Клепикова Татьяна Григорьевна
Анапа 2018 год
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или КАК ОТКРЫВАТЬ ЗНАНИЯ С УЧЕНИКАМИ
Мышление - это «познание, приводящее к решению встающих пред человеком задач и проблем... Мышление возникает из проблемной ситуации и направлено на ее разрешение»
С.Л. Рубинштейн
Мышление - это «познание, приводящее к решению встающих пред человеком задач и проблем... Мышление возникает из проблемной ситуации и направлено на ее разрешение» С.Л. Рубинштейн
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
В основе проблемного урока лежит технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Слово «проблемный» означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.
3
СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА
Цель
Этапы урока
З
Н
А
Н
И
Е
Творческие звенья деятельности учащихся
Введение
Постановка учебной проблемы
Поиск решения
Воспроизведение
Выражение решения
Реализация продукта
Постановка учебной проблемы-формулирование вопроса или темы урока. Поиск решения-открытие субъективно нового знания. Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме. Реализация продукта – представление продукта учителю и классу
4
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
- КАК ТЕМА УРОКА;
- КАК НЕ СОВПАДАЮЩИЙ С ТЕМОЙ УРОКА ВОПРОС, ОТВЕТОМ НА КОТОРОЕ И БУДЕТ НОВОЕ ЗАДАНИЕ
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
- как тема урока;
- как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на которое и будет новое задане
Следовательно, поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования
К учебной проблеме ведут три пути:
- Создание проблемной ситуации
- Подводящий диалог
- Мотивирующие приемы
5
ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНОГО УРОКА
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
ПОИСК РЕШЕНИЯ
ДИАЛОГ
Постановка проблемы это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения это этап «открытия» знания. Слово «диалог» означает, что и постановку проблемы и поиск решения осуществляют ученики в ходе специально организованого учителем диалога. Различают побуждающий и подводящий диалог
ПОБУЖДАЮЩИЙ
ПОДВОДЯЩИЙ
6
ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ
- Догадка;
- скачок к неизвестному;
- переживание учеником риска;
- неожиданные ответы;
- диалог может быть прекращён с появлением нужной мысли ученика
Побуждающий диалог отдельные стимулирующие реплики, котрые обеспечивают подлинную творческую деятельность учеников и развивает творческие способности.
Побуждающий диалог – это бульдозер. Он подталкивает ребенка к прыжку через пропасть к неизвестному. Это рискованно, в полете легко сбиться с курса и попасть не туда. Признаки побуждающего диалога: догадка; скачок к неизвестному; переживание учеником риска; неожиданные ответы; диалог может быть прекращён с появлением нужной мысли ученика
7
ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ
- Создание проблемной ситуации;
- побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
- побуждение к формулированию учебной проблемы;
- принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
создания проблемной ситуации;
побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
побуждения к формулированию учебной проблемы;
принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Рассмотрим эти действия.
8
Приемы создания проблемной ситуации:
С УДИВЛЕНИЕМ
С ЗАТРУДНЕНИЕМ
1. Предъявление противоречий
4. Дать невыполнимое задание
2. Столкнуть мнения учеников
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим
3. Обнажить житейское представление учащихся;
представить научный факт сообщением, наглядностью
экспериментом
6. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;
доказать, что задание не выполнено
Приемы создания проблемной ситуации:
С УДИВЛЕНИЕМ: между двумя (или более) положениями:
Прием 1.
Предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений
Прием 2.
Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием
Между житейскими представлениями учеников и научными фактами:
Прием 3.
Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим знание «на ошибку»
Представить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.
С ЗАТРУДНЕНИЕМ
Между неоходимостью и невозможностью выполнить задание
Прием 4.
Дать практическое задание, не выполнимое вообще
Прием 5.
Дать практическое задание, не сходное с предыдущим
Прием 6.
Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;
доказать, что задание не выполнено
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации:
ПРИЕМЫ:
ВОПРОСЫ:
ПРИЕМ 1.
-Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты на лицо?
ПРИЕМ 2.
-Сколько же в нашем классе разных мнений?
ПРИЕМ 3.
-Вы что предполагали? А что получается на самом деле?
