СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы формирования и современное состояние курса обществознания в россии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемы формирования и современное состояние курса обществознания в россии»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РОССИИ Преподаватель Щербакова Дана Евгеньевна

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РОССИИ

Преподаватель

Щербакова Дана Евгеньевна

План 1. Развитие обществоведения в дореволюционный период 2. Обществоведение 20-х годов. 3. Общественные дисциплины 30-50 годов. 4. Обществоведение 60-80-х годах. 5. Становление нового содержания обществоведческого образования.

План

1. Развитие обществоведения в дореволюционный период

2. Обществоведение 20-х годов.

3. Общественные дисциплины 30-50 годов.

4. Обществоведение 60-80-х годах.

5. Становление нового содержания обществоведческого образования.

Самой ранней ступенью развития обществоведческого образования является 18 век, когда появляется среднее школьное образование Одним из первых учебных заведений является гимназия пастора Глюка (1703 г.) в учебный план которой входил такой предмет, как философия. Позже философию включают в учебные планы других школ, а с 1804 года ее изучение предусматривалось уставом гимназий.
  • Самой ранней ступенью развития обществоведческого образования является 18 век, когда появляется среднее школьное образование
  • Одним из первых учебных заведений является гимназия пастора Глюка (1703 г.) в учебный план которой входил такой предмет, как философия.
  • Позже философию включают в учебные планы других школ, а с 1804 года ее изучение предусматривалось уставом гимназий.
Одно из первых учебных пособий общественного профиля «О должностях человека и гражданина. Книга к чтению, определенная в народных городских училищах, изданная по Высочайшему повелению царствующия Императрицы Екатерины вторыя. В Санкт-Петербурге, 1783 года».

Одно из первых учебных пособий общественного профиля «О должностях человека и гражданина. Книга к чтению, определенная в народных городских училищах, изданная по Высочайшему повелению царствующия Императрицы Екатерины вторыя. В Санкт-Петербурге, 1783 года».

Дореволюционный этап К началу XX века в учебных планах российских учебных заведений доля предметов социально-гуманитарного цикла была невелика. Так, в гимназиях и прогимназиях закон Божий, история занимали не более 13% учебного времени. Еще меньше (11,5%) времени отводилось на них в планах реальных и коммерческих училищ.

Дореволюционный этап

К началу XX века в учебных планах российских учебных заведений доля предметов социально-гуманитарного цикла была невелика.

Так, в гимназиях и прогимназиях закон Божий, история занимали не более 13% учебного времени.

Еще меньше (11,5%) времени отводилось на них в планах реальных и коммерческих училищ.

Первый период  1917- 1920-е годы период «борьбы за обществознание»

Первый период 1917- 1920-е годы

период «борьбы за обществознание»

Послеоктябрьские поиски нового содержания социальных дисциплин

Послеоктябрьские поиски нового содержания социальных дисциплин

"Мы говорим: наше дело в области школьной есть та же борьба за свержение буржуазии; мы открыто, заявляем, что школа вне жизни, вне политики — это ложь и лицемерие".

А.В. Луначарский стремился сохранить в содержании образования российской школы роль не политизированного и не идеологизированного знания не признавал идей Крупской о главенстве «производительного труда» в школе, подчеркивая, что «школа все-таки есть школа»

А.В. Луначарский

стремился сохранить в содержании образования российской школы роль не политизированного и не идеологизированного знания

не признавал идей Крупской о главенстве «производительного труда» в школе, подчеркивая, что «школа все-таки есть школа»

М.Н. Покровский Заместитель наркома просвещения, отвечал за сферу науки и высшего образования, нарком просвещения РСФСР. Крылатая фраза : «История есть политика, опрокинутая в прошлое» Акцентировал внимание на практическом значении истории, необходимости обращаться к тематике, могущей быть ценной для текущих общественных потребностей. По этой причине он предлагал интегрировать школьный курс истории в курс обществоведения.

