СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение как способ развития творческого потенциала школьника в процессе преподавания информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Актуальные проблемы преподавания информатики в контексте ФГОС нового поколения»

Просмотр содержимого документа
«выпускная работа»


ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт

развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»


Кафедра математических дисциплин, информационных технологий
и дистанционного обучения




Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Актуальные проблемы преподавания информатики в контексте ФГОС нового поколения»



Тема: «Проблемное обучение как способ развития творческого потенциала школьника в процессе преподавания информатики»



Выполнила:

Горбунова Светлана Фёдоровна, учитель информатики

МБОУ СОШ № 4 г. Михайловска



Руководитель:

Дурдыева Лияна Рамазановна,

преподаватель кафедры МД, ИТ и ДО









г. Ставрополь, 2017



Содержание

Введение

  1. Педагогические условия развития творческого потенциала
школьников в процессе преподавания информатики …………………........... 5
  1. Роль проблемного обучения в формировании творческих

способностей школьников на уроках информатики .………………………… 8

  1. Примерная схема организации урока информатики

в форме проблемного обучения ……………………………………………..... 15


Заключение ……………………………………………………………………. 16

Литература …………………………………………………………………… 17



































Введение


Актуальность проблемы исследования. «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет» - слова, сказанные выдающимся русским педагогом К.Д.Ушинским, прекрасно подчеркивают важность решения проблемы интереса в процессе преподавания вообще и, конечно же, в процессе преподавания информатики  с ориентацией на личность учащегося.

Следовательно, чтобы добиться создания ситуации успеха ученика, необходимо сделать обучение желанным процессом, а это возможно благодаря развитию творческих способностей учащихся, к которым следует отнести:

  1. пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое;

  2. творческое мышление;

  3. способность находить и выражать оригинальные идеи;

  4. изобретательские порывы и богатое воображение;

  5. интерес к парадоксам и восприятие неоднозначных вещей;

  6. гибкость, быстрота и точность в мышлении и действиях.

Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знаний, полученных при обучении в школе. Выполнение этих задач ложится на каждого учителя – предметника. Но нельзя сформировать глубокие, прочные знания, а на их основе – творческое мышление, без выработки непосредственного интереса к предмету изучения.

  Таким образом, в современной школе обозначились противоречия между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся в процессе предметного образования, а также между целостным реальным миром и стремлением многих учащихся творчески развивать себя.

Следовательно, актуальность данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.

Использование технологии проблемного  обучения        служит   одним из  эффективных средств развития творческих способностей учащихся и творческого процесса в целом. А так как творческий процесс в любой интеллектуальной сфере не может осуществляться без участия одаренной, целостной, интересной личности, то учителю необходимо способствовать развитию одаренности и соответственно   оптимизировать творческие умения и способности всех учащихся.

Объект данного исследования – методика обучения информатике.

Предмет исследования – методика реализации проблемного обучения на уроках информатики.

Цель исследования: доказать, что проблемное обучение является способом развития творческих способностей.

Задачи:

  1. Проанализировать пути и способы реализации творческой деятельности;

  2. Обосновать методические и педагогические мероприятия по развитию творческих способностей на уроках информатики;

  3. Изучить особенности и условия обучения информатике с использованием метода проблемного обучения.

































Педагогические условия развития творческого потенциала школьников в процессе преподавания информатики



В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание. Наше время- время перемен.

Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
В обучении информатике на уроках и во внеурочное время необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую учащемуся как можно более полно раскрыть свои способности. 
Развитие учащихся с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения учащихся. Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей учащихся.

Приоритетным направлением деятельности некоторых педагогов является развитие творческих способностей подростков при помощи различных методов обучения.

Ориентирование педагогики на формирование у школьников качеств творческой личности меняет формы и принципы педагогической деятельности. В классической системе обучения программы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Поэтому большинство школьников оказывают серьезное сопротивление, если дальнейшая учеба требует от них проявления творческих способностей. Избежать таких конфликтов можно, если тренировка и поощрение творчества начнутся в самом начале образовательного курса, и будут продолжаться на протяжении всей деятельности.

Современному обществу необходима опережающая педагогика - развивающая система, формирующая устойчивые компоненты творческого стиля мышления: умение анализировать проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения, прогнозировать возможные варианты развития таких решений.

Творчество - в прямом смысле - есть созидание нового. Это деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.

