СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемный урок или как открывать знания с учениками

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе проблемного урока лежит технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Слово «проблемный» означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.

Просмотр содержимого документа
«Проблемный урок или как открывать знания с учениками»

Клепикова Татьяна Григорьевна Анапа 2018 год ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК  или  КАК ОТКРЫВАТЬ ЗНАНИЯ  С УЧЕНИКАМИ

Клепикова Татьяна Григорьевна

Анапа 2018 год

ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или КАК ОТКРЫВАТЬ ЗНАНИЯ С УЧЕНИКАМИ

Мышление - это «познание, приводящее к решению встающих пред человеком задач и проблем... Мышление возникает из проблемной ситуации и направлено на ее разрешение» С.Л. Рубинштейн  Мышление - это «познание, приводящее к решению встающих пред человеком задач и проблем... Мышление возникает из проблемной ситуации и направлено на ее разрешение» С.Л. Рубинштейн

Мышление - это «познание, приводящее к решению встающих пред человеком задач и проблем... Мышление возникает из проблемной ситуации и направлено на ее разрешение»

С.Л. Рубинштейн

Мышление - это «познание, приводящее к решению встающих пред человеком задач и проблем... Мышление возникает из проблемной ситуации и направлено на ее разрешение» С.Л. Рубинштейн

ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В основе проблемного урока лежит технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Слово «проблемный» означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. 3

ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

В основе проблемного урока лежит технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Слово «проблемный» означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.

3

СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА Цель Этапы урока З Н А Н И Е Творческие звенья деятельности учащихся Введение Постановка учебной проблемы Поиск решения Воспроизведение  Выражение решения Реализация продукта Постановка учебной проблемы-формулирование вопроса или темы урока. Поиск решения-открытие субъективно нового знания. Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме. Реализация продукта – представление продукта учителю и классу 4

СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА

Цель

Этапы урока

З

Н

А

Н

И

Е

Творческие звенья деятельности учащихся

Введение

Постановка учебной проблемы

Поиск решения

Воспроизведение

Выражение решения

Реализация продукта

Постановка учебной проблемы-формулирование вопроса или темы урока. Поиск решения-открытие субъективно нового знания. Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме. Реализация продукта – представление продукта учителю и классу

4

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ КАК ТЕМА УРОКА; КАК НЕ СОВПАДАЮЩИЙ С ТЕМОЙ УРОКА ВОПРОС, ОТВЕТОМ НА КОТОРОЕ И БУДЕТ НОВОЕ ЗАДАНИЕ  ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ как тема урока; как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на которое и будет новое задане Следовательно, поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования К учебной проблеме ведут три пути: Создание проблемной ситуации Подводящий диалог Мотивирующие приемы 5

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

  • КАК ТЕМА УРОКА;
  • КАК НЕ СОВПАДАЮЩИЙ С ТЕМОЙ УРОКА ВОПРОС, ОТВЕТОМ НА КОТОРОЕ И БУДЕТ НОВОЕ ЗАДАНИЕ

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

  • как тема урока;
  • как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на которое и будет новое задане

Следовательно, поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования

К учебной проблеме ведут три пути:

  • Создание проблемной ситуации
  • Подводящий диалог
  • Мотивирующие приемы

5

ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНОГО УРОКА ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ПОИСК РЕШЕНИЯ ДИАЛОГ Постановка проблемы это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения это этап «открытия» знания. Слово «диалог» означает, что и постановку проблемы и поиск решения осуществляют ученики в ходе специально организованого учителем диалога. Различают побуждающий и подводящий диалог ПОБУЖДАЮЩИЙ ПОДВОДЯЩИЙ 6

ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНОГО УРОКА

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

ПОИСК РЕШЕНИЯ

ДИАЛОГ

Постановка проблемы это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения это этап «открытия» знания. Слово «диалог» означает, что и постановку проблемы и поиск решения осуществляют ученики в ходе специально организованого учителем диалога. Различают побуждающий и подводящий диалог

ПОБУЖДАЮЩИЙ

ПОДВОДЯЩИЙ

6

ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ Догадка; скачок к неизвестному; переживание учеником риска; неожиданные ответы; диалог может быть прекращён с появлением нужной мысли ученика   Побуждающий диалог отдельные стимулирующие реплики, котрые обеспечивают подлинную творческую деятельность учеников и развивает творческие способности. Побуждающий диалог – это бульдозер. Он подталкивает ребенка к прыжку через пропасть к неизвестному. Это рискованно, в полете легко сбиться с курса и попасть не туда. Признаки побуждающего диалога: догадка; скачок к неизвестному; переживание учеником риска; неожиданные ответы; диалог может быть прекращён с появлением нужной мысли ученика 7

ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ

  • Догадка;
  • скачок к неизвестному;
  • переживание учеником риска;
  • неожиданные ответы;
  • диалог может быть прекращён с появлением нужной мысли ученика

Побуждающий диалог отдельные стимулирующие реплики, котрые обеспечивают подлинную творческую деятельность учеников и развивает творческие способности.