М.Н. Покровский

  • Заместитель наркома просвещения, отвечал за сферу науки и высшего образования, нарком просвещения РСФСР.
  • Крылатая фраза : «История есть политика, опрокинутая в прошлое»
  • Акцентировал внимание на практическом значении истории, необходимости обращаться к тематике, могущей быть ценной для текущих общественных потребностей. По этой причине он предлагал интегрировать школьный курс истории в курс обществоведения.
П. Н. Лепешинский Возглавлял отдел реформы школы Наркомпроса РСФСР «Московский проект» — наиболее радикальный вариант реформы образования: всеобщее, бесплатное светское, равное, непрерывный учебный год ( 2 дня на экскурсии) примерные программы отмена классов по возрастам группировкой отмена предметного преподавания вместо учебников рабочие книги школа-коммуна главный фактор образования - труд. политехнический принцип обучения выделял эвристический метод воспитывать должны школа и государство

П. Н. Лепешинский

  • Возглавлял отдел реформы школы Наркомпроса РСФСР
  • «Московский проект» — наиболее радикальный вариант реформы образования:
  • всеобщее, бесплатное светское, равное,
  • непрерывный учебный год ( 2 дня на экскурсии)
  • примерные программы
  • отмена классов по возрастам группировкой
  • отмена предметного преподавания
  • вместо учебников рабочие книги
  • школа-коммуна
  • главный фактор образования - труд.
  • политехнический принцип обучения
  • выделял эвристический метод
  • воспитывать должны школа и государство
П.Ф. Каптерев

П.Ф. Каптерев

"Среди продолжающейся политической бури между борющимися за господство политическими партиями куда направить педагогу свою школьно-педагогическую ладью?... Первое, что может представиться педагогу в таком положении, это объявить школу учреждением неполитическим, а потому требовать, чтобы политические партии на нее не посягали, оставили ее в покое"

Положение учительства Учительство раскололось на сторонников и противников новой власти и реформы  Уже в июне 1918 г. в Петрограде состоялось заседание большой группы ученых и преподавателей истории. Обсуждался вопрос:

Положение учительства

  • Учительство раскололось на сторонников и противников новой власти и реформы
  • Уже в июне 1918 г. в Петрограде состоялось заседание большой группы ученых и преподавателей истории. Обсуждался вопрос: "Какой долг накладывает переживаемый момент на русского педагога, в особенности на преподавателя истории»
  • "Ассоциация научно-педагогических организаций" (1200 чел)
  • Всероссийский съезд по просвещению (26 августа — 4 сентября 1918 г.)
  • Более 1000 периодических педагогических изданий
Главные нововведения

Главные нововведения

  • " Положение о единой трудовой школе", утвержденное ВЦИКом 30 сентября 1918
  • Были разработаны и в начале 1919 г. опубликованы опытные примерные программы по «Истории и социологии труда»:

а)первые в истории советской школы программы по теоретическому предмету социологического характера для двух последних классов школы второй ступени (8 и 9)

б) Предмет состоял из курса истории труда (политической экономии) и социологии.

в) Всего на предмет отводилось 144 часа

Обществоведение 20-х годов В декабре 1920 г. — январе 1921 г. партийное совещание по вопросам народного образования приняло решение о подготовке преподавателей вузов по обществоведению  программы единой семилетней школы 1921 года в этих программах впервые появился термин

Обществоведение 20-х годов

  • В декабре 1920 г. — январе 1921 г. партийное совещание по вопросам народного образования приняло решение о подготовке преподавателей вузов по обществоведению
  • программы единой семилетней школы 1921 года
  • в этих программах впервые появился термин "обществоведение".
  • Программы 1921 г. строились на основе тезисов о школьном строительстве, подготовленных при участии Н.К. Крупской и принятых научно-педагогической секцией ГУСа (Главного Ученого Совета) 4 июля 1921 г.
  • Программа 1921 г. предлагала порядок распределения материала о жизни общества по новой схеме, своего рода компромисс между старой и новой школой.
В основу преподавания общественных наук был положен формационный подход- классовое понимание общества и эпохи, раскрывающее смысл и значение борьбы двух противоположных систем Также экскурсионная работа и метод проектов Предметная система упразднялась и заменялась комплексной системой. Основание программ составляли комплексные темы, затрагивающие различные стороны жизни общества Наряду с беседой и рассказом учителя получили распространение такие формы учебно-воспитательной работы, как доклады учащихся, составление графиков, диаграмм, схем, карт и т.д.

В основу преподавания общественных наук был положен формационный подход- классовое понимание общества и эпохи, раскрывающее смысл и значение борьбы двух противоположных систем

Также экскурсионная работа и метод проектов

Предметная система упразднялась и заменялась комплексной системой. Основание программ составляли комплексные темы, затрагивающие различные стороны жизни общества

Наряду с беседой и рассказом учителя получили распространение такие формы учебно-воспитательной работы, как доклады учащихся, составление графиков, диаграмм, схем, карт и т.д.