ПРИЕМ 4.
-Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?
ПРИЕМ 5.
-Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?
ПРИЕМ 6.
-Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и разными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой.
После применения приема 1 добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?». Если же классу предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения)?». После приема 2, провоцирующего разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же в нашем классе разных мнений?». В случае приема 3 научный факт и житейские представления учеников «разводятся» в их сознании репликой: «Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».
При использовании приема 4 осознание школьниками абсолютной невозможности выполнения задания стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?». После приема 5 (задание, не сходное с предыдущими) ученики схватывают суть возникшего затруднения, если им помогают словами: «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?». Из проблемной ситуации, созданной приемом 6, где ученики используют старое знание, можно вывести так: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?».
Прием 2. Урок русского языка по теме: «Правописание суффиксов –чик и –щик»
Груз
Буфет
Груз груз ч ик груз щ ик
Буфет буфет ч ик буфет щ ик
4 ШАГА:
- Создана проблемная ситуация;
- Побуждение и осознание противоречия;
- Побуждение и формулирование учебной проблемы;
- Приняты формулировки учебной проблемы, как темы урока
Теперь все сказанное выше проиллюстрируем примерами. Создаем проблемную ситуацию.
Прием 2. (Столкнуть мнения учеников) Урок русского языка в 3-м классе по теме «Правописание суффиксов –чик и –щик»
Мы разбиваем класс на группы, даем практическое задание:
-От данных слов образуйте новые слова с суффиксами –чик и –щик.
После выполнения каждая группа вывешивает лист на доску.
-Посмотрите как группы выполнили задание. Прочитайте, какое слово было образовано от слова «груз», «буфет».
Разные мнения вызывают реакцию удивления ( Возникает проблемная ситуация )
Теперь выходим к учебной проблеме
- Итак, что же получается? Задание дала вам одно. А как его выполнили? ( побуждение к осознанию противоречия)
- По-разному! (осознание противоречия)
- Почему так вышло? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока? (побуждение к формулированию учебной проблемы)
Принятие формулировок учебной проблемя учащихся
- Будем выяснять, кто прав (неточная формулировка)
- Так (принятие неточной формулировки). Кто еще попытается сформулировать тему? (побуждение к переформулированию темы)
- Надо найти теорию по этой теме (неточная формулировка)
- Теорию – это верно (принятие неточной формулировки). А по какой теме? (побуждение к переформулированию темы)
- Правописание суффиксов –чик и –щик (учебная проблема как тема урока)
Таким образом, при побуждающем диалоге позможно появление неточных, даже ошибочных ученических формулировок.
Итак, на этом примере мы видим 4 важных шага в создании проблемного диалога:
- Создана проблемная ситуация;
- Выполнено побуждение к осознанию противоречия и его осознание;
- Выполненено побуждение к формулированию учебной проблемы и ее формулирование;
- Приняты формулировки учебной проблемы, как темы урока
11
ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ
- жёсткий пошаговый ход;
- переживание учеником удивления от открытия в конце диалога;
- отсутствие неожиданных ответов;
- идёт до последнего вопроса
Подводящий диалог представляет собой цепь, систему вопросов и заданий, которые задействуют и соответственно развивают логическое мышление учащихся
Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации
Подводящий диалог – это локомотив, который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения. Признаки подводящего диалога: жёсткий пошаговый ход; переживание учеником открытия в итоговой стадии; отсутствие неожиданных ответов; идёт до последнего вопроса на обобщение
12
Урок русского языка по теме «Безударные гласные в приставках»
Долетел, забежал, надписал, подшил, поставили, преребежали
- Система посильных вопросов и заданий;
- Репродуктивные задания (вспомни, выполни привычное задание);
- Мыслительные задания (проанализируй, сравни);
- Вопрос на обобщение, ответ - тема урока
Урок русского языка по теме «Безударные гласные в приставках»
-Запишите слова, поставьте ударение. (Долетел, забежал, надписал, подшил, поставили, преребежали
и др.).
-Подчеркните безударные гласные.
-В каких частях слова находятся безударные гласные? (В корне и приставке).
