ПРОБЛЕМНЫЕ КЕЙСЫ
Подготовила: воспитатель МАДОУ «Детский сад 7» Соколовская Л.М
Кейс - технология
это анализ ситуации или конкретного случая, деловая игра.
(«casus» (лат.) - запутанный, необычный случай;
«case» (анг.)- портфель, чемоданчик )
Кейс – технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений.
Для чего нужна кейс – технология детям? Главное предназначение кейс- технологии – развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить возможные пути решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Метод кейс - технологии развивает:
- аналитические навыки;
- практические навыки;
- творческие навыки;
- коммуникативные навыки;
- социальные навыки;
- навыки самоанализа.
Виды кейсов:
Печатный (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
Видео
(может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена
возможность
многократного просмотра, искажение информации и ошибки).
Мультимедиа
(наиболее популярный в последнее время, зависит от технического оснащения ДОУ).
Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:
Выделение основной проблемы
Предложение возможных решений
Выбор оптимального решения
Знакомство с
ситуацией
Наиболее используемые кейсы в дошкольном образовании:
- Кейс - анализ конкретных ситуаций ;
- Кейс – иллюстрации;
- Фото – кейс;
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование).
Кейс – анализ конкретных ситуаций
- Это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.
- Цель метода – проанализировать ситуацию и выработать практическое решение совместными усилиями группы воспитанников.
- Ситуация должна быть взята из практики или приближена к
реальной жизни.
«Разговор по телефону»
Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.
- Юру позовите.
- Юры нет дома. А с кем я говорю?
- Ну ладно, потом позвоню.
Вопросы :
- О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
- Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
- Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?
- Почему?
Предложите свой вариант разговора по телефону.
«Знакомство»
Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.
Вопросы:
- Как помочь девочкам познакомиться?
- Что они должны были сделать?
- Какие волшебные слова помогут?
- Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?
- Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?
«Просьба»
У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», — подумал Сережа и побежал домой.
Папа только что вернулся с работы.
- Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и
опять убежал на улицу.
Вопросы:
- Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?
- Какие ошибки Сережа допустил в обращении к папе?
- Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?
- Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.
«Прощение»
Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андрей:
- Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец.
- Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу.
- Этот, что - ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из- под ранца. Уголок оторвался.
- Что ты наделал! – дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола.
Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы…
Вопросы :
- Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?
- Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?
- Как бы вы поступили в данной ситуации?
Кейс – иллюстрация
– это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
- Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
- Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
- Кейс- иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей .
«Мальчик переходит дорогу в неположенном месте»
ТЕКСТ : Ребенок нарушает правила дорожного
движения, переходит дорогу в неположенном месте. ВОПРОСЫ: Каковы могут быть последствия данного поступка?
«Пожар»
ТЕКСТ: «Петя решил поиграть со спичками в своей комнате. Когда мама почувствовала неприятный запах горелого, она пошла посмотреть, что случилось. Мама зашла в комнату к Пете и испуганно закричала: «Пожар!»
ВОПРОСЫ: Почему мама испуганно закричала? Но, если всё же случился пожар, что в этой ситуации нам нужно делать? Кто приходит к нам на помощь? Как вы оцените поступок Пети?
«Как помочь птицам зимой?»
ТЕКСТ: «Пришла зима. Все вокруг покрыло белым пушистым снегом. Катя с мамой возвращались из детского сада домой. Мама обратила внимание Кати на воробьев, сидящих на ветке. Они сидели, нахохлившись, и прижимались друг к другу».
ВОПРОС: Почему воробьи прижимались друг к другу? Что может сделать человек для птиц зимой?
Фото- кейс
- это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или близких к реальности ситуаций, направленная в основном на формирование новых качеств и умений.
- Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор
лучшего из них.
- «Фото- кейс- технология» помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
В «фото – кейс» входит:
- Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
- Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
- Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение
проблемы.
«Мальчик не ест суп»
Цель: создать мотивацию необходимости кушать первое блюдо.
Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Помощник воспитателя накрыла на стол. Дети сели за стол и стали кушать. И только Егор сидел над тарелкой.
Вопросы : Почему Егор сидит в такой позе за столом? Что перед ним?
Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на месте Егора?
«Умывание»
Цель: воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой.
Текст: Даша первый день пришла в детский сад. Перед завтраком дети пошли мыть руки. А Даша стояла, ждала воспитателя и не знала, что ей делать.
Вопросы : Как помочь Даше?
Как бы вы поступили на месте Даши?
«Кукла Катя встречает гостей»
Цель: учить устанавливать равенство между двумя группами предметов.
Текст: Кукла Катя пригласила в гости друзей. Накрыла на стол, положила конфеты в вазочку. Когда гости пришли, кукла огорчилась. Она не знает, хватит ли всем конфет. Как помочь Кате? Как бы вы поступили на ее месте?
Кейс – Ролевое проектирование
(ситуационно-ролевая игра)
- это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.
- Кейс – проигрывание ролей - эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и применить их на практике.
- Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников
предложенной ситуации.
- Конкретные ситуации – это ситуация, которая произошла конкретно на месте, которую подробно все разбирают, анализируют и приходят к решению.
«Кот, Петух и Лиса»
Ситуация: Вспомнить сказку «Кот, Петух и Лиса»
Обсуждение ситуации: Что случилось в этой сказке?
Обыгрывание ситуаций: Предлагаем детям разбиться на группы:
один
ребенок–Петух,
другой ребенок – Кот, третий - Лиса. Детям предлагаются карточки с картинками,
характеризующего героя. Дети обыгрывают ситуации. В конце приходят к выводу :
- А как бы вы поступили на месте петушка? Открыли бы лисе?
- А что нужно делать, когда нам предлагает незнакомый человек конфеты?
- Да, в этой сказке лиса перехитрила петушка. А как вы думаете, Петушку было страшно?
- Кто приходит на помощь в трудную минуту?
- Чему можно научиться у Петушка? У Кота?
«Настоящие друзья»
Ситуация: «Коле купили новую парковку. Он очень обрадовался и начал с ней играть.
Дима проходил мимо, задел парковку ногой, она упала и сломалась…»
Обсуждение ситуации: что произошло?
Обыгрывание ситуаций: Предлагаем детям разбиться на пары: один ребенок–
мальчик, который играл с парковкой, другой ребенок – мальчик, который сломал
парковку. Детям предлагаются
карточки с картинками, характеризующего героя.
Например: Один герой – злой,
другой вредный и упрямый или первый герой
плаксивый, а другой доброжелательный, один воспитанный, а другой спокойный.
Дети обыгрывают ситуации.
В конце приходят к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?
Заключение:
Кейс однозначных ответов не имеет, он имеет многозначность. Необходимо просто найти выходы из сложившийся ситуации и выбрать для себя самый оптимальный. Иными словами, решение кейсов каждый выбирает для себя индивидуально.
Таким образом, кейс- технология формирует у дошкольников:
- умение взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;
- умение соотносить свои устремления с интересами других людей;
- умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу;
- умение получать необходимую информацию в общении;
- умение выслушать другого и прийти к общему решению;
- умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
- умение отстаивать свою точку зрения в общении;
- умение принимать помощь;
- умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!