СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы детей с аутизмом

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации раскрыты особенности детей с аутизмом

Просмотр содержимого документа
«Проблемы детей с аутизмом»

Понятие о расстройствах аутистического спектра. Причины и классификация аутизма. Работу выполнили Степанова Н.И. Малахова Л.В.

Понятие о расстройствах аутистического спектра. Причины и классификация аутизма.

Работу выполнили

Степанова Н.И.

Малахова Л.В.

Под термином «аутизм» понимают «отрыв от реальности», уход в себя, отсутствие или парадоксальность  реакций на внешние воздействия,  пассивность и сверхранимость в контактах со средой       К. С. Лебединская

Под термином «аутизм» понимают

«отрыв от реальности», уход в себя,

отсутствие или парадоксальность

реакций на внешние воздействия,

пассивность и сверхранимость

в контактах со средой

К. С. Лебединская

Аутизм стоит в одном ряду с такими болезнями как ДЦП, болезнь Дауна, детская онкология.   Аутизм - болезнь 21 века

Аутизм стоит в одном ряду с такими болезнями как ДЦП, болезнь Дауна, детская онкология. Аутизм - болезнь 21 века

Причины возникновения заболевания   -поздний возраст родителей, особенно отца, при зачатии; -наличие в семье родственников с РАС;  -рождение в многодетной семье в числе последних детей (7, 8 и далее дети чаще подвержены РАС);  -болезни матери во время беременности (краснуха, туберозный склероз, избыточная масса тела);  -детский церебральный паралич .

Причины возникновения заболевания

-поздний возраст родителей, особенно отца, при зачатии;

-наличие в семье родственников с РАС;

-рождение в многодетной семье в числе последних детей (7, 8 и далее дети чаще подвержены РАС);

-болезни матери во время беременности (краснуха, туберозный склероз, избыточная масса тела);

-детский церебральный паралич .

 Радикалы   Группа 1  Особенности общения  Группа 2 Практически отсутствует (взгляд ускользает от собеседника)  Группа 3 Ограниченно, особенно в непривычных условиях (случайно встретив чей-то взгляд, резко отворачивается, вскрикивает, закрывает лицо руками) Группа 4 При ограниченной потребности наблюдается выраженное избирательное общение, преимущественно с взрослыми (взгляд направлен «сквозь человека») Не проявляют инициативы в процессе общения (способны смотреть в лицо собеседнику, но контакт носит прерывистый характер, взгляд часто уходит в сторону)

Радикалы

Группа 1

Особенности общения

Группа 2

Практически отсутствует (взгляд ускользает от собеседника)

Группа 3

Ограниченно, особенно в непривычных условиях (случайно встретив чей-то взгляд, резко отворачивается, вскрикивает, закрывает лицо руками)

Группа 4

При ограниченной потребности наблюдается выраженное избирательное общение, преимущественно с взрослыми (взгляд направлен «сквозь человека»)

Не проявляют инициативы в процессе общения (способны смотреть в лицо собеседнику, но контакт носит прерывистый характер, взгляд часто уходит в сторону)

 Степень аффективной дезадаптации Самооагрессия как проявление аутистической защиты. Неадекватные бредоподобные страхи При изменении обстановки аффективные нарушения увеличиваются. Страхи обусловлены повышенной чувствительностью (страх посторонних малозаметных шумов, запахов, ярких блестящих предметов и пр.) Реакцией на неудачу может быть негативизм. Возможна агрессия, чаще в вербальных формах. Аффективные переживания проявляются в постоянных вербальных монологах, в однотипных рисунках. Повышенный интерес к предмету может быть проявлением страха) При контактах с окружающими проявляет повышенную ранимость. Реакцией на неудачу является уход от конфликта, склонность к изоляции от окружающих. Наблюдаются сверхценные страхи.

Степень аффективной дезадаптации

Самооагрессия как проявление аутистической защиты. Неадекватные бредоподобные страхи

При изменении обстановки аффективные нарушения увеличиваются. Страхи обусловлены повышенной чувствительностью (страх посторонних малозаметных шумов, запахов, ярких блестящих предметов и пр.)

Реакцией на неудачу может быть негативизм. Возможна агрессия, чаще в вербальных формах. Аффективные переживания проявляются в постоянных вербальных монологах, в однотипных рисунках. Повышенный интерес к предмету может быть проявлением страха)

При контактах с окружающими проявляет повышенную ранимость. Реакцией на неудачу является уход от конфликта, склонность к изоляции от окружающих. Наблюдаются сверхценные страхи.