Творческая деятельность, опыт которой накапливался человечеством и отдельной личностью, представляет собой создание объективно или субъективно нового посредством специфических процедур. Их особенность в том, что они не поддаются алгоритмизации, разделению на операции, которые можно сформулировать, сообщить или показать в необходимой последовательности. Их можно только косвенно описать, дать представление о них, поэтому они и усваиваются особым образом.

Основной целью педагогической деятельности педагогов с творческим подходом к обучению является необходимость: 

  • формировать личность, способную адаптироваться к современным условиям;

  • развивать умения добывать и применять знания, самостоятельно решать проблемы;

  • практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера и интерактивной доски. 

Это означает, что выпускник школы должен обладать определенным уровнем информационной культуры, что и должно в конечном итоге определить структуру знаний, приобретаемых им на уроках информатики.

Для достижения этих целей, можно построить учебный процесс таким образом, чтобы школьники испытывали доверие к компьютеру и обладали психологической готовностью к активной встрече с ним, при этом используются элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания; применяется проектный метод; учащиеся привлекаются к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. 

Сочетание нескольких технологий позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Только при таком подходе общение с компьютером и интерактивной доской увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.

Сущность работы педагога заключается в создании условий для раскрытия творческого потенциала учащихся через привлечение их к использованию информационных технологий и программных средств. Ведущей является идея максимальной помощи школьнику через организацию творческой деятельности.

Как воспитать активную, творчески мыслящую личность, способную воплощать свои творческие идеи современными методами и способами? Как добиться от учащихся высокого уровня информационной культуры, умений оперативно, целенаправленно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства? 

Сущность творчества – в предугадывании результата. Роль компьютера, по моему мнению, в этом огромна. Предлагая учащимся выполнение заданий за компьютером, им предоставляется возможность стать исследователем, открывателем. Это означает, что учащиеся учатся делать выводы и обобщать, исходя из их собственного опыта. 

Компьютерное обучение дает широкие возможности для умственного и творческого развития школьника, позволяет сочетать развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря широкому использованию графических и звуковых средств.

Для успешного творческого овладения знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей школьников необходима такая организация учебной деятельности, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Такие возможности предоставляет использование на уроках информатики проблемного обучения.

Учащийся застрахован от механического заучивания теоретического материала, т.к. для разрешения проблемы, поставленной перед ним, вынужден применять полученные знания в нестандартных и измененных условиях, что и способствует прочному усвоению системы знаний и их успешному применению для объяснения новых фактов в ходе выполнения практических заданий. Проблемное обучение ориентировано на личность школьника, на раскрытие его творческого потенциала. Развитие творчества будет успешным лишь в результате продуктивной деятельности на основе собственного опыта школьника и желания достичь ими личностно-значимого результата.





























Роль проблемного обучения в формировании творческих

способностей школьников на уроках информатики


Первым вопросом в деятельности любого учителя является вопрос о целеполагании обучения, т.е. вопрос «Зачем учить?». Исходя из ответа на этот вопрос, выстраиваются ответы на вопросы «Чему учить» (содержание предмета) и «Как учить?» (с помощью каких технологий, методов, приемов…).

Ответ на вопрос «Зачем учить?» нам даёт государство через Государственные стандарты, в которых определены цели преподавания информатики. Но каждый педагог, исходя из своих проблем и противоречий, выбирает для себя наиболее приоритетные цели.

Практические работы по информатике в значительной степени сводятся к освоению технических приемов при работе с оборудованием и стандартными программными продуктами (текстовый редактор, электронные таблицы, система управления базами данных (СУБД), мастер презентаций, браузер, графический редактор, среда программирования). При таком подходе мы фактически обучаем детей по принципу «слушай, смотри, запоминай и повторяй», т.е. процессы запоминания преобладают над процессами мышления. А современная жизнь постоянно ставит перед человеком острые и неотложные задачи и проблемы, поэтому, интеллектуальное развитие учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

На вопрос «Как учить?», то есть какие технологии, методы, приёмы использовать, многие учителя информатики выбирают для себя развивающие технологии, одной из которых является методика проблемного обучения, наиболее оптимальная по мнению учёных, так ученик застрахован от механического заучивания теоретического материала, ведь для разрешения проблемы поставленной перед ним учителем, вынужден применять полученные знания в нестандартных и измененных условиях, что способствует прочному усвоению системы знаний и их успешному применению для объяснения новых фактов в ходе выполнения практических заданий.

Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская и др.

Учёные предлагают разные определения понятия проблемное обучение. Мне ближе понятие, данное Селевко Г.К.

Проблемное обучение — это совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний .

Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (В.Т. Кудрявцев, 1991).

