ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РОССИИ
Преподаватель
Щербакова Дана Евгеньевна
План
1. Развитие обществоведения в дореволюционный период
2. Обществоведение 20-х годов.
3. Общественные дисциплины 30-50 годов.
4. Обществоведение 60-80-х годах.
5. Становление нового содержания обществоведческого образования.
- Самой ранней ступенью развития обществоведческого образования является 18 век, когда появляется среднее школьное образование
- Одним из первых учебных заведений является гимназия пастора Глюка (1703 г.) в учебный план которой входил такой предмет, как философия.
- Позже философию включают в учебные планы других школ, а с 1804 года ее изучение предусматривалось уставом гимназий.
Одно из первых учебных пособий общественного профиля «О должностях человека и гражданина. Книга к чтению, определенная в народных городских училищах, изданная по Высочайшему повелению царствующия Императрицы Екатерины вторыя. В Санкт-Петербурге, 1783 года».
Дореволюционный этап
К началу XX века в учебных планах российских учебных заведений доля предметов социально-гуманитарного цикла была невелика.
Так, в гимназиях и прогимназиях закон Божий, история занимали не более 13% учебного времени.
Еще меньше (11,5%) времени отводилось на них в планах реальных и коммерческих училищ.
Первый период 1917- 1920-е годы
период «борьбы за обществознание»
Послеоктябрьские поиски нового содержания социальных дисциплин
"Мы говорим: наше дело в области школьной есть та же борьба за свержение буржуазии; мы открыто, заявляем, что школа вне жизни, вне политики — это ложь и лицемерие".
А.В. Луначарский
стремился сохранить в содержании образования российской школы роль не политизированного и не идеологизированного знания
не признавал идей Крупской о главенстве «производительного труда» в школе, подчеркивая, что «школа все-таки есть школа»
М.Н. Покровский
- Заместитель наркома просвещения, отвечал за сферу науки и высшего образования, нарком просвещения РСФСР.
- Крылатая фраза : «История есть политика, опрокинутая в прошлое»
- Акцентировал внимание на практическом значении истории, необходимости обращаться к тематике, могущей быть ценной для текущих общественных потребностей. По этой причине он предлагал интегрировать школьный курс истории в курс обществоведения.
П. Н. Лепешинский
- Возглавлял отдел реформы школы Наркомпроса РСФСР
- «Московский проект» — наиболее радикальный вариант реформы образования:
- всеобщее, бесплатное светское, равное,
- непрерывный учебный год ( 2 дня на экскурсии)
- примерные программы
- отмена классов по возрастам группировкой
- отмена предметного преподавания
- вместо учебников рабочие книги
- школа-коммуна
- главный фактор образования - труд.
- политехнический принцип обучения
- выделял эвристический метод
- воспитывать должны школа и государство
П.Ф. Каптерев
"Среди продолжающейся политической бури между борющимися за господство политическими партиями куда направить педагогу свою школьно-педагогическую ладью?... Первое, что может представиться педагогу в таком положении, это объявить школу учреждением неполитическим, а потому требовать, чтобы политические партии на нее не посягали, оставили ее в покое"
Положение учительства
- Учительство раскололось на сторонников и противников новой власти и реформы
- Уже в июне 1918 г. в Петрограде состоялось заседание большой группы ученых и преподавателей истории. Обсуждался вопрос: "Какой долг накладывает переживаемый момент на русского педагога, в особенности на преподавателя истории»
- "Ассоциация научно-педагогических организаций" (1200 чел)
- Всероссийский съезд по просвещению (26 августа — 4 сентября 1918 г.)
- Более 1000 периодических педагогических изданий
Главные нововведения
- " Положение о единой трудовой школе", утвержденное ВЦИКом 30 сентября 1918
- Были разработаны и в начале 1919 г. опубликованы опытные примерные программы по «Истории и социологии труда»:
а)первые в истории советской школы программы по теоретическому предмету социологического характера для двух последних классов школы второй ступени (8 и 9)
б) Предмет состоял из курса истории труда (политической экономии) и социологии.
в) Всего на предмет отводилось 144 часа
Обществоведение 20-х годов
- В декабре 1920 г. — январе 1921 г. партийное совещание по вопросам народного образования приняло решение о подготовке преподавателей вузов по обществоведению
- программы единой семилетней школы 1921 года
- в этих программах впервые появился термин "обществоведение".
- Программы 1921 г. строились на основе тезисов о школьном строительстве, подготовленных при участии Н.К. Крупской и принятых научно-педагогической секцией ГУСа (Главного Ученого Совета) 4 июля 1921 г.
- Программа 1921 г. предлагала порядок распределения материала о жизни общества по новой схеме, своего рода компромисс между старой и новой школой.