5 марта 1923 г. Коллегия Наркомпроса приняла их как основу для дальнейшей разработки программ. Программа по обществоведению была опубликована в 1925 г. Основой обществоведения является изучение современности, история же должна быть иллюстрацией к ней. 1927 г. Наркомпрос издал учебные планы и программы. Программы стали первыми обязательными программами для всех школ РСФСР. «На путях к новой школе» К концу 1922 г. были разработаны общие схемы программ единой трудовой школы I ступени, первого концентра II ступени.

5 марта 1923 г. Коллегия Наркомпроса приняла их как основу для дальнейшей разработки программ.

Программа по обществоведению была опубликована в 1925 г. Основой обществоведения является изучение современности, история же должна быть иллюстрацией к ней.

1927 г. Наркомпрос издал учебные планы и программы. Программы стали первыми обязательными программами для всех школ РСФСР.

«На путях к новой школе»

К концу 1922 г. были разработаны общие схемы программ единой трудовой школы I ступени, первого концентра II ступени.

Первые учебники Рабочие книги по обществоведению для 5 класса под редакцией А.П. Станчинского Рабочие книги по обществоведению для 6 класса под редакцией А.И. Стражева. «Подвижная лаборатория по обществознанию», Б.Н. Жаворонков , С.Н. Дзюминский –более 100 выпусков(1925) Учебник по истории труда, Н.А. Рожков Учебное пособие по фазам общественного развития для школ 1-й и 2-й ступеней, О.В. Трахтенберг, А.И. Гуковский.(1926)

Первые учебники

Рабочие книги по обществоведению для 5 класса под редакцией А.П. Станчинского

Рабочие книги по обществоведению для 6 класса под редакцией А.И. Стражева.

«Подвижная лаборатория по обществознанию», Б.Н. Жаворонков , С.Н. Дзюминский –более 100 выпусков(1925)

Учебник по истории труда, Н.А. Рожков

Учебное пособие по фазам общественного развития для школ 1-й и 2-й ступеней, О.В. Трахтенберг, А.И. Гуковский.(1926)

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА Общественные дисциплины  в 1930-50-х годах

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА

Общественные дисциплины в 1930-50-х годах

В апреле 1930г. В газете «Правда» был дан политический анализ четырёх рабочих книг по обществознанию, а также была поставлена задача пересмотра стандартных учебников Наркомпроса. ЦК ВКП(б) принял решение об организации в 1931 г. смотра учебной книги, проводившегося партийными органами, обществом падагогов-марксистов. В рецензентские коллективы по проверке учебников обществоведения включались просвещенцы- ударники, рабочие-ударники и передовые колхозники. Директивные распоряжения ЦК ВКП(б) и Наркоспроса 1930-1931гг. Выдвинули задачу составления нового марксистского учебника по обществоведению «как ударную политическую задачу текущего момента»
  • В апреле 1930г. В газете «Правда» был дан политический анализ четырёх рабочих книг по обществознанию, а также была поставлена задача пересмотра стандартных учебников Наркомпроса.
  • ЦК ВКП(б) принял решение об организации в 1931 г. смотра учебной книги, проводившегося партийными органами, обществом падагогов-марксистов. В рецензентские коллективы по проверке учебников обществоведения включались просвещенцы- ударники, рабочие-ударники и передовые колхозники.
  • Директивные распоряжения ЦК ВКП(б) и Наркоспроса 1930-1931гг. Выдвинули задачу составления нового марксистского учебника по обществоведению «как ударную политическую задачу текущего момента»
После принятия Советской Конституции 1936 г. в учебный план школы была введена новая обществоведческая дисциплина. Распоряжением совета Народных комиссаров СССР от 1 февраля 1937 года «в целях изучения основ советского строя советской молодёжью, готовящейся встать в ряды сознательных и активный строителей социалистического общества» с 1937/38 учебного года вводилось преподавание Конституции Союза ССР в качестве самостоятельного предмета в 7 классе средней школы. Курс обществоведения был заменен преподавание Конституции СССР.