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г.К. Селевко, 1998).

Классификаций методов, используемых в проблемном обучении достаточно много, для меня более приемлема классификация методов обучения по степени самостоятельности и творчества учащихся, предложенная еще в 1965 году И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным, и которая до настоящего времени является наиболее распространенной в российской педагогической науке:

  • объяснительно-иллюстративный метод (называемый также иногда информационно-рецептивным),

  • репродуктивный метод,

  • метод проблемного изложения,

  • частично-поисковый или эвристический и

  • исследовательский метод.

Если следовать этой классификации, то идее проблемного обучения более присущи последние три метода.

Исходя из предложенных методов учёным М.И. Махмутовым, разработаны 10 дидактических способа организации процесса проблемного обучения

1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа сами формулируют проблему.

3. Постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на учебно - опытном участке, в мастерской, лаборатории и т.д.

4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. В этом случае возникает проблемная ситуация, так как сравнение выявляет свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.

8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.

9. Организация межпредметных связей.

10. Варьированные задачи, переформулировка вопроса.

Дидактическая ценность этой классификации обусловлена тем, что она помогает учителю избрать конкретные пути создания проблемных ситуаций.

Исходя из предложенной классификации методов и способов разработан определённый набор приёмов создания проблемной ситуации

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

  • подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;

  • изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

  • столкновение учащихся с неоднозначным способом решения

  • предложение рассмотреть задачу с различных позиций;

  • задания на сравнение, обобщение, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

  • постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

  • определение проблемных теоретических и практических заданий (например, исследовательских);

  • постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление “психологической инерции”).

Данные приёмы я постараюсь продемонстрировать через основные категории проблемного обучения, которыми являются

  • проблемный вопрос

  • проблемная задача

  • проблемная ситуация

Проблемная ситуация создаётся при использовании педагогом проблемного вопроса, проблемной задачи. Проблемная ситуация с точки зрения психологической науки – это ситуация, когда человек не может достичь цели с помощью известных ему знаний и способов действий, это вызывает в нем искреннее недоумение «Почему не получается?». Появляется личная заинтересованность и внутренняя потребность ученика разобраться в данной проблеме. Вот эти возникшие эмоции включают дополнительное внимание к задаче, заставляют вновь и вновь проверить, на каком шаге и почему появляется неразрешимая ситуация. К тому же специфика предмета информатика такова, что быстрые темпы НТП создают такое количество проблем для учителя, с какими не сталкиваются учителя других предметов (постоянная смена операционных систем, программ, технических устройств и многое другое). Это не целенаправленно организованные ситуации, но педагогу необходимо находить способы их решения.

Не каждый вопрос является проблемным. Если вопрос окажется слишком лёгким для учащихся, то он будет затрагивать зону актуального развития детей, и не будет являться мотивирующим началом для познания, не будет являться проблемой для ребёнка. Если заданный вопрос окажется чрезмерно сложным, то он также не будет мотивировать, так как учащиеся не имеют базы знаний и умений, достаточных для ответа на данный вопрос.

Если использовать терминологию Л.С. Выготского, то проблемная ситуация должна находиться в «зоне ближайшего развития», когда учащийся может разрешить ее только на границе своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала.

Например:

1) Очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока.

Поэтому можно преобразовывать тему, формулируя ее проблемно.

«Как измерить количество информации?» вместо “Единицы измерения информации”.

“Алгоритм – это … ” вместо обычного “Понятие алгоритма”.

2) Вопросы, задаваемые в ходе урока. В учебниках информатики предложено много заданий и вопросов. Все эти вопросы носят репродуктивный характер и не включают школьников в состояние умственного затруднения, противоречия. Можно их переформулировать, превратив их в проблемные.

3) Вопросы при отработке и закреплении материала.

Проблемная задача, в отличие от проблемного вопроса предполагает уже ряд действий и учащимся необходимо самостоятельно провести частичный поиск способа действий или недостаточных данных. Выделяют проблемные задачи с неопределённостью условий, с разными противоречивыми, неожиданными способами решения, с противоречивыми, недостающими данными, избыточными, или частично неверными данными.

Одна и та же задача может являться или не являться проблемной, в зависимости, в первую очередь, от уровня развития учащихся. Задача становится проблемной, если она носит познавательный, а не закрепляющий, тренировочный характер.

Изучая тему «Виды адресации в электронной таблице MS Excel» (8 класс), предлагаю задачу по суммированию чисел из двух столбцов. Непременное требование задачи – формулу суммы обязательно копировать. Решение задачи проходит без видимых проблем с использованием функции автозаполнения.