В основу преподавания общественных наук был положен формационный подход- классовое понимание общества и эпохи, раскрывающее смысл и значение борьбы двух противоположных систем
Также экскурсионная работа и метод проектов
Предметная система упразднялась и заменялась комплексной системой. Основание программ составляли комплексные темы, затрагивающие различные стороны жизни общества
Наряду с беседой и рассказом учителя получили распространение такие формы учебно-воспитательной работы, как доклады учащихся, составление графиков, диаграмм, схем, карт и т.д.
5 марта 1923 г. Коллегия Наркомпроса приняла их как основу для дальнейшей разработки программ.
Программа по обществоведению была опубликована в 1925 г. Основой обществоведения является изучение современности, история же должна быть иллюстрацией к ней.
1927 г. Наркомпрос издал учебные планы и программы. Программы стали первыми обязательными программами для всех школ РСФСР.
«На путях к новой школе»
К концу 1922 г. были разработаны общие схемы программ единой трудовой школы I ступени, первого концентра II ступени.
Первые учебники
Рабочие книги по обществоведению для 5 класса под редакцией А.П. Станчинского
Рабочие книги по обществоведению для 6 класса под редакцией А.И. Стражева.
«Подвижная лаборатория по обществознанию», Б.Н. Жаворонков , С.Н. Дзюминский –более 100 выпусков(1925)
Учебник по истории труда, Н.А. Рожков
Учебное пособие по фазам общественного развития для школ 1-й и 2-й ступеней, О.В. Трахтенберг, А.И. Гуковский.(1926)
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА
Общественные дисциплины в 1930-50-х годах
- В апреле 1930г. В газете «Правда» был дан политический анализ четырёх рабочих книг по обществознанию, а также была поставлена задача пересмотра стандартных учебников Наркомпроса.
- ЦК ВКП(б) принял решение об организации в 1931 г. смотра учебной книги, проводившегося партийными органами, обществом падагогов-марксистов. В рецензентские коллективы по проверке учебников обществоведения включались просвещенцы- ударники, рабочие-ударники и передовые колхозники.
- Директивные распоряжения ЦК ВКП(б) и Наркоспроса 1930-1931гг. Выдвинули задачу составления нового марксистского учебника по обществоведению «как ударную политическую задачу текущего момента»
После принятия Советской Конституции 1936 г. в учебный план школы была введена новая обществоведческая дисциплина. Распоряжением совета Народных комиссаров СССР от 1 февраля 1937 года «в целях изучения основ советского строя советской молодёжью, готовящейся встать в ряды сознательных и активный строителей социалистического общества» с 1937/38 учебного года вводилось преподавание Конституции Союза ССР в качестве самостоятельного предмета в 7 классе средней школы.
Курс обществоведения был заменен преподавание Конституции СССР.
Приемы изучения Конституции
- Особое внимание уделялось изучению текста Конституции. Представляет интерес такая установка: такие статьи Конституции, как 1, 2, 4, 12 –должны были знать дословно, а содержание других наиболее важных статей учащиеся должны уметь передать словами, близкими к тексту Конституции.
ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДИКИ
1-Учителю предлагалось приводить примеры из жизни и деятельности отдельных людей, учреждений и предприятий Советского Союза, статистические данные, законодательные акты, материал из курса истории, а также примеры из жизни народов зарубежных стран (примеры должны были служить «задачам коммунистического воспитания подрастающего поколения»
2-Газетные и журнальные статьи было рекомендовано использовать в качестве источника ярких, хорошо запоминающихся фактов и примеров «как радостной и счастливой жизни народов СССР и стран нарожднолй демократии, так и мрачной действительности из жизни трудящихся капиталистических стран»
3-Затем важное место на уроках Конституции занимали идеи, содержащиеся в идеях руководителей страны.
«Особо важные статьи Конституции 1936 года»
- Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.
- Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.
- Статья 4 . Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.
- Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду».
Новые предметы
В 1947 учебном году школьный учебный план пополнился двумя новыми обществоведческими дисциплинами. Официальное сообщение в "Учительской газете" гласило, что "ЦК ВКП(б) признал совершенно ненормальным, что в средних школах не преподаются логика и психология". Были выпущены учебники, намечены меры по подготовке преподавателей. Действительно, для нового советского поколения преподавателей содержание вновь введенных дисциплин было незнакомым и достаточно сложным.
ОДНАКО: В середине 50-х гг. в ходе борьбы с перегрузкой школьников логика и психология были исключены из учебных планов школы.
