ПРОБЛЕМНЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ В 11 КЛАССЕ
Провела урок учитель химии
высшей категории Салаватова З.А.
Дата ____________
Тема: «Нефть - основа цивилизации.
Роль химии
в решении социально-экономических задач общества»
Цели:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Нефть - природный источник углеводородов».
Подчеркнуть позитивную роль химии в решении социально-экономических задач общества.
Создать условия для развития навыков научно-исследовательской работы учащихся, их творческой и деловой активности.
Метод:
метод проектов.
Форма работы:
групповая, коллективная.
Оборудование:
компьютеры, локальная сеть, мультимедийный проектор,
рабочая тетрадь, таблички на столы с обозначением предприятия, план работы над проектом.
При подготовке к уроку были сформированы группы учащихся, проведена предварительная работа по следующим этапам.
Планирование содержания и этапов учебного проекта
Продумывание учителями темы проекта урока, выбор учебного раздела в соответствии с программой, определение вида, типа и метода проведения урока.
Выбор возрастной категории учащихся: учащиеся 11-х классов.
Формулирование вопросов учебной темы.
Как рационально использовать нефть?
Сколько нефти на планете?
Почему увеличивается добыча нефти?
Что такое нефть?
Как можно решить проблему «ограниченности» нефти?
Что эффективнее: использовать нефть как источник энергии или как ресурс для нефтехимической промышленности?
4.Формулирование дидактических целей проекта.
Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умения работать с большим объемом информации, умение увидеть проблему и наметить пути ее решения.
Формирование критического мышления, навыков работы в команде.
5.Формирование методических задач.
Формировать умения самостоятельно работать с новыми источниками информации: анализировать, систематизировать, классифицировать, отбирать информацию, представлять ее, используя современные технологии.
Развивать творческие и аналитические способности учащихся, умение аргументировать собственное мнение.
Формировать умение работать в группах и индивидуально.
Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, взаимоподдержки.
Поддерживать познавательный интерес к предметам.
Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся).
Выдвижение гипотез решения проблемы (гипотезы исследуются как возможные варианты решения проблемы). В ходе исследования они подвергаются проверке.
Определение творческого названия проекта «Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями» (Д.И. Менделеев.)
Формирование групп для проведения исследования и определения формы представления результатов. Учащиеся делятся на группы по интересам.
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группах.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе. Поиск группового соглашения.
Самостоятельная работа групп (учитель консультирует, помогает, направляет, координирует деятельность учащихся).
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе (дизайн предприятия по разработке какого-либо предложения, доказательство через аргументы и факты).
Защита полученных результатов и выводов.
Оценивание результатов проекта школьниками (рефлексия).
Ход урока
I.Организационная часть
П. Основная часть
Девиз урока: «В любом труде, в любом творенье - необходимо вдохновенье»
Учитель. Здравствуйте. Сегодня мы проведем мультимедийный проблемно-интегрированный урок. Он потребует от вас знаний, как химии, так и экономики. Его тему и цель мы определим несколько позже.
Человек... У человека огромное количество потребностей, в том числе и материальных. «Мы все желаний никогда своих не умеряем, имея что-нибудь, мы большего желаем». А что же нужно для создания предметов, составляющих экономические блага?
Конечно же, природные ресурсы.
Значит, чем быстрее растут наши потребности, тем стремительнее уменьшаются природные запасы. Видите ли вы в этом проблему?
Представим себе, что когда-нибудь, а может быть, совсем скоро закончится такой природный ресурс, как нефть.
Звучит голос за кадром, комментирующий слайды, составленные по данной информации.
Прогноз доктора Колина Кэмпбелла - крупнейшего специалиста в области нефтедобычи. В настоящее время консультант правительства США и крупных нефтяных корпораций: «Суммарные запасы нефти на планете составляют 1800 гигабаррелей, из которых человек уже добыл почти половину - 822 гигабарреля. При этом человечество потребляет в год 22 гигабарерреля нефти, а разведывает всего 6. Пик добычи придется на 2007 год, после чего истощение мировых запасов нефти будет составлять 2 % в год. 2007 год станет поворотным моментом в истории человечества».
Оценка нефтересурсов доктора Кинга Хубберта - известного специалиста в области разведки и истощения нефтересурсов: «Нефть используют как источник энергии до тех пор, пока добывать ее дешевле, чем получать ее с помощью электроэнергии. После этого добыча нефти прекратится независимо от того, какова будет ее денежно-кредитная цена. К 2025 году человечество потребит 80 % мировых запасов нефти.
Авторитетное мнение профессора Айвенго - консультанта правительства США по оценке нефтяных запасов основных бассейнов: «Уже найдена вся нефть на Земле. Критическая дата - когда глобальный спрос превысит мировую добычу - придется на период между 2005-2010 годами. После этого темпы добычи начнут снижаться. Это произойдет в пределах жизни большинства людей, живущих сейчас на планете. Дальше наступит энергетический кризис, который затронет каждого землянина».
■ Неужели прогнозы ученых сбудутся и к окончанию XXI века из недр Земли будут выкачены последние баррели нефти? И что? Это коснется всех?
(Дискуссия детей о последствиях, которые могут возникнуть в результате использования всей имеющейся нефти, о необходимости нефти для производства благ.)
Значит, уже сейчас мы должны думать о том, как снизить потребление нефти, уменьшить свои потребности в питании, одежде, передвижении транспортом, в пользовании электроэнергией. Представьте себе, насколько ухудшатся условия жизни человека, учитывая, что государства всего мира решают задачи, связанные с улучшением уровня и качества жизни своих граждан. Итак, мы видим проблему, которая может возникнуть из-за несоответствия все возрастающего потребления нефти и ограниченности данного природного ресурса. Проблему, которая является глобальной для человечества, но в рамках нашего сегодняшнего урока мы попытаемся ее решить с позиций химической и экономической наук и определить позитивную роль химии в решении социально-экономических задач общества.