После принятия Советской Конституции 1936 г. в учебный план школы была введена новая обществоведческая дисциплина. Распоряжением совета Народных комиссаров СССР от 1 февраля 1937 года «в целях изучения основ советского строя советской молодёжью, готовящейся встать в ряды сознательных и активный строителей социалистического общества» с 1937/38 учебного года вводилось преподавание Конституции Союза ССР в качестве самостоятельного предмета в 7 классе средней школы.

Курс обществоведения был заменен преподавание Конституции СССР.

Приемы изучения Конституции Особое внимание уделялось изучению текста Конституции. Представляет интерес такая установка: такие статьи Конституции, как 1, 2, 4, 12 –должны были знать дословно, а содержание других наиболее важных статей учащиеся должны уметь передать словами, близкими к тексту Конституции.

Приемы изучения Конституции

  • Особое внимание уделялось изучению текста Конституции. Представляет интерес такая установка: такие статьи Конституции, как 1, 2, 4, 12 –должны были знать дословно, а содержание других наиболее важных статей учащиеся должны уметь передать словами, близкими к тексту Конституции.
ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДИКИ  1-Учителю предлагалось приводить примеры из жизни и деятельности отдельных людей, учреждений и предприятий Советского Союза, статистические данные, законодательные акты, материал из курса истории, а также примеры из жизни народов зарубежных стран (примеры должны были служить «задачам коммунистического воспитания подрастающего поколения» 2-Газетные и журнальные статьи было рекомендовано использовать в качестве источника ярких, хорошо запоминающихся фактов и примеров «как радостной и счастливой жизни народов СССР и стран нарожднолй демократии, так и мрачной действительности из жизни трудящихся капиталистических стран» 3-Затем важное место на уроках Конституции занимали идеи, содержащиеся в идеях руководителей страны.

ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДИКИ

1-Учителю предлагалось приводить примеры из жизни и деятельности отдельных людей, учреждений и предприятий Советского Союза, статистические данные, законодательные акты, материал из курса истории, а также примеры из жизни народов зарубежных стран (примеры должны были служить «задачам коммунистического воспитания подрастающего поколения»

2-Газетные и журнальные статьи было рекомендовано использовать в качестве источника ярких, хорошо запоминающихся фактов и примеров «как радостной и счастливой жизни народов СССР и стран нарожднолй демократии, так и мрачной действительности из жизни трудящихся капиталистических стран»

3-Затем важное место на уроках Конституции занимали идеи, содержащиеся в идеях руководителей страны.

«Особо важные статьи Конституции 1936 года» Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян. Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата. Статья 4 . Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком. Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду».

«Особо важные статьи Конституции 1936 года»

  • Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.
  • Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.
  • Статья 4 . Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.
  • Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду».
Новые предметы В 1947 учебном году школьный учебный план пополнился двумя новыми обществоведческими дисциплинами. Официальное сообщение в

Новые предметы

В 1947 учебном году школьный учебный план пополнился двумя новыми обществоведческими дисциплинами. Официальное сообщение в "Учительской газете" гласило, что "ЦК ВКП(б) признал совершенно ненормальным, что в средних школах не преподаются логика и психология". Были выпущены учебники, намечены меры по подготовке преподавателей. Действительно, для нового советского поколения преподавателей содержание вновь введенных дисциплин было незнакомым и достаточно сложным.

ОДНАКО: В середине 50-х гг. в ходе борьбы с перегрузкой школьников логика и психология были исключены из учебных планов школы.

Обществоведческое образование  в 1960-80-х годах ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ ОТ ОТТЕПЕЛИ ДО ЗАСТОЯ

Обществоведческое образование в 1960-80-х годах

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ

ОТ ОТТЕПЕЛИ

ДО ЗАСТОЯ

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ  Постановление ЦК КПСС от 25 апреля 1960 г., «О введении курса «Основы политических знаний» в средних школах и средних специальных учебных заведениях и о подготовке учебника по этому курсу» Реформа образования – два новых курса  XX съезд КПСС – демократические перемены обществоведение новейшая история

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ

  • Постановление ЦК КПСС от 25 апреля 1960 г., «О введении курса «Основы политических знаний» в средних школах и средних специальных учебных заведениях и о подготовке учебника по этому курсу»

Реформа образования – два новых курса

XX съезд КПСС – демократические перемены

обществоведение

новейшая история

ВВЕДЕНИЕ КУРСА 3 года – экспериментальное преподавание курса Учебная программа написана под влиянием Программы партии 1961 г. («Программы строительства коммунизма») В 1963 г. курс введен в выпускных классах средних школ, но называться он стал «Обществоведение», а не