Далее предлагаю решить задачу по формированию прайс-листа туристической фирмы. Для этого я использую жизненную ситуацию. Ученица 8 класса выиграла олимпиаду, проводимую спонсором, который предложил ей выбрать путевку. Задача учащихся – помочь ей определить стоимость путевки в рублях. Условие копирования формулы сохраняется.

Для решения задачи ученики пишут формулу =B3*C1.

При копировании формулы в столбце С будут получаться самые неожиданные результаты. При помощи вопросов (что у вас получается в столбце С? Что должно получаться? Почему вы не получаете то, что нужно?), разговор подводится к понятию «абсолютная адресация».

Таким образом, данная задача создаёт проблемную ситуацию, которая была выстроена мною целенаправленно.

Задача способствовала активизации мышления учащихся, формированию умения увидеть проблему, сформулировать, выдвинуть гипотезу о её возникновении, предложить и апробировать разные способы решения этой проблемы.

Через актуальное, личностно-значимое содержание она вызывает эмоциональный отклик.

Данная задача это демонстрация частично-поискового метода, так как вызывает поисковую деятельность и приводит к активному усвоению новых знаний.

Использован приём столкновения учащихся с неоднозначным способом решения.

2) Как пример проблемной задачи, которая требует творческой, а не репродуктивной деятельности учащихся и является приемлемой для поддержания неослабевающего интереса и активности учащихся, я предлагаю следующую:

При изучении темы «Программирование на языке Pascal» в начале урока я предлагаю следующую задачу: Найти наибольшее число из трех заданных чисел. Задаю вопрос: “Как определить максимальное число?” (сравнить числа друг с другом). Ставлю проблему: “А как компьютер сравнит три числа?” Обращаю внимание ребят, что машина может сравнивать только два числа. Предлагаю обозначить одно число буквой А, второе число буквой B, третье число – буквой С.

Учащиеся предлагают такой вариант решения проблемы: надо сравнивать первые два числа, а затем, большее из них с третьим числом. Составляют программу и проверяют правильность работы программы, вводят заданные числа и проверяют результат.

Ставлю следующий проблемный вопрос: А может ли измениться исходное значение переменной А в процессе работы программы? Как? Ответ обоснуйте.

Решение:

1. Находим наибольшее из первых двух данных чисел A и B, а затем – максимальное из полученного числа и третьего данного числа С.

Program MAX1;
Var A, B, C, max: real;
begin
writeln (‘
Введите три числа A, B, C’);
readln (A, B,
С);
if AB then max:=A else max:=b;
if C max then max:=C;
writeln(‘
Максимальное значение=’,max);
end.

Задаю вопрос: Как вы думаете, можно ли решить задачу другими способами?

Учащиеся продолжают поиск решения задачи.

Предполагаемые решения учащихся:

2 способ. При решении задачи можно проверить, является ли первое число A максимальным и если не является, то сравниваем второе и третье число B и C.

Program MAX2;
Var A, B, C, max: real;
begin
writeln (‘
Введите три числа A, B, C’);
readln (A, B,
С);
If (AB) and (AC) then max:=A;
if BC then Max:=B else Max :=C;
Writeln(‘
Максимальное значение =’, Max);
End;

3 способ. Можно решить задачу, сравнивая попарно все числа .

Program MAX3;
var A, B, C, Max: real;
begin
Writeln(‘
Введем три числа’);
readln(A, B, C);
If (AB) and (AC) then Max:= A;
If (BA) and (BC) then Max:=B;
If (CA) and (CB) then Max:=C;
Writeln(Max:6:2);
end.

Чтобы убедиться в правильности выполнения программы, желательно рассмотреть ее выполнение с помощью таблицы значений. При проверке правильности выполнения программы необходимо рассматривать все возможные варианты АВС, АСВ, ВСА, СВА, ВАС, САВ.

Следующая проблема: А можно написать программу, чтобы она выстраивала числа в порядке возрастания или убывания?

Таким образом, данная задача создает проблемную ситуацию, следствием которой будет столкновение учащихся с неопределенностью, интеграция с математикой, то есть через содержание, через прием сопоставления фактов, рассмотрение задачи с различных позиций.

Метод частично-поисковый, так как учащимся нужно решить несколько проблем – определить измениться ли исходное значение переменной А в процессе работы программы и как, находят другие способы решения задачи, выстраивают числа в порядке возрастания или убывания.