 Психическая регуляция Преимущественно полевое поведение (не обращает внимание на предметы, передвигается в неопределенном направлении, рассеянно трогает вещи, часто не глядя на них) Активность избирательная, выраженная приверженность к постоянству. Наблюдается полевое поведение, особенно в непривычных для ребенка условиях Поведение более целенаправленное. Меньше сосредоточен на ощущениях своего тела или на отдельных внешних впечатлениях. В связи с этим меньше аутостимуляций и нецеленаправленных манипуляций с предметами Поведение в целом целенаправленное. При напряжении ситуации могут наблюдаться моторные стереотипии, беспокойство, снижение концентрации внимания

Психическая регуляция

Преимущественно полевое поведение (не обращает внимание на предметы, передвигается в неопределенном направлении, рассеянно трогает вещи, часто не глядя на них)

Активность избирательная, выраженная приверженность к постоянству. Наблюдается полевое поведение, особенно в непривычных для ребенка условиях

Поведение более целенаправленное. Меньше сосредоточен на ощущениях своего тела или на отдельных внешних впечатлениях. В связи с этим меньше аутостимуляций и нецеленаправленных манипуляций с предметами

Поведение в целом целенаправленное. При напряжении ситуации могут наблюдаться моторные стереотипии, беспокойство, снижение концентрации внимания

Моторное развитие При бесцельных движениях могут наблюдаться высоко координированные, пластичные движения (ходьба по тонкой доске, подпрыгивание со сложным чередованием ног, точное движение рук при попытке схватить предмет) Движения менее координированы и пластичны, чем у детей 1гр. Наблюдается скованность, напряженность мышечного тонуса, недоразвитие тонкой моторики Моторная неловкость, нарушение мышечного тонуса, слабая координация движений туловища, рук, ног, тяжелая походка Выраженных нарушений не прослеживается. Наблюдаются трудности в усвоении моторных навыков. В целом движения отличаются меньшей плавностью, замедленностью в отличие от здоровых детей

Моторное развитие

При бесцельных движениях могут наблюдаться высоко координированные, пластичные движения (ходьба по тонкой доске, подпрыгивание со сложным чередованием ног, точное движение рук при попытке схватить предмет)

Движения менее координированы и пластичны, чем у детей 1гр. Наблюдается скованность, напряженность мышечного тонуса, недоразвитие тонкой моторики

Моторная неловкость, нарушение мышечного тонуса, слабая координация движений туловища, рук, ног, тяжелая походка

Выраженных нарушений не прослеживается. Наблюдаются трудности в усвоении моторных навыков. В целом движения отличаются меньшей плавностью, замедленностью в отличие от здоровых детей

Когнитивные процессы Проявляются через активные формы аутостимуляции (раскачивание, прыжки, лазанье и др.) в процессе обследования предметов использует обонятельные, вестибулярные и тактильные ощущения Проявляются через символические игры, которые отличаются выраженной стереотипностью (часами играет со шнурками, палочками). Возможен высокий уровень развития механической памяти, как в зрительной, так и в слуховой модальностях. Сверхчувствительное восприятие (может заметить небольшую точку, услышать слабый звук) На эффективность восприятия существенное влияние оказывает аффективная установка восприятие избирательно. Высокий уровень развития памяти, особенно на аффективно значимые события Эффективность восприятия в значительной мере зависит от эмоционального состояния. В незнакомой ситуации, в ситуации, требующей максимального общения, эффективность когнитивных процессов снижается

Когнитивные процессы

Проявляются через активные формы аутостимуляции (раскачивание, прыжки, лазанье и др.) в процессе обследования предметов использует обонятельные, вестибулярные и тактильные ощущения

Проявляются через символические игры, которые отличаются выраженной стереотипностью (часами играет со шнурками, палочками). Возможен высокий уровень развития механической памяти, как в зрительной, так и в слуховой модальностях. Сверхчувствительное восприятие (может заметить небольшую точку, услышать слабый звук)

На эффективность восприятия существенное влияние оказывает аффективная установка восприятие избирательно. Высокий уровень развития памяти, особенно на аффективно значимые события

Эффективность восприятия в значительной мере зависит от эмоционального состояния. В незнакомой ситуации, в ситуации, требующей максимального общения, эффективность когнитивных процессов снижается

Интеллектуальное развитие Резкое снижение интеллекта. Возможны перцептивные обобщения, освоение глобального чтения в более старшем возрасте Возможны обобщения предметов, но преимущественно по аффективным признакам. Более успешное выполнение невербальных заданий Неравномерный темп интеллектуальной деятельности. доступны обобщения, суждения по существенным признакам, но мотивировка ответов затруднена. Ограниченность (зацикленность) интеллектуальных интересов (однообразные увлечения, стереотипные воспроизведения отдельных впечатлений Проявление отдельных способностей, обычно связанных с невербальной сферой (музыкой, конструированием, рисованием). Нормальный уровень развития обобщений, суждений, умозаключений. В экстремальных ситуациях возможны стереотипии мыслительных операций, аффективная окраска.