ВВЕДЕНИЕ КУРСА

3 года – экспериментальное преподавание курса

Учебная программа написана под влиянием Программы партии 1961 г. («Программы строительства коммунизма»)

В 1963 г. курс введен в выпускных классах средних школ, но называться он стал «Обществоведение», а не "Основы политических знаний»

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Диалектический и исторический материализм — основа научного мировоззрения Социализм первая фаза коммунистического общества КПСС — руководящая и направляющая сила советского общества Пути постепенного перерастания социализма в коммунизм XX век — век торжества коммунизма Курс, таким образом, последовательно пропагандировал партийную идеологию

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Диалектический и исторический материализм — основа научного мировоззрения

Социализм первая фаза коммунистического общества

КПСС — руководящая и направляющая сила советского общества

Пути постепенного перерастания социализма в коммунизм

XX век — век торжества коммунизма

Курс, таким образом, последовательно пропагандировал партийную идеологию

НОВОЕ В МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ

  • Достижения преподавания нового курса были представлены на Всероссийском семинаре учителей обществоведения (1964 г.) и педагогических чтениях (1965 г.), где поднимался широкий круг методических проблем:
  • межпредметные связи и формирование мировоззрения учащихся; изучение законов диалектики; из опыта организации ученических социологических исследований; индивидуальные задания по обществоведению в школах рабочей молодежи; подготовка учащихся к жизни; активизация общественно-политической деятельности учащихся; тематическое планирование в курсе обществоведения; теоретические конференции; виды заданий на уроках обществоведения; изготовление наглядных пособий
  • межпредметные связи и формирование мировоззрения учащихся;
  • изучение законов диалектики; из опыта организации ученических социологических исследований;
  • индивидуальные задания по обществоведению в школах рабочей молодежи;
  • подготовка учащихся к жизни;
  • активизация общественно-политической деятельности учащихся;
  • тематическое планирование в курсе обществоведения;
  • теоретические конференции;
  • виды заданий на уроках обществоведения;
  • изготовление наглядных пособий

УРОК-СЕМИНАР С новым предметом в школу пришла новая для среднего образования форма учебных занятий — семинар, основой которого стала фронтальная самостоятельная подготовка к нему учащихся всего класса:  конспектирование литературы,  подборка газетных вырезок,  посильные наблюдения явлений действительности Ищущие новую методику учителя стремились вызвать дискуссию вокруг различных толкований обсуждаемых проблем. Внимание учащихся с запоминания отдельных фактов и положений переключалось на самостоятельное их истолкование и оценку.

УРОК-СЕМИНАР

  • С новым предметом в школу пришла новая для среднего образования форма учебных занятий — семинар, основой которого стала фронтальная самостоятельная подготовка к нему учащихся всего класса:

конспектирование литературы,

подборка газетных вырезок,

посильные наблюдения явлений действительности

  • Ищущие новую методику учителя стремились вызвать дискуссию вокруг различных толкований обсуждаемых проблем.
  • Внимание учащихся с запоминания отдельных фактов и положений переключалось на самостоятельное их истолкование и оценку.

МЕТОДИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ В 60-80-е гг. в практику лучших учителей вошло проблемное обучение. Продолжалась разработка проблемы применения знаний, полученных при изучении обществоведения, на последующих по времени уроках истории В 70-х гг. была разработана методическая система лекция семинар коллоквиум зачет

МЕТОДИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

  • В 60-80-е гг. в практику лучших учителей вошло проблемное обучение.
  • Продолжалась разработка проблемы применения знаний, полученных при изучении обществоведения, на последующих по времени уроках истории
  • В 70-х гг. была разработана методическая система

лекция

семинар

коллоквиум

зачет

ВЫДАЮЩИЕСЯ МЕТОДИСТЫ  ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ И ИХ ИДЕИ А. В. Дружкова (работа с документами) С. А. Ежова (уроки-конференции) Г. В. Артемьева (социологические исследования) В. И. Загвязинский (использование личного опыта учеников)

ВЫДАЮЩИЕСЯ МЕТОДИСТЫ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ И ИХ ИДЕИ

А. В. Дружкова (работа с документами)

С. А. Ежова (уроки-конференции)

Г. В. Артемьева (социологические исследования)

В. И. Загвязинский (использование личного опыта учеников)