Исходя из целей урока, попробуйте самостоятельно сформулировать его тему. «Нефть - основа цивилизации. Роль химии в решении социально-экономических задач общества».
Давайте вспомним, каковы же физические свойства нефти. Проведем небольшое лабораторное исследование, отметим ее агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде.
Лабораторный опыт «Физические свойства нефти»
Цель работы: определить цвет, запах, растворимость в воде.
Ученик. Историческая справка.
С нефтью человек познакомился давно. Сведения о ней пришли к нам с Ближнего Востока. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что еще в долине реки Евфрат нефть и продукты ее окисления (асфальты) люди добывали 6-8 тыс. лет назад. Древние шумеры использовали битум вместо связующего раствора в кладке, как клей в серпах и аппликациях в великих городах индийской цивилизации. Для бальзамирования мумий использовали асфальт, а в Вавилоне нефтью освещали улицы.
Людям давно были известны «смоляные ямы» - асфальтные озера, которые «подарили» нам сотни хорошо сохранившихся скелетов гигантских ленивцев, саблезубых тигров и других позвоночных животных.
В раннем Средневековье нефть уже добывается из колодцев, затем появляются первые скважины глубиной до 200-300 метров в Италии.
В Китае бурение было известно еще до н.э.
В XVIII веке появляются первые асфальтированные улицы в Париже и в Петербурге. Но главное - нефть нужна была для керосиновых ламп. В 1745 году на реке Ухте на Севере России архангельский промышленник Ф.С. Прядунов построил первый в мире нефтеперегонный завод для получения нефтепродуктов. В день он получал из 27 тонн нефти 16 тонн керосина.
Затем нефть понадобилась для двигателей внутреннего сгорания. После изобретения инженером В.Г. Шуховым метода перегонки нефти она стала универсальным топливом. Первая нефтяная скважина в мире пробурена в 1848 году в Баку. Именно с этой скважины, как принято считать, и начинается промышленная добыча нефти в мире.
Учитель. Вернемся к проблеме. Неужели мы будем спокойно ждать то время, когда цивилизация погрузится в мрак и холод? Что вы можете предложить для сохранения ресурсов нефти? Какие вы можете предложить пути решения? Объединим ваши предложения следующей информационной моделью.

Для разработки гипотезы класс разделился на 4 группы
1-я команда «Алыпернативщики»;
2-я команда «Следопыты»;
3-я команда «Активисты»;
4-я команда «Защитники природы».
Дома вы продумали свою позицию, подобрали аргументы в пользу своего решения, и теперь у вас есть 2 минуты для того, чтобы подготовить свои презентации проектов. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что по окончании презентаций будет проведен рейтинг предложений по решению проблемы несоответствия между ростом потребления нефти и ее природными запасами. Если при подготовке проекта вы работали над одним предложением, то во время презентации узнаете еще о трех. У вас появляется возможность теперь уже личного предпочтения решения обозначенной проблемы. Поэтому вы можете задавать интересующие вас вопросы после презентации одной из групп, чтобы убедиться, что такое предложение в большей степени решит проблему. Когда все группы представят свои проекты, вы сможете оценить работу каждой из групп.
Но сначала небольшая справка: в настоящее время нефтяную политику определяют два картеля - западный и восточный. Первый включает 6 крупнейших нефтяных компаний, на которые приходится 40% нефтедобычи стран. Совокупный объем продаж: этих компаний - 400 млрд долларов. В восточный картель - ОПЕК - входят 13 стран, дающих 60% мирового экспорта нефти. В ОПЕК входят: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эквадор.
Презентации проектов учащихся
Вы просмотрели презентации, осмыслили каждое предложение команд. Какие аргументы были убедительнее? Какое предложение, на ваш взгляд, решит проблему? Объявляется рейтинг для этого.
Результаты рейтинга.
Заключительная часть, подведение итогов урока, оценка работы учащихся.
Давайте вспомним начало урока. Мы говорили, что у человечества неограниченные потребности и, чтобы человек был доволен условиями жизни, ему необходимо получить огромное число благ, для производства которых необходимы факторы производства: природные ресурсы, труд, капитал, предпринимательство.
Уменьшение таких факторов, как природные ресурсы, можно компенсировать предпринимательством, открыть такие предприятия, которые решат проблему рационального эффективного использования ограниченных природных ресурсов. «Великая наука жить состоит в том, чтобы жить в будущем» (Пифагор).
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Ученика (цы)_______________________________________
Тема урока:
Цель урока:
Обобщить и систематизировать знания по теме: «Нефть - природный источник углеводородов».
Подчеркнуть позитивную роль химии в решении социально-экономических задач общества.
Конспект урока:
Лабораторная работа «Физические свойства нефти».
Цель работы: Определить
- цвет _________________
- запах ________________
- растворимость в воде ___________________________________
2
. Модель решения проблемы ограниченности нефти и неограниченности потребностей.
3. Алгоритм защиты проекта:
а) цель исследования;
б) результаты исследования решения проблемы;
в) общие выводы.
Сформулируйте вопросы по презентации проектов
Рейтинг
Мое предпочтение
6. Вывод по проблеме, поставленной на уроке:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Рефлексия
Продолжи следующие предложения;
Я узнал(а) на уроке:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я не согласен(на):
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На уроке столкнулся(лась) со следующими трудностями:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________