СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы формирования читательской грамотности у детей с дислексией.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены проблемы формирования читательской грамотности у детей с дислексией. Уделяется внимание основным причинам дислексии, трудностям, возникающим в процессе обучения детей с дислексиков.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы формирования читательской грамотности у детей с дислексией.»

Проблемы формирования читательской грамотности у детей с дислексией.

Одной из приоритетных целей современного образования является развитие личности, которая была бы готова к взаимодействию с окружающим миром, к саморазвитию и самообразованию. Для реализации этой цели важно развивать у школьников читательскую грамотность, что, с одной стороны позволит ученику достичь академических успехов в школе, с другой, в будущем иметь профессиональные достижения. Чтение - основа учения, без которого мы не сможем усвоить и понять информацию.

По результатам мониторинга международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».) проводимого по 4 основным направлениям, в частности грамотность чтения и понимания текстов, Россия в 2018 году находилась на 28 месте из 32 стран1. Основными причинами таких результатов эксперты называют снижение интереса школьников к чтению, а также нарушения чтения у школьников, в том числе связанные с разными формами дислексии. Поэтому проблема изучения формирования читательской грамотности школьников наиболее актуальна, особенно у детей, имеющих различные проблемы в нарушении чтения и письма.

Термин «дислексия» появился в конце XIX начале XX веков и различными авторами определяется по - разному. Наиболее общим является определение дислексии как «нарушение, ведущие к неспособности овладеть чтением2. Изучением проблемы в данной области занимались М.Е.Хватцев3, В. Прингл Морган, Самюель Т. Ортон4, Д. Гиншельвуд, Рональд Д.Дейвис5 и другие ученые. Изучая данный феномен ученые высказали предположения, что дислексия может быть и у нормальных детей, не имеющих интеллектуальных нарушений.

По данным международной ассоциации Россия по числу дислексиков находится на втором месте. Поэтому не удивительно, что сегодня дети с дислексией в общеобразовательной школе не редкость, такого ребенка можно встретить почти в каждом классе. При обучении детей с дислексией возникает ряд проблем. Главная проблема заключается в том, что выявить такого ребёнка педагогу сложно, и чаще учителя даже не задумываются над тем, что проблема плохого чтения в дислексии, считая, что ребенок ленится, не хочет учиться. Вторая немаловажная проблема, кроется в недостаточной информированности учителей о приемах и методах работы с такими детьми.

Для того, чтобы определить уровень компетентности педагогов в данной области и подтвердить гипотезу, мы провели опрос. В нашем опросе приняли участие 45 педагогов Пермского края. Возраст анкетируемых от 23 до 54 лет, у всех педагогов разный стаж работы в образовательных учреждениях. Анализ анкетных данных показал, что большая часть педагогов не знает, что такое дислексия, не говоря уже о проблемах выявления и методики обучения таких детей.

Поставить и потвердеть дислексию может только учитель - дефектолог, однако, посещение данного специалиста чаще всего пренебрегается как учителями, так и родителями. И первыми кто сталкивается с этой проблемой - это школьные учителя. В идеале, эта проблема должна выявляться в начальных классах, т.к наиболее ярко дислексия проявляется в возрасте 7-8 лет. На педагогов ложится огромная ответственность по выявлению таких детей, главным инструментарием выявления детей - дислексиков, является проверка чтения. Из-за того, что чтение дается с огромным трудом, школьник испытывают дискомфорт, неприятные эмоции, а от взрослых скрывает свои переживания. Но у таких детей есть и компенсирующая сторона, дети с дислексией обладают трехмерным образным мышлением у них прекрасная память, они могут хорошо пересказывать прочитанный текст, происходит их развитие в таких областях как конструирование, изобретательство, проектирование и т.д. Практика показывает, что чем раньше выявлена проблема, тем легче ее скорректировать

Как мы уже сказали ранее, дислексия может быть определена и в основной школе. Проблемы в обучении никуда не исчезнут, поэтому педагогам важно обратить внимание на неуспевающего ребенка. Основными признаками возможной дислексией и поводом обратиться к дефектологу может стать: перестановка букв и слогов, учеником не понят смысл прочитанного; ошибки при чтении носят систематический характер; ребенок заметно нервничает, когда приходит время читать вслух; ученик предпочитает отвечать устно, не любит письменные задания; письменные задания ученик выполняет в неправильном порядке, неаккуратно, в школьных тетрадях много «почеркушек».

Современному педагогу очень важно понимать особенности обучения детей с дислексией для того, чтобы выработать особые условия для обучения.

Исходя из опроса, проведенного педагогами разных школ Пермского края, можно сделать вывод, что проблема дислексии существует и требует подготовки педагогов в работе с детьми, имеющими нарушения чтения. Необходимо повышать уровень квалификации педагогов и разработать доступную методику выявления и обучения детей с дислексией.



1 https://fioco.ru/pisa

2 Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов –– М.: Просвещение, 1983. – 136 с, ил.

3 Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

4 https://dislekt.ru/disleksiya-chto-eto/nauchnyiy-vzglyad/

5 Дейвис Р. Дислексия: 110 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!