СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение на уроках географии (из опыта работы).

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение на уроках географии (из опыта работы).»

Выступление на ШМО.

Тема: Проблемное обучение на уроках географии (из опыта работы).

Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Противоречия между уже имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера. Создается проблемная ситуация – психологическое состояние умственного затруднения ученика при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем.

Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов:

I. Создание проблемной ситуации и осознание проблемы.

II. Формулирование гипотезы.

III. Поиск решения и доказательство гипотезы.

IV. Решение проблемы.

Проблемная ситуация создается посредством проблемных вопросов и задач. Отдельным фактором является заинтересованность каждого учащегося в данной проблеме. Исходя из результатов, полученных после проведения проблемных уроков, можно выделить следующие критерии постановки проблемной ситуации на уроке:

  1) эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи, постоянное стремление вызвать у учащихся сопутствующие материалу эмоции, впоследствии переходящие в устойчивые чувства, которые во многом определяют наличие интереса;

  2) опора на опыт и имеющиеся у учащегося знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой;

  3) творческий подход преподавателя к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления учащихся (т.е. умения найти выход в нестандартных ситуациях).

  4) учет возрастных и психологических особенностей учащихся при моделировании проблемной ситуации .

 Проблемное обучение реализуется  в проблемном изложении,  в частично-поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательском методах обучения.

В начальном курсе географии можно использовать такие задания:

  1. Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот, но при изучении материка Африка, обучающиеся  узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32 С) выше, чем в экваториальном (+24 С). Этот факт противоречит с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»

  2.   Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией, обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении.  

  3. Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и другие, раскрывая эту гипотезу, учащимся необходимо высказать свои умозаключения по ней, обосновать ее научно-практическое значение. Или решить следующую задачу, в Австралии широко развита отрасль овцеводства, но опираясь на знания климатологии и анализ карт атласа природных зон, мы говорим о сухости материка, сети временно пересыхающих рек (крики) и недостатке пресной воды: как в условиях данной ситуации материк занимает лидирующую позицию в данной отрасли. Итогом анализа учебных материалов предложенных учителем в ходе урока и актуализацией полученных ранее знаний обучающиеся могут сделать вывод, что овцы – это животные неприхотливые которые могут питаться сухими травами и пить подсоленную воду которой на материке достаточно.         

  4.   Задания-парадоксы, например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?» 


Примеры  проблемных   ситуаций  на  уроках  географии  в  9-11 классе.

Задание №1

-Охарактеризовать   демографическую   ситуацию   в  России, мире.  Какие  тенденции можно  выявить? (Для выполнения данного задания учащиеся должны использовать статистический материал за несколько лет)

Такое же задание можно использовать при изучении населения своего региона (Курской области).

Усложнить задачу можно, поставив перед учащимися еще один вопрос – назовите причины, способствующие развитию данной ситуации.

Задание №2

  Верно ли, на ваш взгляд утверждение «Человек – царь природы». Обоснуйте свою точку зрения.

Учащиеся  работают  парами, высказывают   свои  суждения  по поводу   приведенного  выражения, сопоставляют  со  своими   примерами.   

Исследовательские методы применяются как при изучении нового материала, так и для совершенствования, закрепления и проверки знаний учащихся. Так, при изучении темы «Природа и человек» обобщаются знания о ресурсах, хозяйственном освоении ее территории, экологических проблемах. Для облегчения задачи преподавателем даются вопросы и задания проблемного характера:

1.   Составить схему «Виды природных ресурсов».

2. Привести примеры воздействия различных видов хозяйственной деятельности человека на природные комплексы.

3.    Предложить свой вариант решения экологических проблем.

4. Насколько эффективно и необходимо освоение территорий с экстремальными условиями (Север, БАМ).

Задание №3

Географический прогноз – учащимся предлагается вариант территории для строительства нового экономического оббъекта. Нужно спрогнозировать дальнейшее развитие событий с точки зрения экологии, экономики.

Любой учитель может создать свою систему подобных заданий, учитывая при этом особенности своего стиля и уровень подготовки учащихся. Среди форм занятия, где можно использовать проблемное обучение, следует отметить: семинары, дискуссии, практикумы, исследовательскую деятельность учащихся, конференции; уроки – аукционы, пресс-конференции, защита проектов.

Пример формулировок целей занятия в привлекательной для учащихся форме:

«В ходе данного занятия вы: узнаете…, научитесь…, будете готовы к...

В результате реализации проблемного обучения происходит овладение умениями и способами деятельности выделять, описывать и объяснять; находить и анализировать; приводить примеры; составлять географическую характеристику; определять и применять приборы и инструменты; выявлять эмпирические зависимости. Через репродуктивные, контрольные, обобщенные вопросы и задания, вопросы и задания проблемного характера учащиеся направлены на развитие умений: «учиться познавать»; «учиться делать»; «учиться жить»; «учиться быть»).

Примеры вопросов и заданий способствующих развитию ключевых компетентностей: Учиться познавать: «Поясните основное различие идей…Назовите известные вам примеры связей...»

Учиться делать: «Постройте схему…,Смоделируйте состояние…»

Учиться жить: «Почему…, Поясните, почему…»

Учиться быть: «Оцените свое отношение…Как лично вы можете участвовать…»

«Мыслящий человек – есть мера всему», - писал Вернадский. Восточная же мудрость гласит: «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне попробовать и я научусь». «Плохой учитель преподносит истину,хороший - учит ее находить».

Доводы, до которых человек додумывается сам, убеждают его больше, чем те, что пришли в голову другим.


Дать попробовать учиться самостоятельно, вести детей по пути открытия – эту возможность дает технология проблемного обучения. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!