Побуждающий диалог – это бульдозер. Он подталкивает ребенка к прыжку через пропасть к неизвестному. Это рискованно, в полете легко сбиться с курса и попасть не туда. Признаки побуждающего диалога: догадка; скачок к неизвестному; переживание учеником риска; неожиданные ответы; диалог может быть прекращён с появлением нужной мысли ученика

7

ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ Создание проблемной ситуации; побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; побуждение к формулированию учебной проблемы; принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы    Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее слож­ным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: создания проблемной ситуации; побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; побуждения к формулированию учебной проблемы; принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Рассмотрим эти действия. 8

ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ

  • Создание проблемной ситуации;
  • побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
  • побуждение к формулированию учебной проблемы;
  • принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее слож­ным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

создания проблемной ситуации;

побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

побуждения к формулированию учебной проблемы;

принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Рассмотрим эти действия.

8

Приемы создания проблемной ситуации:

С УДИВЛЕНИЕМ

С ЗАТРУДНЕНИЕМ

1. Предъявление противоречий

4. Дать невыполнимое задание

2. Столкнуть мнения учеников

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

3. Обнажить житейское представление учащихся;

представить научный факт сообщением, наглядностью

экспериментом

6. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;

доказать, что задание не выполнено

Приемы создания проблемной ситуации:

С УДИВЛЕНИЕМ: между двумя (или более) положениями:

Прием 1.

Предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений

Прием 2.

Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием

Между житейскими представлениями учеников и научными фактами:

Прием 3.

Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим знание «на ошибку»

Представить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

С ЗАТРУДНЕНИЕМ

Между неоходимостью и невозможностью выполнить задание

Прием 4.

Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Прием 5.

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

Прием 6.

Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;

доказать, что задание не выполнено

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации:

ПРИЕМЫ:

ВОПРОСЫ:

ПРИЕМ 1.

-Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты на лицо?

ПРИЕМ 2.

-Сколько же в нашем классе разных мнений?

ПРИЕМ 3.

-Вы что предполагали? А что получается на самом деле?

ПРИЕМ 4.

-Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?

ПРИЕМ 5.

-Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

ПРИЕМ 6.

-Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и разными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой.

После применения приема 1 добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?». Если же классу предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения)?». После приема 2, провоцирующего разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же в нашем классе разных мнений?». В случае приема 3 научный факт и житейские представления учеников «разводятся» в их сознании репликой: «Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».

При использовании приема 4 осознание школьниками абсолютной невозможности выполнения задания стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?». После приема 5 (задание, не сходное с предыдущими) ученики схватывают суть возникшего затруднения, если им помогают словами: «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?». Из проблемной ситуации, созданной приемом 6, где ученики используют старое знание, можно вывести так: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?».

Прием 2. Урок русского языка по теме: «Правописание суффиксов –чик и –щик»

Груз

Буфет

Груз груз ч ик груз щ ик

Буфет буфет ч ик буфет щ ик

4 ШАГА:

  • Создана проблемная ситуация;
  • Побуждение и осознание противоречия;
  • Побуждение и формулирование учебной проблемы;
  • Приняты формулировки учебной проблемы, как темы урока

Теперь все сказанное выше проиллюстрируем примерами. Создаем проблемную ситуацию.

Прием 2. (Столкнуть мнения учеников) Урок русского языка в 3-м классе по теме «Правописание суффиксов –чик и –щик»

Мы разбиваем класс на группы, даем практическое задание:

-От данных слов образуйте новые слова с суффиксами –чик и –щик.

После выполнения каждая группа вывешивает лист на доску.

-Посмотрите как группы выполнили задание. Прочитайте, какое слово было образовано от слова «груз», «буфет».