Обществоведческое образование в 1960-80-х годах
ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ
ОТ ОТТЕПЕЛИ
ДО ЗАСТОЯ
ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
- Постановление ЦК КПСС от 25 апреля 1960 г., «О введении курса «Основы политических знаний» в средних школах и средних специальных учебных заведениях и о подготовке учебника по этому курсу»
Реформа образования – два новых курса
XX съезд КПСС – демократические перемены
обществоведение
новейшая история
ВВЕДЕНИЕ КУРСА
3 года – экспериментальное преподавание курса
Учебная программа написана под влиянием Программы партии 1961 г. («Программы строительства коммунизма»)
В 1963 г. курс введен в выпускных классах средних школ, но называться он стал «Обществоведение», а не "Основы политических знаний»
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Диалектический и исторический материализм — основа научного мировоззрения
Социализм первая фаза коммунистического общества
КПСС — руководящая и направляющая сила советского общества
Пути постепенного перерастания социализма в коммунизм
XX век — век торжества коммунизма
Курс, таким образом, последовательно пропагандировал партийную идеологию
НОВОЕ В МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ
- Достижения преподавания нового курса были представлены на Всероссийском семинаре учителей обществоведения (1964 г.) и педагогических чтениях (1965 г.), где поднимался широкий круг методических проблем:
- межпредметные связи и формирование мировоззрения учащихся; изучение законов диалектики; из опыта организации ученических социологических исследований; индивидуальные задания по обществоведению в школах рабочей молодежи; подготовка учащихся к жизни; активизация общественно-политической деятельности учащихся; тематическое планирование в курсе обществоведения; теоретические конференции; виды заданий на уроках обществоведения; изготовление наглядных пособий
- межпредметные связи и формирование мировоззрения учащихся;
- изучение законов диалектики; из опыта организации ученических социологических исследований;
- индивидуальные задания по обществоведению в школах рабочей молодежи;
- подготовка учащихся к жизни;
- активизация общественно-политической деятельности учащихся;
- тематическое планирование в курсе обществоведения;
- теоретические конференции;
- виды заданий на уроках обществоведения;
- изготовление наглядных пособий
УРОК-СЕМИНАР
- С новым предметом в школу пришла новая для среднего образования форма учебных занятий — семинар, основой которого стала фронтальная самостоятельная подготовка к нему учащихся всего класса:
конспектирование литературы,
подборка газетных вырезок,
посильные наблюдения явлений действительности
- Ищущие новую методику учителя стремились вызвать дискуссию вокруг различных толкований обсуждаемых проблем.
- Внимание учащихся с запоминания отдельных фактов и положений переключалось на самостоятельное их истолкование и оценку.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ
- В 60-80-е гг. в практику лучших учителей вошло проблемное обучение.
- Продолжалась разработка проблемы применения знаний, полученных при изучении обществоведения, на последующих по времени уроках истории
- В 70-х гг. была разработана методическая система
лекция
семинар
коллоквиум
зачет
ВЫДАЮЩИЕСЯ МЕТОДИСТЫ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ И ИХ ИДЕИ
А. В. Дружкова (работа с документами)
С. А. Ежова (уроки-конференции)
Г. В. Артемьева (социологические исследования)
В. И. Загвязинский (использование личного опыта учеников)
БОРЬБА ДВУХ ТЕНДЕНЦИЙ
- С самого начала в организации учебного процесса по обществоведению обнаружились две тенденции
догматическая
творческая
Господство «воспроизводящих» методов
развитие самостоятельного мышления
идеологическая заданность
демократический импульс XX съезда
« НОВАЯ» ПРОГРАММА
В 70-х гг. программа курса «Обществоведение» объединяла основное содержание курса в 4 разделах:
Диалектический и исторический материализм основа научного мировоззрения
Капитализм — последний эксплуататорский строй. От капитализма к социализму
Социализм и коммунизм — две фазы единой коммунистической формации
Коммунистическая партия Советского Союза — руководящая и направляющая сила Советского общества
Половина учебного времени отводилась на изучение III темы, т. е. советского общества .
НОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ
- Обществоведческий цикл в школе пополнился двумя новыми курсами:
Основы советского государства и права
Этика и психология семейной жизни
- Советское государство.
- Право и мораль.
- Государственное (конституционное) право.
- Отрасли Советского права.
- Борьба за социалистическую законность.
- Личность, общество, семья.
- Особенности межличностных отношений юношества.
- Брак и семья.
- Основы семейных отношений.
- Семья и дети.
Становление нового содержания обществоведческого образования
ПЕРЕСТРОЙКА
ОБУЧЕНИЯ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ДИСКУССИИ
В 1985- 1986 гг. происходила дискуссия
«Каким должен быть учебник обществоведения?»
Дискуссия показала неудовлетворенность учителей, существовавшим тогда учебником, их желание работать с книгой, в большей мере ориентированной на личность ученика .
37
Программа курса в середине 1980-х гг.
- нацеленность на формирование коммунистического мировоззрения
- отражение основных задач «перестройки» курс в значительно большей мере был обращен к личности молодого человека проблема «общество и личность» – сквозной для всего курса были отражены некоторые актуальные вопросы, вызывающие повышенный интерес молодежи было запланировано время для семинарских и практических занятий разнообразие форм занятий: лекции, лабораторные занятия, семинары, практические занятий, итоговые собеседования.
