Просмотр содержимого документа
«Проблемы и перспективы формирования функциональной грамотности школьников.»
Проблемы и перспективы формирования функциональной грамотности школьников
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений», - утверждал А. А. Леонтьев.
Содержание обучения направленного на формирование функциональной грамотности зависит от специфики задач обучения, возможностей учеников, уровня их отношения к обучению и набора тех компонентов, которые будут применяться в ходе обучения. Учителю надо творчески подходить к проектированию и осуществлению структурных компонентов процесса обучения, не допускать стандартного их применения.
Знание процесса обучения и его структуры недостаточно для построения урока с использованием методик функциональной грамотности, необходимо также отметить и психологию обучения, особенности познавательной деятельности учащихся, которые учитываются при работе с текстовыми заданиями.
Возникает вопрос, как построить процесс обучения русскому языку и литературе, чтобы он был интересен и «по силам» для всех. Когда мы говорим об обучении, то подчеркиваем роль учителя, обучающего, которая, однако, не сводиться к передаче знаний от учителя к ученику. Учитель не просто передает знания, не перекладывает их в голову ученика. В условиях взаимодействия учителя и ученика последний приобретает знания, умения и навыки, а педагог корректирует и направляет этот процесс.
Учебная деятельность не формируется сама по собе. Учитель формирует учебную деятельность у школьников (учит их учиться, что весьма актуально для обучающихся-осужденных).
Учебная деятельность сложна по своей структуре, выделяют три ее основных компонента:
мотивационный;
операционный;
контрольно-оценочный.
Также стоит отметить, что обучение зависит, во-первых, от материала, который подлежит усвоить, от его содержания и системы, в которой он подается. Во-вторых, характер обучения зависит от методического мастерства и опыта учителя, его личностных особенностей, от конкретной методики формирования функциональной грамотности., которую учитель применяет в каждом отдельном случае.
Наконец, процесс обучения зависит в не малой степени и от особенностей ученика – индивидуальных характеристик его психического развития (умственного, волевого и эмоционального), от сложившегося у него отношения к обучению, его склонностей и интересов. Иначе говоря, процесс обучения опосредуется индивидуально-психологическими особенностями ученика, что не является простым следствием того, чему и как обучают ученика, т.е. условий, задаваемых из вне. Решить проблему повышения функциональной грамотности обучающихся можно только при следующих условиях, а именно: системных комплексных изменений в учебной деятельности; переориентации системы образования на новые результаты, связанные с современными навыками и развитием позитивных стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.