БОРЬБА ДВУХ ТЕНДЕНЦИЙ С самого начала в организации учебного процесса по обществоведению обнаружились две тенденции догматическая творческая Господство «воспроизводящих» методов развитие самостоятельного мышления идеологическая заданность демократический импульс XX съезда

БОРЬБА ДВУХ ТЕНДЕНЦИЙ

  • С самого начала в организации учебного процесса по обществоведению обнаружились две тенденции

догматическая

творческая

Господство «воспроизводящих» методов

развитие самостоятельного мышления

идеологическая заданность

демократический импульс XX съезда

« НОВАЯ» ПРОГРАММА В 70-х гг. программа курса «Обществоведение» объединяла основное содержание курса в 4 разделах: Диалектический и исторический материализм основа научного мировоззрения Капитализм — последний эксплуататорский строй. От капитализма к социализму Социализм и коммунизм — две фазы единой коммунистической формации Коммунистическая партия Советского Союза — руководящая и направляющая сила Советского общества Половина учебного времени отводилась на изучение III темы, т. е. советского общества .

« НОВАЯ» ПРОГРАММА

В 70-х гг. программа курса «Обществоведение» объединяла основное содержание курса в 4 разделах:

Диалектический и исторический материализм основа научного мировоззрения

Капитализм — последний эксплуататорский строй. От капитализма к социализму

Социализм и коммунизм — две фазы единой коммунистической формации

Коммунистическая партия Советского Союза — руководящая и направляющая сила Советского общества

Половина учебного времени отводилась на изучение III темы, т. е. советского общества .

НОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ Обществоведческий цикл в школе пополнился двумя новыми курсами: Основы советского государства и права Этика и психология семейной жизни Советское государство. Право и мораль. Государственное (конституционное) право. Отрасли Советского права. Борьба за социалистическую законность. Личность, общество, семья. Особенности межличностных отношений юношества. Брак и семья. Основы семейных отношений. Семья и дети.

НОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ

  • Обществоведческий цикл в школе пополнился двумя новыми курсами:

Основы советского государства и права

Этика и психология семейной жизни

  • Советское государство.
  • Право и мораль.
  • Государственное (конституционное) право.
  • Отрасли Советского права.
  • Борьба за социалистическую законность.
  • Личность, общество, семья.
  • Особенности межличностных отношений юношества.
  • Брак и семья.
  • Основы семейных отношений.
  • Семья и дети.
Становление нового содержания обществоведческого образования ПЕРЕСТРОЙКА ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Становление нового содержания обществоведческого образования

ПЕРЕСТРОЙКА

ОБУЧЕНИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ДИСКУССИИ В 1985- 1986 гг. происходила дискуссия «Каким должен быть учебник обществоведения?» Дискуссия показала неудовлетворенность учителей, существовавшим тогда учебником, их желание работать с книгой, в большей мере ориентированной на личность ученика . 37

ДИСКУССИИ

В 1985- 1986 гг. происходила дискуссия

«Каким должен быть учебник обществоведения?»

Дискуссия показала неудовлетворенность учителей, существовавшим тогда учебником, их желание работать с книгой, в большей мере ориентированной на личность ученика .

37

Программа курса в середине 1980-х гг. нацеленность на формирование коммунистического мировоззрения отражение основных задач «перестройки» курс в значительно большей мере был обращен к личности молодого человека проблема «общество и личность» – сквозной для всего курса были отражены некоторые актуальные вопросы, вызывающие повышенный интерес молодежи было запланировано время для семинарских и практических занятий разнообразие форм занятий: лекции, лабораторные занятия, семинары, практические занятий, итоговые собеседования. отражение основных задач «перестройки» курс в значительно большей мере был обращен к личности молодого человека проблема «общество и личность» – сквозной для всего курса были отражены некоторые актуальные вопросы, вызывающие повышенный интерес молодежи было запланировано время для семинарских и практических занятий разнообразие форм занятий: лекции, лабораторные занятия, семинары, практические занятий, итоговые собеседования.

Программа курса в середине 1980-х гг.