Разные мнения вызывают реакцию удивления ( Возникает проблемная ситуация )

Теперь выходим к учебной проблеме

  • Итак, что же получается? Задание дала вам одно. А как его выполнили? ( побуждение к осознанию противоречия)
  • По-разному! (осознание противоречия)
  • Почему так вышло? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока? (побуждение к формулированию учебной проблемы)

Принятие формулировок учебной проблемя учащихся

  • Будем выяснять, кто прав (неточная формулировка)
  • Так (принятие неточной формулировки). Кто еще попытается сформулировать тему? (побуждение к переформулированию темы)
  • Надо найти теорию по этой теме (неточная формулировка)
  • Теорию – это верно (принятие неточной формулировки). А по какой теме? (побуждение к переформулированию темы)
  • Правописание суффиксов –чик и –щик (учебная проблема как тема урока)

Таким образом, при побуждающем диалоге позможно появление неточных, даже ошибочных ученических формулировок.

Итак, на этом примере мы видим 4 важных шага в создании проблемного диалога:

  • Создана проблемная ситуация;
  • Выполнено побуждение к осознанию противоречия и его осознание;
  • Выполненено побуждение к формулированию учебной проблемы и ее формулирование;
  • Приняты формулировки учебной проблемы, как темы урока

11

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ жёсткий пошаговый ход; переживание учеником удивления от открытия в конце диалога; отсутствие неожиданных ответов; идёт до последнего вопроса     Подводящий диалог представляет собой цепь, систему вопросов и заданий, которые задействуют и соответственно развивают логическое мышление учащихся Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыду­щий, т.к. не требует создания проблемной ситуации Подводящий диалог – это локомотив, который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения. Признаки подводящего диалога: жёсткий пошаговый ход; переживание учеником открытия в итоговой стадии; отсутствие неожиданных ответов; идёт до последнего вопроса на обобщение 12

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ

  • жёсткий пошаговый ход;
  • переживание учеником удивления от открытия в конце диалога;
  • отсутствие неожиданных ответов;
  • идёт до последнего вопроса

Подводящий диалог представляет собой цепь, систему вопросов и заданий, которые задействуют и соответственно развивают логическое мышление учащихся

Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыду­щий, т.к. не требует создания проблемной ситуации

Подводящий диалог – это локомотив, который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения. Признаки подводящего диалога: жёсткий пошаговый ход; переживание учеником открытия в итоговой стадии; отсутствие неожиданных ответов; идёт до последнего вопроса на обобщение

12

Урок русского языка по теме «Безударные гласные в приставках»

Долетел, забежал, надписал, подшил, поставили, преребежали

  • Система посильных вопросов и заданий;
  • Репродуктивные задания (вспомни, выполни привычное задание);
  • Мыслительные задания (проанализируй, сравни);
  • Вопрос на обобщение, ответ - тема урока

Урок русского языка по теме «Безударные гласные в приставках»

-Запишите слова, поставьте ударение. (Долетел, забежал, надписал, подшил, поставили, преребежали

и др.).

-Подчеркните безударные гласные.

-В каких частях слова находятся безударные гласные? (В корне и приставке).

-Обозначте их. (обозначают)

-Какое правило о безударных гласных мы уже знаем? (О безударной гласной в корне слова)

-А какое правило о безударных гласных еще не учили? (правило безударной гласной в приставках)

-Значит какая сегодня тема урока? (Безударная гласная в приставках)

Итак мы использовали подводящий диалог.

Таким образом, подводящий диалог

  • Система посильных вопросов и заданий которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока ;
  • Репродуктивные задания (вспомни, выполни привычное задание);
  • Мыслительные задания (проанализируй, сравни);
  • Вопрос на обобщение, ответ - тема урока , нет смысла подводить учеников к какому-то непонятному вопросу

13

МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ «ЯРКОЕ ПЯТНО» «АКТУАЛЬНОСТЬ» Сказки; загадки; фрагменты фильмов; исторические справки; шутки  Обнаружение смысла, значимости темы урока для каждого ученика Итак к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию, но е надо еще придумать! А если не думается, тогда подведем от пройденного материала. Аесли начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Мы торжественно объявляем тему, а она ученикам неинтересна и получается скучный традиционный урок. Где же выход? Для этого существуюм мотивирующие приемы: «яркое пятно»и «актуальность». «Яркое пятно» любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников. «Актуальность» состоит в онаружении смысла, личностной значимости 14

МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ

«ЯРКОЕ ПЯТНО»

«АКТУАЛЬНОСТЬ»

  • Сказки;
  • загадки;
  • фрагменты фильмов;
  • исторические справки;
  • шутки
  • Обнаружение смысла, значимости темы урока для каждого ученика

Итак к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию, но е надо еще придумать! А если не думается, тогда подведем от пройденного материала. Аесли начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Мы торжественно объявляем тему, а она ученикам неинтересна и получается скучный традиционный урок. Где же выход? Для этого существуюм мотивирующие приемы: «яркое пятно»и «актуальность». «Яркое пятно» любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников. «Актуальность» состоит в онаружении смысла, личностной значимости

