СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемный урок на тему: "Смутное время" (1 урок)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемный урок на тему: "Смутное время" (1 урок)»

Проблемный Урок.

Учебная задача: Почему все правители(из знатных боярских родов и польский королевич), занимавшие русский престол в период Смутного времени были свергнуты, убиты, но почему Земский собор 1613 выбрал молодого Михаила Федоровича Романова?

I.Планирование учебной деятельности.

1.Что вкладывается в понимание «Смуты»

  • причины Смуты

2.В чем причины не популярности Бориса Годунова

  • внутренняя ситуация в Русском царстве

3.Феномен самозванства

  • почему стало возможным возникновение самозванства?

  • правление Лжедмитрия I

  • почему он не удержался на престоле?

4. Могло ил царствование Василия Шуйского привести к изменениям в развитии Российского государства?

  • крестоцеловальная грамота как альтернатива развития государства

  • внутренняя политика Василия Шуйского

5. Можно ли восстание Ивана Болотникова отнести к альтернативам, которые осуществившись, могли принести плоды?

  • личность Болотникова

  • анализ характера движения



Актуализация.
В 1584 г. умер Иван Грозный, закончилось продолжавшееся полвека царствование одного из самых деспотичных правителей в русской истории. Не оставив наследника, способного самостоятельно управлять, более того экономическая разруха в стране вызывало массовое недовольство. Это все явилось истоком к новому этапу Русской истории- Смутному времени



  1. Что вкладывается в понимание «Смуты»

Смута (Смутное Время)– в широком смысле слова – раздоры, мятеж, беспорядок

Учитель: А почему возникает такая тяжелая ситуация? Давайте прочтем текст учебника и выделим наиболее значимые причины возникновения Смутного времени. И запишем их в тетрадь.



2. В чем причины не популярности Бориса Годунова.
Учитель: Прочтите первые три абзаца параграфа.



Учитель: Ропот зависти и злобы распространялся среди его врагов. Неожиданно (1591г.) умер малолетний царевич Дмитрий – сын Ивана Грозного. Приписали Годунову. Началось движение “За истинного царя Дмитрия Ивановича” (В.О. Ключевский)


Какие четыре причины недовольства Вы могли бы выделить?

  • не знатность, не давно выдвинувшийся род

  • царь не по праву рождения

  • зависть древних родов

  • причастность к убийству царевича Дмитрия


Учитель: Плюс к этому в Русском царстве сложилась сложная экономическая ситуация. В 1601 году в стране случился жестокий не урожай . Таким же неурожайными оказались и следующие два года. Цены на хлеб выросли более чем в сто раз. Люди ели кошек и собак, глодали кору деревьев.


То тут, то там вспыхивали восстания и недовольства. Самым крупным является восстание казаков, холопов под предводительством Хлопка Косолапа, которое удалось подавить с большим трудом. И все что мы с вами перечислили ему припомнили, и посчитали это наказание народу за «беззаконого» царя. Весь народ жаждал «доброго царя» и он явился.



3.Феномен самозванства

Учитель: По стране стали ходить слухи, что «прирождённый государь», царевич Дмитрий, жив. О Годунове хулители отзывались нелестно — «рабоцарь». В начале 1604 г. было перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, в котором объявлялось, что у казаков находится чудом спасшийся Дмитрий, и Московскую землю скоро постигнут большие несчастья.

Личность Григория Отрепьева.




Началась война с Борисом Годуновым


Ученикам раздаются листы с текстом. Из этого отрывка мы с можем понять основные положения внутренней политики Лжедмитрия I и почему она привела к его свершению.

Итак, самозванец оказался в Москве. Но, поскольку он пришел туда при польской поддержке, будучи обручен с Мариной Мнишек, с ним, естественно, прибыли и поляки (много их явилось и позже, в "поезде" невесты). Лжедмитрий считал своим долгом рассчитаться с союзниками, а значит ему нужно было проявить к ним щедрость. Впрочем, он был связан и прямыми обязательствами. Надо сказать, что при Иване Грозном и Борисе Годунове бюджет Московского государства был хорошо сбалансирован: расходы редко превышали доходы и, как правило, дефицита в бюджете не было. С воцарением Лжедмитрия деньги из государственной казны полились рекой, подарки, пожалования делались без разбора. Казна истощалась, и народ начинал удивляться нраву нового царя. Вот тут-то и сыграла свою роковую роль разница в стереотипах поведения русских и западноевропейцев. Поляки в XVII в. были народом очень смелым, талантливым, боевым, но весьма чванливым и задиристым. Польские паны, посадив своего царя на Москве, стали общаться с московским населением крайне пренебрежительно. Русским было обидно, и поэтому конфликты вспыхивали постоянно. А царь, естественно, поддерживал поляков. Народное недовольство возникало и по более существенным, "поведенческим" поводам. Известно, что у католиков иконы есть, но верующие просто кланяются им, а у православных принято к образам прикладываться. Жена самозванца Марина Мнишек была польской пани, и откуда ей было знать, как именно нужно прикладываться к иконе? Марина, помолившись перед образом Божьей Матери, приложилась не к руке, как то было принято в Москве, а к губам Богородицы. У москвичей такое поведение вызвало просто шок: "Царица Богородицу в губы целует, ну виданное ли дело!" Возмущение против Лжедмитрия росло, и при этом во всех сословиях. Кончилось это драматически, но вполне закономерно. Весьма деятельные русские бояре во главе с Василием Шуйским быстро организовали заговор и достигли успеха. Несмотря на своих польских защитников, Лжедмитрий был схвачен и убит. Труп его был сожжен, пеплом заряжена Царь-пушка, и произведен выстрел - единственный в истории выстрел Царь-пушки.(Л. Гумилев)

Ученики пытаются выделить основные позиции внутренней политики и причины свержения.