Метод частично-поисковый, так как учащимся нужно решить несколько проблем – определить измениться ли исходное значение переменной А в процессе работы программы и как, находят другие способы решения задачи, выстраивают числа в порядке возрастания или убывания.

Через решение данной задачи усиливается роль самостоятельного образования, инициативность. Самостоятельный поиск решения проблемной ситуации развивает чувство ответственности, повышает самомотивацию, волю учащихся.



























Примерная схема организации урока информатики в форме

проблемного обучения на основе создания проблемной ситуации.


1. Создание учебной проблемной ситуации (реальной или формализованной) с целью возбудить у учащихся интерес к данной учебной проблеме и мотивировать целесообразность ее рассмотрения.

2. Постановка познавательной задачи (или задач), возникающей из данной проблемной ситуации, четкая ее формулировка.

3. Изучение различных условий, характеризующих поставленную задачу, обсуждение возможностей моделирования ее условия или замены имеющейся модели более простой и наглядной.

4. Процесс решения поставленной задачи (обсуждение задачи в целом и деталях, выявление существенного и несущественного в ее условиях, ориентация в возможных трудностях при ее решении, вычисление подзадачи и последовательность ее решения, соотношение данной задачи с имеющимися знаниями и опытом. Разработка возможных направлений решений основной задачи, отбор, воспроизведение известных теоретических положений, могущих быть использованы в указанном направлении решения задачи, сравнительная оценка направления решения и выбор одного из них, разработка плана решения задачи в выбранном направлении и его реализация в целом, детальная реализация плана решения задачи и обоснование правильности всех шагов возникающего решения задачи).

5. Исследование получаемого решения задачи, обсуждение его результатов, выявление нового знания.

6. Применение нового знания посредством решения специально подобранных учебных задач для его усвоения.

7. Обсуждение возможных расширений и обобщений результатов решения задачи в рамках исходной проблемной ситуации.

8. Изучение полученного решения задачи и поиск других более экономичных или более изящных способов ее решения.

9. Подведение итогов проделанной работы, выявление существенного в содержании, способах решения, результатах, обсуждение возможных перспектив применения новых знаний и опыта.

Данный схематический план организации проблемного урока информатики (как и любой другой) динамичен (в зависимости от конкретной характеристики той или иной учебной проблемы). Он выполняется полностью или частично, отдельные пункты плана могут объединяться вместе и т.п.






Заключение


При рассмотрении сущности и особенностей проблемного обучения видим, что организация такой технологии действительно способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения), самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения), развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения). Оно вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что нами были проанализированы определения творчества, творческой деятельности, в частности на уроках информатики, рассмотрены психолого - педагогические аспекты обучения информатике с использованием проблемного обучения. Практическая значимость данной работы состоит в том, что в данной работе рассмотрены подходы организации обучения учащихся на уроках информатики с использованием метода проблемного изучения.




















Литература


  1. Баксанский О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа. - 2000 г. - 1 - с.19-25.

  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического, экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. - С. 165.

  3. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации.- М.,- 1985- с.356

  4. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы// Педагогика и психология. 1991 г.,- 4- с. 201

  5. Кудрявцев В.Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению. М.: РИНО, 1999.

  6. Кузнецов А.А., Апатова Н.В., Основы информатики: 8-9 кл. М.: Дрофа, 1999

  7. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов / М.П Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей редакцией М.П. Лапчика. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр Академия, 2005. 624 с.

  8. Лептина И., Семенова Н. Применение эффективных технологий обучения // Учитель. - 2003. - 1.

  9. Лернер И. Л. Проблемное обучение.- М., 1974 г.- с.267

  10. Макарова Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям СПб.: Питер, 2005. 288 с.: ил.

  11. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977.

  12. Оконь В. Введение в общую дидактику.- М.,1990 г.-с.246.

  13. Оконь, В. Основы проблемного обучения. Варшава, 1967.

  14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998. С. 3438.

  15. Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. 3-е изд., испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 416 с.: ил.

  16. Угриноич Н.Д.Информатика. Базовый курс: Учебник для 8 класса 2-е изд., испр. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 173 с.: ил.

  17. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М, Народное образование, 1996 г.

  18. Куликова Л. Г. Проблемный метод обучения в процессе подготовки учителя.

  19. Холодная М.А., Каланов А. Н. Проблемные методы обучения.

  20. Чанова. М.В. Метод проектов в системе проблемного обучения.

  21. Васильева С. В. Формирование мыслительных способностей учащихся через использование методов проблемного обучения.


17