- отражение основных задач «перестройки»
- курс в значительно большей мере был обращен к личности молодого человека
- проблема «общество и личность» – сквозной для всего курса
- были отражены некоторые актуальные вопросы, вызывающие повышенный интерес молодежи
- было запланировано время для семинарских и практических занятий
- разнообразие форм занятий: лекции, лабораторные занятия, семинары, практические занятий, итоговые собеседования.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
- В условиях развернувшейся перестройки многие учителя оказались неподготовленными к переменам в базовых науках, были не в состоянии самостоятельно разобраться в новой информации, с трудом расставались с пропагандистскими штампами и идеологическими стереотипами прошлых лет .
- Выдвигались новые задачи для учителей:
Отход от догматических методик
Отказаться от авторитарности
Отказ от отнимающих много времени и не
вызывающие интереса учащихся видов деятельности
Использовании собственного опыта учащихся
АГОНИЯ КУРСА
В 1986 — 87 гг. — последняя попытка модернизировать курс «Обществоведение»
Предложен для обсуждения проект новой учебной программы, отразившей «идеологию перестройки»
Поддержку учителей получили следующие положения:
- поворот курса к проблемам человека акцент на личностный аспект обществоведения усиление связи курса с жизнью усиление направленности на выработку умений ориентация на перестройку учебного процесса
- поворот курса к проблемам человека
- акцент на личностный аспект обществоведения
- усиление связи курса с жизнью
- усиление направленности на выработку умений
- ориентация на перестройку учебного процесса
РЕФОРМИРОВАНИЕ КУРСА
Перемены в стране обгоняли реформирование курса «Обществоведение»
1988 г. началась разработка взамен 3 обществоведческих учебных дисциплин принципиально нового обществоведческого курса, который должен начинаться с 8-го класса и продолжаться до выпускного класса средней школы включительно
РАЗРАБОТКА НОВОГО КУРСА
- На рубеже 80 — 90-х гг. к разработке программ такого курса приступило несколько коллективов
- Название курса — «Человек и общество».
- Часть творчески работающих преподавателей не удовлетворенных содержанием существовавших общественных дисциплин, стали на свой страх и риск преподносить учащимся новое содержание.
НАКАНУНЕ РАСПАДА СССР
1990 г. Всесоюзная научно-практическая конференция по этим проблемам нового курса «Человек и общество» в г. Луцке. Было представлено четыре авторских варианта программ нового курса.
в изучении нового предмета велика роль семинаров, диспутов и т.д.
предполагается самостоятельное обращение учащихся к различным источникам
новое содержание учебного предмета требует диалогизации методов обучения
учебник по новому предмету не должен давать окончательные ответы на все вопросы, а пробуждать интерес
необходима нацеленность школы на человека
выпускники школы «больны» функциональной неграмотностью
Высказывались идеи:
компьютеризация обществоведческой подготовки учащихся
А НУЖЕН ЛИ КУРС?
Две противоположенные точки зрения на обществоведение в конце «перестройки»:
обществоведческие дисциплины должны быть исключены из учебного плана школы, поскольку они навязывают учащимся потерпевшую крах идеологию
в кризисное время особенно велика роль учебных дисциплин, помогающих понять окружающий мир, самостоятельно определить собственную жизненную линию
ОТМЕНА КУРСА
В этой обстановке прежний курс «Обществоведение» был исключен из учебного плана школы.
Попытка в 1990—91 гг. учебном году заменить его курсом «Введение в марксистское обществознание» не была поддержан большей частью учителей.
На рубеже 90-х гг. разработкой нового курса уже занимались несколько авторских коллективов, а к середине 90-х гг. появились альтернативные учебные пособия, несущие в школу современные взгляды на общество и человека.
НОВЫЙ КУРС
- Наибольших успехов в этой сфере добился Л.Н. Боголюбов
- С конца 80-х гг. он возглавляет коллектив научных сотрудников и учителей по разработке основ современного обществоведческого образования.
- В его лаборатории созданы учебные пособия «Введение в обществознание», 8-9-е кл., «Человек и общество», 10-11-е кл.; тесты и задания по обществоведению.
- Подготовлены методические пособия для учителей школы.
- Издан учебник для студентов педвузов «Методика преподавания обществознания в школе»
- К середине 90-х годов специалисты в области педагогики пришли к убеждению в том, что содержательным компонентом курса являются основы знаний в сфере политики и права, экономики и экологии, межнациональных и семейных отношений, культуры и здорового образа жизни, истории религии и морали. Появились учебные пособия, хрестоматии, методическая литература, видеофильмы.
Спасибо за внимание!