  • польские войска в Москве и польское засилье

  • истощение государственной казны

  • негативное отношение пришлых поляков к коренному населению

  • оскорбление религиозных чувств православных

  • разница в стереотипах поведения русского и европейца



4. Царствование Василия Шуйского, как альтернативная линия развития Русского государства.

Читаем вслух вместе

Крестоцеловальная запись царя Василия Ивановича Шуйского. 1 июня 1606

И позволил есми яз, царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целовати крест на том, что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен и у детей не отъимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей, и у торговых, и у черных людей, хотя которой по суду и по сыску доидет и до смертные вина, и после их у жен и у детей дворов и лавок, и животов не отъимати, будут они с ними в той вине неповинны; да и доводов ложных мне, великому государю не слушати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи, чтоб в том православное христианство без вины не гибли; а кто на кого солжет, и, сыскав, того казнити, смотря по вине того: что был взвел неподелно, тем сам осудится.

И на том на всем, что в сей что в сей записи написано, яз царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целую крест всем православным християнам, что мне, их жалуя, судити истинным праведным судом и без вины ни на кого опалы своея не класти, и недругам никому в неправде не подавати, и от всякого насильства оберегати.



Какие основные положения Вы можете назвать?

  • обещание не накладывать опалы без боярского суда,

  • не слушать ложных доносов

  • не преследовать родственников опальных

  • не казнить без суда

  • не отнимать боярское имущество без суда

«Крестоцеловальная запись» отражала ослабление царской власти в связи с прекращением законной династии. Это был первый договор русского царя со своими подданными. Немало потерпевшие от произвола власти при Иване Грозном и Борисе Годунове, бояре обеспечили себе личную и имущественную безопасность. Но «крестоцеловальная запись» никоим образом не коснулась основ государственного порядка.

Внутренняя политика Василия Шуйского.

Однако это не успокоило пыл недовольных его правлением, восстания в городах поднимали восстания. Зрели новые ростки Смуты

5. Можно ли восстание Ивана Болотникова отнести к альтернативам, которые осуществившись, могли принести плоды?


Учитель: Предположительно, Иван Болотников происходил из обнищавших боярских детей. Продался в холопы князю Андрею Телятевскому, служил в его вооружённой свите как боевой холоп. Затем бежал от господина, нашёл прибежище на вольных казацких окраинах. Попал в плен к татарам и был продан в рабство туркам. В качестве гребца-невольника участвовал в ряде морских сражений. Был освобождён из плена итальянцами.

Вопросы по карте:

  • где и когда началось восстание И.Болотникова? (лето 1606 г., г. Путивль)

  • назовите города, которые были заняты восставшими. (Кромы, Калуга, Серпухов, Елец, Мценск, Тула, Коломна).

  • покажите, где закончилось восстание Болотникова. (16 октября 1607 г. в Туле)

  • проследите по карте путь восставших.



Состав участников:

  • Крестьяне и холопы (Иван Болотников)

  • Терские , волжские и запорожские казаки (Илейка Муромец)

  • Рязанское (Прокопий Ляпунов), тульское (Истома Пашков) и северское (Андрей Телятевский) дворянство


Могло ли это войско победить в войне с хорошо организованной дворянской армией Шуйского?ДА\НЕТ Аргументируйте.



  • неоднородный состав участников,

  • неорганизованность,

  • сплочённость дворян вокруг Шуйского.



Довольно сложно дать однозначную оценку характера восстания Болотникова. Для нас остается неизвестной «программа движения»: все сохранившиеся документы, по которым можно судить о требованиях восставших, принадлежат правительственному лагерю.

В интерпретации Шуйского восставшие призывали москвичей к уничтожению «вельмож и сильных», разделу их имущества.

Патриарх Гермоген объявлял, что болотниковцы «велят боярским холопом побивати своих бояр, и жены их и вотчины и поместья им сулят», обещая «давати боярство и воеводство и окольничество и дьячество».

Какой вывод следует из этих цитат?

  • участники выступления, бывшие крестьяне, холопы, стремились закрепиться в новом социальном статусе служилых людей, «вольных казаков»

  • восстание не стремилось рушить существующий режим, задача была поменять местами властьимущих и бедных

Итог:

  • восстание подавлено

  • оставшиеся в живых «воры» Болотникова примкнули к идущей из Стародуба повстанческой армии Лжедмитрия II и влились в состав Тушинского лагеря


  • 9 марта 1607 г. издал обширное крепостническое законодательство, которое предусматривало значительное увеличение срока урочных лет. Сыск беглых становился должностной обязанностью местной администрации.




Домашнее задание.

Политические причины Смуты

Социо-экономические причины смуты

Династический кризис: прервалась династия Рюриковичей

Ухудшение положения крестьян: увеличение повинностей, отмена “заповедных лет” и введение “урочных лет”

Центральная власть (из-за нелегитимности Бориса Годунова) все больше теряла авторитет в глазах народа. Многие из числа дворян, горожан, крестьян, казачества переходили на сторону оппозиции.

Хозяйственная разруха (следствие Ливонской войны и опричнины)


Резкое ухудшение условий жизни вследствие стихийных бедствий и неурожаев 1601-1603гг




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!