познавательных интересов на уроках русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимым продолжением эстетического совершенствования работы над словом является внеклассная работа, в частности организация и проведение различных праздников, связанных с русской  Культурой.

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение как основа развития и воспитания познавательных интересов на уроках русского языка и литературы»


ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Незговорова Наталия Геннадиевна, преподаватель русского языка и литературы АНО «Профильная школа»

Ставропольский филиал МГГУ им. М.А. Шолохова


(раздел "Развитие речи")

Выразить словом то, что понимаешь, так, чтобы другой понял тебя, как ты сам - дело самое трудное, и всегда чувствуешь, что, далеко, далеко не достиг того, что должно и можно ....

Л. Толстой

В школе, как и в обществе, Сегодня происходят огромные пере­мены. Посторонние видят внешнее: появились лицеи, гимназии, кол­леджи. Педагоги же переживают изменения существенные: идет перес­мотр целей деятельности школы, реконструируется содержание обра­зования, осваиваются новые дидактические технологии.

Проблемное обучение не абсолютно новое явление. В прошлом в педагогике с ним связаны такие известные имена как Сократ, Руссо, Ушинский. Технология проблемного обучения получила распростране­ние в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. " Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дьюн (1859-1952) , основавшего в 1984 году в Чикаго опытную школу.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организа­ция учебных занятий, которая предполагает создание под руководс­твом учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную дея­тельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и разви­тие мыслительных способностей. Дистервейг говорит: "Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить".

". . . в условиях проблемного обучения принцип противоречия выступает как ведущий, ибо именно в проблемной ситуации перед человеком возникает противоречие, в разрешении которого - движущая сила всякого развития, в том числе и психического. Именно поэтому проблемное обучение является теорией развития обучения." (Кудрявцева "Проблемное обучение - понятие и содержание." Вестник высшей школы, 1984, N 46 стр.31).

Изучив теорию проблемного обучения, познакомившись с исследованиями современных ученых (Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова), я пришла к выводу, что создавая проблемные ситуации (используя дифференциальный и индивидуальный подход, зная психологические и возрастные особенности) направляю учащихся на их решение, организую поиск этого решения. Уроки развития речи, по моему убеждению,- урок познания себя и жизни, урок "нравственного прозрения". Я считаю, что цель уроков развития речи - помочь человеку понять самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к речевому умению, формированию эсте­тического отношения к природе, человеку, искусству.

Русский язык как предмет изучения объективно обладает чертами прекрасного. Способен вызывать эстетическое чувство, поэтому я и придаю большое значение урокам развития речи.

Чтобы точнее представить, что такое развитие речи, чему следует учить детей, обратимся к понятию языка и речи. Язык - это важнейшее средства общения людей. Одно из непременных свойств живого языка - его развитие вместе с развитием того общества, той группы людей, к которой он принадлежит.

Эти характерные особенности языка - средство общения и постоянное развитие - являются исходными положениями для методики его изучения."

Для обучения языку недостаточно понятие только языка. Параллельно с ним постоянно должно присутствовать понятие речи. Если язык - это система имеющихся в распоряжении общества средств общения, то речь - это работающий действующий язык, а точнее - часть необходимых языковых средств, привлеченных для создания высказывания.

Я обучаю детей языку во имя того, чтобы научить их речи, т.е. умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приема и передачи информации. Обмен информацией и есть общение людей.

Отсюда вытекают конкретные задачи в обучении школьников языку, в обучении речи. Развитие речи имеет в виду конкретное направление работы:

  1. учить умению слушать;

  2. учить умению читать (понимать написанное);

  3. учить умению говорить;

  4. учить умению писать (передавать информацию письменно).

Значит на уроках развития речи нашей задачей является научить умению воспроизводить мысли впечатления, чувства и передавать разнообразную информацию в устной и письменной форме, то есть научить правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.

Занятия по развитию речи учащихся предполагают знакомство школьников с рядом лингвистических понятий, без которых обойтись или трудно, или невозможно. К этим понятиям относятся: язык и речь, типы речи, стили речи, формы речи, виды речи, текст, тема, идея, функциональные возможности языковых средств.

Ученики должны понимать психологию творчества и подчинять ее требованиям свою речевую деятельность, а также владеть техникой письма.