-Обозначте их. (обозначают)
-Какое правило о безударных гласных мы уже знаем? (О безударной гласной в корне слова)
-А какое правило о безударных гласных еще не учили? (правило безударной гласной в приставках)
-Значит какая сегодня тема урока? (Безударная гласная в приставках)
Итак мы использовали подводящий диалог.
Таким образом, подводящий диалог
- Система посильных вопросов и заданий которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока ;
- Репродуктивные задания (вспомни, выполни привычное задание);
- Мыслительные задания (проанализируй, сравни);
- Вопрос на обобщение, ответ - тема урока , нет смысла подводить учеников к какому-то непонятному вопросу
13
МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ
«ЯРКОЕ ПЯТНО»
«АКТУАЛЬНОСТЬ»
- Сказки;
- загадки;
- фрагменты фильмов;
- исторические справки;
- шутки
- Обнаружение смысла, значимости темы урока для каждого ученика
Итак к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию, но е надо еще придумать! А если не думается, тогда подведем от пройденного материала. Аесли начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Мы торжественно объявляем тему, а она ученикам неинтересна и получается скучный традиционный урок. Где же выход? Для этого существуюм мотивирующие приемы: «яркое пятно»и «актуальность». «Яркое пятно» любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников. «Актуальность» состоит в онаружении смысла, личностной значимости
14
РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Выдвижение и проверка гипотез
Подведение к новому знанию
- Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог: последовательный вариант, одновременный вариант
- Подводящий к открытию нового знания диалог
Итак учебная проблема поставлена, на чинается вторая фаза проблемного урока – поиск решения. Суть этого творческого звена проста: учитель помогает открыть ученикам новое знание. Организовать этот процесс можно по-разному. Можно пустить класс путем проб и ошибок, когода ребята выдвигали и проверяли свои гипотезы. Используем побуждающий к выдвижению и проверке гипотиз диалог (последовательный вариант, одновременый вариант)
А можно без всяких гипотез – подвести учеников к новому знанию.
Путь через гипотезы довольно сложен, и в реальной школьной практике мало кто на него отваживается.
15
Урок русского языка по теме: «Правописание суффиксов –чик и –щик»
разведчик
летчик
извозчик
разносчик
перебежчик
обойщик
фонарщик
съемщик
формовщик
гонщик
Последовательный вариант: фронтально
- Посмотрите на два столбика слов. В первом слова с суффиксом –чик, во втором –щик. Они помогут вам самим открыть правило.
- Итак, какие есть идеи?(побуждение к гипотезам)
- После глухих пишется –чик (ошибочная гипотеза 1)
- Так (принятие гипотезы). Все с этим согласны? (побуждение к проверке)
- А «перебежчик»? Звук Ж звонкий, а после него пишется –чик (контраргумент)
- Какие еще есть гипотезы? Ит.д
Одновременый вариант: и фронтально, и в групповой работе
При этом варианте может хватить и одной проверки на все гипотезы сразу
16
ЭТАП ВОСПРИЗВЕДЕНИЯ
Выражение решения
Реализация продукта
- Формулирование темы, вопросов в доступной форме;
- составление опорного сигнала;
- художественная форма выражения мысли
- Представление продукта классу учителю
Мы говорим «ученик знает», когда он понимает материал и может его воспроизвести. Но оба эти критерия не всегда совпадают. Можно понимать без произведения и можно воспроизводить не понимая. Этап проговаривания развивает активную речь-способность передать мысль словами, с другой стороны за счет проговаривания углубляется понимание знаний. В учебном процессе без этапа воспроизведения знаний не обойтись. Поэтому учитель просит выучить правило, пересказать параграф своими словами, хороши задания, но имеют репродуктивный характер-ребенок повторяет чужие формулировки. А проблемный урок, должен организовать творческое усвоение.
ЭТАП ВОСПРИЗВЕДЕНИЯ имеет два звена: Выражение решения и реализация продукта. Вместо выучи-перескажи, каждый ученик должен САМ по-своему выразить полученное на уроке знание и представить собственный продукт. Отсюда и название – продуктивные задания
Выражение решения: Формулирование решения в доступной форме; Составление опорного сигнала;
Художественная форма выражения мысли
17