СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемные кейсы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, они требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одним из современных методов является кейс-технология.

Просмотр содержимого документа
«Проблемные кейсы»

Проблемные кейсы

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, они требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одним из современных методов является кейс-технология.

Кейс технология это анализ ситуации или конкретного случая, деловая игра.

(«casus» (лат.) - запутанный, необычный случай;

«case» (анг.)- портфель, чемоданчик)

– это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений.

Для чего нужна кейс – технология детям?

Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить возможные пути решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

  • Дети учатся получать необходимую информацию в общении;

  • Осваивают умения соотносить свои устремления с интересами других;

  • Учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос,

участвовать в дискуссии;

  • Осваивают умения принимать помощь других.

Метод кейс - технологии развивает:

  • аналитические навыки;

  • практические навыки;

  • творческие навыки;

  • коммуникативные навыки;

  • социальные навыки;

  • навыки самоанализа.

Виды кейсов:

Печатный (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа

(наиболее популярный в последнее время, зависит от технического оснащения ДОУ).

Видео

(может содержать фильм, аудио и видео материалы.

Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

Знакомство с ситуацией

Выделение основной проблемы

Предложение возможных решений

Выбор оптимального решения

Наиболее используемые кейсы в дошкольном образовании:

  • Кейс - анализ конкретных ситуаций;

  • Кейс – иллюстрации;

  • Фото – кейс;

  • Проигрывание ролей (ролевое проектирование).

Кейс – анализ конкретных ситуаций

  • Это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

  • Цель метода – проанализировать ситуацию и выработать практическое решение совместными усилиями группы воспитанников.

  • Ситуация должна быть взята из практики или приближена к реальной жизни.

«Разговор по телефону»

Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.

  • Юру позовите.

  • Юры нет дома. А с кем я говорю?

  • Ну ладно, потом позвоню.

Вопросы:

  • О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?

  • Умеет ли Владик разговаривать по телефону?

  • Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?

  • Почему?

Предложите свой вариант разговора по телефону.

«Знакомство»

Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

Вопросы:

  • Как помочь девочкам познакомиться?

  • Что они должны были сделать?

  • Какие волшебные слова помогут?

  • Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?

  • Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

«Просьба»

У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», — подумал Сережа и побежал домой.

Папа только что вернулся с работы.

-Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.

Вопросы:

  • Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?

  • Какие ошибки Сережа допустил в обращении к папе?

  • Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?

  • Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.

«Прощение»

Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андрей:

-Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец.

-Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу.

-Этот, что - ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался.

-Что ты наделал! – дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола.

Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы…

Вопросы:

  • Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?

  • Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?

  • Как бы вы поступили в данной ситуации?

Кейс – иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

  • Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

  • Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

  • Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

«Мальчик переходит дорогу в неположенном месте»

ТЕКСТ: Ребенок нарушает правила дорожного движения, переходит дорогу в неположенном месте. ВОПРОСЫ: Каковы могут быть последствия данного поступка?

«Пожар»

ТЕКСТ: «Петя решил поиграть со спичками в своей комнате. Когда мама почувствовала неприятный запах горелого, она пошла посмотреть, что случилось. Мама зашла в комнату к Пете и испуганно закричала: «Пожар!»

ВОПРОСЫ: Почему мама испуганно закричала? Но, если всё же случился пожар, что в этой ситуации нам нужно делать? Кто приходит к нам на помощь? Как вы оцените поступок Пети?

«Как помочь птицам зимой?»

ТЕКСТ: «Пришла зима. Все вокруг покрыло белым пушистым снегом. Катя с мамой возвращались из детского сада домой. Мама обратила внимание Кати на воробьев, сидящих на ветке. Они сидели, нахохлившись, и прижимались друг к другу».

ВОПРОС: Почему воробьи прижимались друг к другу? Что может сделать человек для птиц зимой?

Кейс иллюстрация

Фото кейс

  • это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или близких к реальности ситуаций, направленная в основном на формирование новых качеств и умений.

  • Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор

лучшего из них.

  • «Фото-кейс-технология» помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

В «фото – кейс» входит:

  1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

  2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

  3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение

проблемы.

«Мальчик не ест суп»

Цель: создать мотивацию необходимости кушать первое блюдо.

Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Помощник воспитателя накрыла на стол. Дети сели за стол и стали кушать. И только Егор сидел над тарелкой.

Вопросы: Почему Егор сидит в такой позе за столом? Что перед ним?

Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на месте Егора?

«Умывание»

Цель: воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой.

Текст: Даша первый день пришла в детский сад. Перед завтраком дети пошли мыть руки. А Даша стояла, ждала воспитателя и не знала, что ей делать.

Вопросы: Как помочь Даше?

Как бы вы поступили на месте Даши?

«Кукла Катя пригласила гостей»

Цель: учить устанавливать равенство между двумя группами предметов.

Текст: Кукла Катя пригласила в гости друзей. Накрыла на стол, положила конфеты в вазочку. Когда гости пришли, кукла огорчилась. Она не знает, хватит ли всем конфет. Как помочь Кате? Как бы вы поступили на ее месте?

Кейс – Ролевое проектирование

  • это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

  • Кейс – проигрывание ролей - эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и применить их на практике.

  • Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников

предложенной ситуации.

  • Конкретные ситуации – это ситуация, которая произошла конкретно на месте, которую подробно все разбирают, анализируют и приходят к решению.

«Кот, Петух и Лиса»

Ситуация: Вспомнить сказку «Кот, Петух и Лиса»

Обсуждение ситуации: Что случилось в этой сказке?

Обыгрывание ситуаций: Предлагаем детям разбиться на группы: один ребенок петух

другой ребенок – Кот, третий - Лиса. Детям предлагаются карточки картинками, характеризующего героя. Дети обыгрывают ситуации. В конце приходят к выводу:

-А как бы вы поступили на месте петушка? Открыли бы лисе?

-А что нужно делать, когда нам предлагает незнакомый человек конфеты?

-Да, в этой сказке лиса перехитрила петушка. А как вы думаете, Петушку было страшно?

-Кто приходит на помощь в трудную минуту?

- Чему можно научиться у Петушка? У Кота?

«Настоящие друзья»

Ситуация: «Коле купили новую парковку. Он очень обрадовался и начал с ней играть.

Дима проходил мимо, задел парковку ногой, она упала и сломалась…»

Обсуждение ситуации: что произошло?

Обыгрывание ситуаций: Предлагаем детям разбиться на пары: один ребенок–

мальчик, который играл с парковкой, другой ребенок – мальчик, который сломал парковку. Деятм предлагается карточки с картинками, харакеризуеющего героя. Например, один герой злой, другой вредный и упрямый или первый герой плаксивый, а другой доброжелательный, один воспитанный, а другой спокойный.

Дети обыгрывают ситуации.

В конце приходят к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кейс однозначных ответов не имеет, он имеет многозначность. Необходимо просто найти выходы из сложившийся ситуации и выбрать для себя самый оптимальный. Иными словами, решение кейсов каждый выбирает для себя индивидуально.

Таким образом, кейс-технология формирует у дошкольников:

-умение взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;

-умение соотносить свои устремления с интересами других людей;

-умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу;

-умение получать необходимую информацию в общении;

-умение выслушать другого и прийти к общему решению;

-умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

-умение отстаивать свою точку зрения в общении;

-умение принимать помощь;

-умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.