14

РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ Выдвижение и проверка гипотез Подведение к новому знанию Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог: последовательный вариант, одновременный вариант  Подводящий к открытию нового знания диалог Итак учебная проблема поставлена, на чинается вторая фаза проблемного урока – поиск решения. Суть этого творческого звена проста: учитель помогает открыть ученикам новое знание. Организовать этот процесс можно по-разному. Можно пустить класс путем проб и ошибок, когода ребята выдвигали и проверяли свои гипотезы. Используем побуждающий к выдвижению и проверке гипотиз диалог (последовательный вариант, одновременый вариант) А можно без всяких гипотез – подвести учеников к новому знанию. Путь через гипотезы довольно сложен, и в реальной школьной практике мало кто на него отваживается. 15

РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Выдвижение и проверка гипотез

Подведение к новому знанию

  • Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог: последовательный вариант, одновременный вариант
  • Подводящий к открытию нового знания диалог

Итак учебная проблема поставлена, на чинается вторая фаза проблемного урока – поиск решения. Суть этого творческого звена проста: учитель помогает открыть ученикам новое знание. Организовать этот процесс можно по-разному. Можно пустить класс путем проб и ошибок, когода ребята выдвигали и проверяли свои гипотезы. Используем побуждающий к выдвижению и проверке гипотиз диалог (последовательный вариант, одновременый вариант)

А можно без всяких гипотез – подвести учеников к новому знанию.

Путь через гипотезы довольно сложен, и в реальной школьной практике мало кто на него отваживается.

15

Урок русского языка по теме: «Правописание суффиксов –чик и –щик» разведчик летчик извозчик разносчик перебежчик обойщик фонарщик съемщик формовщик гонщик Последовательный вариант: фронтально Посмотрите на два столбика слов. В первом слова с суффиксом –чик, во втором –щик. Они помогут вам самим открыть правило. Итак, какие есть идеи?(побуждение к гипотезам) После глухих пишется –чик (ошибочная гипотеза 1) Так (принятие гипотезы). Все с этим согласны? (побуждение к проверке) А «перебежчик»? Звук Ж звонкий, а после него пишется –чик (контраргумент) Какие еще есть гипотезы? Ит.д Одновременый вариант: и фронтально, и в групповой работе При этом варианте может хватить и одной проверки на все гипотезы сразу 16

Урок русского языка по теме: «Правописание суффиксов –чик и –щик»

разведчик

летчик

извозчик

разносчик

перебежчик

обойщик

фонарщик

съемщик

формовщик

гонщик

Последовательный вариант: фронтально

  • Посмотрите на два столбика слов. В первом слова с суффиксом –чик, во втором –щик. Они помогут вам самим открыть правило.
  • Итак, какие есть идеи?(побуждение к гипотезам)
  • После глухих пишется –чик (ошибочная гипотеза 1)
  • Так (принятие гипотезы). Все с этим согласны? (побуждение к проверке)
  • А «перебежчик»? Звук Ж звонкий, а после него пишется –чик (контраргумент)
  • Какие еще есть гипотезы? Ит.д

Одновременый вариант: и фронтально, и в групповой работе

При этом варианте может хватить и одной проверки на все гипотезы сразу

16

ЭТАП ВОСПРИЗВЕДЕНИЯ

Выражение решения

Реализация продукта

  • Формулирование темы, вопросов в доступной форме;
  • составление опорного сигнала;
  • художественная форма выражения мысли
  • Представление продукта классу учителю

Мы говорим «ученик знает», когда он понимает материал и может его воспроизвести. Но оба эти критерия не всегда совпадают. Можно понимать без произведения и можно воспроизводить не понимая. Этап проговаривания развивает активную речь-способность передать мысль словами, с другой стороны за счет проговаривания углубляется понимание знаний. В учебном процессе без этапа воспроизведения знаний не обойтись. Поэтому учитель просит выучить правило, пересказать параграф своими словами, хороши задания, но имеют репродуктивный характер-ребенок повторяет чужие формулировки. А проблемный урок, должен организовать творческое усвоение.

ЭТАП ВОСПРИЗВЕДЕНИЯ имеет два звена: Выражение решения и реализация продукта. Вместо выучи-перескажи, каждый ученик должен САМ по-своему выразить полученное на уроке знание и представить собственный продукт. Отсюда и название – продуктивные задания

Выражение решения: Формулирование решения в доступной форме; Составление опорного сигнала;

Художественная форма выражения мысли

17


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!