Практическим приложением теоретического аспекта развития речи является: вовлечение в процесс самостоятельного мышления, поиска, открытия, решения задач проблемного характера. Учитель выступает в роли организатора процесса, создает условия для усвоения учащимися предметного содержания.

С этой целью мной разработана система семинарских занятий по темам: "Стилистика. Правила хорошей речи", Русская литература начала XX века в контексте эпохи".

Целью этих занятий является наполнение уроков по развитию речи духовно-нравственным содержанием. Ученикам нравятся интересные, познавательные уроки, уроки сотворчества, партнерства, где всякий может и Должен высказать свое мнение, не подстраиваясь под кого-то. Так воспитывается и оттачивается вкус к слову.

На уроках-семинарах в 10-ом классе, посвященном творчеству писателя, чья деятельность связана с театром, киноискусством, использую такие формы работы, как сопоставление различных точек; зрения, для чего организовываю предварительный просмотр театральных постановок кинофильмов прослушивание классической музыки в концертном зале. Одним из условий таких занятий является использование и краеведческого материала.

Например, когда в Х классе мы приступаем к изучению темы "М.Ю.Лермонтов", начинается рассказ о жизни поэта с показа его гениальности. Для этого рассказываю учащимся примерно следующее: "Лермонтов погиб в возрасте 27 лет. Двадцати семи лет Крылов не написал ни одной басни. В этом возрасте Грибоедов еще не создал свою бессмертную комедию "Горе от ума". Пушкин двадцати семи лет еще не создал "Евгения Онегина", Ф.Достоевский не написал еще ни "Идиота", ни "Преступления и наказания", а был лишь автором произведения "Бедные люди".

Шестьдесят лет звучал в литературе голос Льва Толстого, но в двадцать семь лет он не был автором "Войны и мира", "Анны Карениной", "Воскресенья". А Лермонтов, погибший на двадцать седьмом году жизни, стоит рядом с корифеями русской литературы. Поэт был убит в самом расцвете сил".

Читаем отрывки из воспоминаний о Лермонтове Акима Павловича Шах-Гирея, троюродного брата Лермонтова. Высказывания о творчестве поэта К.Паустовского:

"По напряжению скорби, по мужеству, наконец, по блеску и силе языка стихи Лермонтова - чистейший, неопровержимый шедевр".

С.Орлова:

"... Стихи, как и звезды, светят людям. Я хочу сказать нес­колько слов об одном стихотворении, об одной звезде. Откройте Лермонтова и еще раз прочитайте его "Завещание".

Когда читаю его, каждый раз возвращаюсь к траншеям под Мглой, к брезентовым палаткам медсанбатов, и мне кажется, что Лермонтов не гениальный поэт, а армейский офицер, на нем хлопча­тобумажная гимнастерка, три звезды на полевых погонах, у него усталые, красные от бессонницы глаза, и он только что слышал послед­ние слова фронтового друга ..."

Большой интерес у школьников вызывает просмотр открыток о Тарханах, Пятигорске, прекрасных репродукций книг о Лермонтове.

Нарисовать живой облик писателя, не жертвуя при этом ни научностью, ни задачами воспитания, - вот цель, которая должна стоять перед нами. Ведь общеизвестно, что, если ученики полюбят самого писателя, заинтересуются его жизнью и деятельностью, они полюбят его и его произведения,. прочитают не только программные ве­щи, но и те, которые на уроках литературы не изучаются. В этом я убедилась в текущем году, на примере 10-го класса. Дети в, класс попали совершенно разные, есть новые, из других школ, с разным уровнем подготовки. Это самые обычные дети, но их объединяет любовь к чтению, они умеют слушать и слушать с интересом художественными произведениями.

Результатом проделанной работы была работа над сочинением "Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова", в котором, анализируя самые разные произведения, ученики опирались на свое восприятие творчества поэта.

В 10-ом классе, изучая творчество А.П.Чехова, было подробное знакомство и с личностью и с творчеством писателя (готовились рефераты, просматривались фотографии Таганрога, просмотр кинофильма "Дама, с собачкой"). Заключительной работой явилось написание со­чинения "Кто виноват в том, что чеховские герои утратили чувство собственного достоинства".