  • нацеленность на формирование коммунистического мировоззрения
  • отражение основных задач «перестройки» курс в значительно большей мере был обращен к личности молодого человека проблема «общество и личность» – сквозной для всего курса были отражены некоторые актуальные вопросы, вызывающие повышенный интерес молодежи было запланировано время для семинарских и практических занятий разнообразие форм занятий: лекции, лабораторные занятия, семинары, практические занятий, итоговые собеседования.
  • отражение основных задач «перестройки»
  • курс в значительно большей мере был обращен к личности молодого человека
  • проблема «общество и личность» – сквозной для всего курса
  • были отражены некоторые актуальные вопросы, вызывающие повышенный интерес молодежи
  • было запланировано время для семинарских и практических занятий
  • разнообразие форм занятий: лекции, лабораторные занятия, семинары, практические занятий, итоговые собеседования.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В условиях развернувшейся перестройки многие учителя оказались неподготовленными к переменам в базовых науках, были не в состоянии самостоятельно разобраться в новой информации, с трудом расставались с пропагандистскими штампами и идеологическими стереотипами прошлых лет . Выдвигались новые задачи для учителей: Отход от догматических методик Отказаться от авторитарности Отказ от отнимающих много времени и не вызывающие интереса учащихся видов деятельности Использовании собственного опыта учащихся

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

  • В условиях развернувшейся перестройки многие учителя оказались неподготовленными к переменам в базовых науках, были не в состоянии самостоятельно разобраться в новой информации, с трудом расставались с пропагандистскими штампами и идеологическими стереотипами прошлых лет .
  • Выдвигались новые задачи для учителей:

Отход от догматических методик

Отказаться от авторитарности

Отказ от отнимающих много времени и не

вызывающие интереса учащихся видов деятельности

Использовании собственного опыта учащихся

АГОНИЯ КУРСА В 1986 — 87 гг. — последняя попытка модернизировать курс «Обществоведение» Предложен для обсуждения проект новой учебной программы, отразившей «идеологию перестройки» Поддержку учителей получили следующие положения: поворот курса к проблемам человека акцент на личностный аспект обществоведения усиление связи курса с жизнью усиление направленности на выработку умений ориентация на перестройку учебного процесса поворот курса к проблемам человека акцент на личностный аспект обществоведения усиление связи курса с жизнью усиление направленности на выработку умений ориентация на перестройку учебного процесса

АГОНИЯ КУРСА

В 1986 — 87 гг. — последняя попытка модернизировать курс «Обществоведение»

Предложен для обсуждения проект новой учебной программы, отразившей «идеологию перестройки»

Поддержку учителей получили следующие положения:

  • поворот курса к проблемам человека акцент на личностный аспект обществоведения усиление связи курса с жизнью усиление направленности на выработку умений ориентация на перестройку учебного процесса
  • поворот курса к проблемам человека
  • акцент на личностный аспект обществоведения
  • усиление связи курса с жизнью
  • усиление направленности на выработку умений
  • ориентация на перестройку учебного процесса
РЕФОРМИРОВАНИЕ КУРСА Перемены в стране обгоняли реформирование курса «Обществоведение» 1988 г. началась разработка взамен 3 обществоведческих учебных дисциплин принципиально нового обществоведческого курса, который должен начинаться с 8-го класса и продолжаться до выпускного класса средней школы включительно

РЕФОРМИРОВАНИЕ КУРСА

Перемены в стране обгоняли реформирование курса «Обществоведение»

1988 г. началась разработка взамен 3 обществоведческих учебных дисциплин принципиально нового обществоведческого курса, который должен начинаться с 8-го класса и продолжаться до выпускного класса средней школы включительно

РАЗРАБОТКА НОВОГО КУРСА На рубеже 80 — 90-х гг. к разработке программ такого курса приступило несколько коллективов Название курса — «Человек и общество». Часть творчески работающих преподавателей не удовлетворенных содержанием существовавших общественных дисциплин, стали на свой страх и риск преподносить учащимся новое содержание.

РАЗРАБОТКА НОВОГО КУРСА

  • На рубеже 80 — 90-х гг. к разработке программ такого курса приступило несколько коллективов
  • Название курса — «Человек и общество».
  • Часть творчески работающих преподавателей не удовлетворенных содержанием существовавших общественных дисциплин, стали на свой страх и риск преподносить учащимся новое содержание.
НАКАНУНЕ РАСПАДА СССР 1990 г. Всесоюзная научно-практическая конференция по этим проблемам нового курса «Человек и общество» в г. Луцке. Было представлено четыре авторских варианта программ нового курса.

НАКАНУНЕ РАСПАДА СССР

1990 г. Всесоюзная научно-практическая конференция по этим проблемам нового курса «Человек и общество» в г. Луцке. Было представлено четыре авторских варианта программ нового курса.