Интеллектуальное развитие

Резкое снижение интеллекта. Возможны перцептивные обобщения, освоение глобального чтения в более старшем возрасте

Возможны обобщения предметов, но преимущественно по аффективным признакам. Более успешное выполнение невербальных заданий

Неравномерный темп интеллектуальной деятельности. доступны обобщения, суждения по существенным признакам, но мотивировка ответов затруднена. Ограниченность (зацикленность) интеллектуальных интересов (однообразные увлечения, стереотипные воспроизведения отдельных впечатлений

Проявление отдельных способностей, обычно связанных с невербальной сферой (музыкой, конструированием, рисованием). Нормальный уровень развития обобщений, суждений, умозаключений. В экстремальных ситуациях возможны стереотипии мыслительных операций, аффективная окраска.

Речевое развитие Речевой мутизм. Не сразу понимает обращенную речь, однако при изменении интонации (например, шепотом) может выполнить простую инструкцию. В более старшем возрасте наблюдаются эхолалии. Могут пользоваться речью при аффективно-значимых ситуациях. Набор речевых штампов жестко связан с ситуацией. Эхолалии, телеграфный стиль речи. Не использует обращенную речь. Повышенное внимание к аффективной стороне речи, к стихосложению. Склонность к словотворчеству Высокое развитие словарного запаса при слабом развитии коммуникативной стороны речи. В экстремальной ситуации возможны речевые штампы В целом уровень речевого развития в диапазоне возрастной нормы. В процессе речевого общения возможны аграмматизмы

Речевое развитие

Речевой мутизм. Не сразу понимает обращенную речь, однако при изменении интонации (например, шепотом) может выполнить простую инструкцию. В более старшем возрасте наблюдаются эхолалии.

Могут пользоваться речью при аффективно-значимых ситуациях. Набор речевых штампов жестко связан с ситуацией. Эхолалии, телеграфный стиль речи. Не использует обращенную речь. Повышенное внимание к аффективной стороне речи, к стихосложению. Склонность к словотворчеству

Высокое развитие словарного запаса при слабом развитии коммуникативной стороны речи. В экстремальной ситуации возможны речевые штампы

В целом уровень речевого развития в диапазоне возрастной нормы. В процессе речевого общения возможны аграмматизмы

Прогноз Нуждается в постоянной опеке со стороны взрослых в условиях специального учреждения или в семье Возможно обучение на дому по индивидуальной программе. Овладение элементарным счетом, чтением. Нуждается в постоянной опеке. Возможно овладение элементарными трудовыми навыками Возможно обучение на дому или в коррекционном классе по специальной программе. При целенаправленной коррекции возможно самостоятельное проживание под присмотром родственников или опекунов и овладение трудовыми навыками Прогноз благоприятный. Возможно обучение по массовой программе в школе

Прогноз

Нуждается в постоянной опеке со стороны взрослых в условиях специального учреждения или в семье

Возможно обучение на дому по индивидуальной программе. Овладение элементарным счетом, чтением. Нуждается в постоянной опеке. Возможно овладение элементарными трудовыми навыками

Возможно обучение на дому или в коррекционном классе по специальной программе. При целенаправленной коррекции возможно самостоятельное проживание под присмотром родственников или опекунов и овладение трудовыми навыками

Прогноз благоприятный. Возможно обучение по массовой программе в школе

«Без своевременной диагностики и адекватной клинико–психолого-педагогической коррекции значительная часть таких детей становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обществе. И наоборот, при ранней диагностике, своевременном начале коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению»  (Лебединская К.С. Детский аутизм, 1997, с. 77)

«Без своевременной диагностики и адекватной клинико–психолого-педагогической коррекции значительная часть таких детей становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обществе. И наоборот, при ранней диагностике, своевременном начале коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению»

(Лебединская К.С. Детский аутизм, 1997, с. 77)

Залог успеха в работе с аутичными детьми – гибкость поведения, умение вовремя сориентироваться и перестроиться

Залог успеха в работе с аутичными детьми – гибкость поведения, умение вовремя сориентироваться и перестроиться

Одно из важнейших условий принятие –понимание, отрывающее путь к выздоровлению ребенка.

Одно из важнейших условий принятие –понимание, отрывающее путь к выздоровлению ребенка.

Спасибо за внимание!  Будьте здоровы!

Спасибо за внимание! Будьте здоровы!