В 10-ом классе при изучении текста "Ася" И.С.Тургенева, твор­чества А, Грина мы с учениками в концертном зале слушали органную музыку. Обсуждали, проводили аналогии между музыкальным прочтени­ем темы и художественным. Как итог были написаны сочинения "Пси­хологизм тургеневской прозы", "Тема любви в произведениях А.Гри­на".

В 10-ом классе приступая к изучению древнерусской литературы первоначально писали сочинение - описание по картине М.В.Нестеро­ва "Видение отроку Варфоломею", что послужило поводом выявить ду­ховные основы русской культуры, литературы в частности. Результа­том изучения "Слово о полку Игореве" явилось написание сочинения, доказывающее мысль, что произведения литературы Древней Руси всегда, так или иначе ориентированы на политическую, социальную, нравственную злобу дня.

Работа над текстом.

Как продолжение работы над словом большое внимание уделяю формированию умения оценивать нормативную сторону литературного языка, для чего использую следующие упражнения:

  1. Выбор нормативного варианта (в в скобках даю правильный и неправильный варианты).

Задания такого типа имеются в учебниках русского языка.

  1. Сравнение одних и тех же текстов без лексических и грамматических ошибок и с ошибками. (Использую дидактический матери­ал) Нахождение в тексте лексических и грамматических ошибок и их исправление.

  2. Сравнение окончательных и черновых редакций произведений

писателей, публицистов, ученых, общественных деятелей.

Работа над словами.

Умение оценивать речь с учетом ее соответствия условиям общения вырабатываю у школьников при выполнении следующих упражнений:

  1. Наблюдения над звучащей речью по радио, телевидению или магнитофонной записи;

  2. Анализ прослушанного выступления, установление различий между речью диктора радио и местной речью;

  3. Сбор речевых ошибок, допущенных в детской речи;

  4. Сбор речевых ошибок на основе наблюдений над местной речью;

  5. Анализ текста по выбору самого учащегося;

  6. Лучшие отрывки из прочитанной книги и анализ одного из них;

  7. Наблюдения над речью соучеников, обобщение этих наблюдений;

  8. Тренировочные упражнения в выработке правильного ударения, образование нормативной формы, нормативного сочетания, оптимального порядка слов в предложении, находящемся в составе текста;

  9. Редактирование текста на слух.



Работа над словом во внеклассной работе.

Необходимым продолжением эстетического совершенствования работы над словом является внеклассная работа, в частности организация и проведение различных праздников, связанных с русской Культурой.

У каждого праздника - своя прелесть, свой нрав, свои краски и звуки. Известный исследователь народной культуры М.Бахтин счи­тает, что всякое празднество - "Это очень важная первичная форма культуры". Культура праздника слагается из культуры игры, культуры слова, культуры движения, культуры музыкального звука, костюма, этикета обычая.

Считаю, что школьный праздник есть синтез духовной и материальной культур. Восстановление народных праздников прошлого считаю необходимым и для восстановления культуры русского человека.

Меняются времена, меняются нравы, меняемся и мы вместе с ними. Но цель наша через культуру речи посеять семена любви к художественной литературе, а через литературу продолжить воспитание нравственных качеств у детей - неизменна.

Школа должна позволить человеку догнать человечество, "в просвещении стать с веком наравне", как говорил Пушкин, и как писала А.Ахматова:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор.

К смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней - царственное слово.

Литература:

    1. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

    2. Восприятие текста учащимся. Сост. Т.А. Злобина М., 1985

    3. Забылин М. Ясский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1983.

    4. Нагирняк Е., Петрова В., Раузен М. Новые обряды и праздники. М. 1965.

    5. Предупреждение стилистических ошибок науроках русского языка. М., 1964.

    6. Работа над словом. Над чем работают учителя русского языка. Сост. М.М. Разумовская. М., 1969.

    7. «Стилистика русского языка в старших классах. М., 1975.

    8. Система работы по развитию связной речи учащихся. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. Сост. А.Н. Матвеева. М., 1982.

    9. Салганик. Стилистика русского языка.

    10. Щ Ю.Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. М., 1997 Дрофа.


Скачать

© 2018, 378 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!