в изучении нового предмета велика роль семинаров, диспутов и т.д. предполагается самостоятельное обращение учащихся к различным источникам новое содержание учебного предмета требует диалогизации методов обучения учебник по новому предмету не должен давать окончательные ответы на все вопросы, а пробуждать интерес необходима нацеленность школы на человека выпускники школы «больны» функциональной неграмотностью Высказывались идеи: компьютеризация обществоведческой подготовки учащихся

в изучении нового предмета велика роль семинаров, диспутов и т.д.

предполагается самостоятельное обращение учащихся к различным источникам

новое содержание учебного предмета требует диалогизации методов обучения

учебник по новому предмету не должен давать окончательные ответы на все вопросы, а пробуждать интерес

необходима нацеленность школы на человека

выпускники школы «больны» функциональной неграмотностью

Высказывались идеи:

компьютеризация обществоведческой подготовки учащихся

А НУЖЕН ЛИ КУРС? Две противоположенные точки зрения на обществоведение в конце «перестройки»: обществоведческие дисциплины должны быть исключены из учебного плана школы, поскольку они навязывают учащимся потерпевшую крах идеологию в кризисное время особенно велика роль учебных дисциплин, помогающих понять окружающий мир, самостоятельно определить собственную жизненную линию

А НУЖЕН ЛИ КУРС?

Две противоположенные точки зрения на обществоведение в конце «перестройки»:

обществоведческие дисциплины должны быть исключены из учебного плана школы, поскольку они навязывают учащимся потерпевшую крах идеологию

в кризисное время особенно велика роль учебных дисциплин, помогающих понять окружающий мир, самостоятельно определить собственную жизненную линию

ОТМЕНА КУРСА В этой обстановке прежний курс «Обществоведение» был исключен из учебного плана школы. Попытка в 1990—91 гг. учебном году заменить его курсом «Введение в марксистское обществознание» не была поддержан большей частью учителей. На рубеже 90-х гг. разработкой нового курса уже занимались несколько авторских коллективов, а к середине 90-х гг. появились альтернативные учебные пособия, несущие в школу современные взгляды на общество и человека.

ОТМЕНА КУРСА

В этой обстановке прежний курс «Обществоведение» был исключен из учебного плана школы.

Попытка в 1990—91 гг. учебном году заменить его курсом «Введение в марксистское обществознание» не была поддержан большей частью учителей.

На рубеже 90-х гг. разработкой нового курса уже занимались несколько авторских коллективов, а к середине 90-х гг. появились альтернативные учебные пособия, несущие в школу современные взгляды на общество и человека.

НОВЫЙ КУРС Наибольших успехов в этой сфере добился Л.Н. Боголюбов  С конца 80-х гг. он возглавляет коллектив научных сотрудников и учителей по разработке основ современного обществоведческого образования. В его лаборатории созданы учебные пособия «Введение в обществознание», 8-9-е кл., «Человек и общество», 10-11-е кл.; тесты и задания по обществоведению. Подготовлены методические пособия для учителей школы. Издан учебник для студентов педвузов «Методика преподавания обществознания в школе»

НОВЫЙ КУРС

  • Наибольших успехов в этой сфере добился Л.Н. Боголюбов
  • С конца 80-х гг. он возглавляет коллектив научных сотрудников и учителей по разработке основ современного обществоведческого образования.
  • В его лаборатории созданы учебные пособия «Введение в обществознание», 8-9-е кл., «Человек и общество», 10-11-е кл.; тесты и задания по обществоведению.
  • Подготовлены методические пособия для учителей школы.
  • Издан учебник для студентов педвузов «Методика преподавания обществознания в школе»
К середине 90-х годов специалисты в области педагогики пришли к убеждению в том, что содержательным компонентом курса являются основы знаний в сфере политики и права, экономики и экологии, межнациональных и семейных отношений, культуры и здорового образа жизни, истории религии и морали. Появились учебные пособия, хрестоматии, методическая литература, видеофильмы.
  • К середине 90-х годов специалисты в области педагогики пришли к убеждению в том, что содержательным компонентом курса являются основы знаний в сфере политики и права, экономики и экологии, межнациональных и семейных отношений, культуры и здорового образа жизни, истории религии и морали. Появились учебные пособия, хрестоматии, методическая литература, видеофильмы.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!