СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы и перспективы организации дополнительного образования по физической культуре в соответствии с требованиями ФГОС.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад на тему "Проблемы и перспективы организации дополнительного образования"

Просмотр содержимого документа
«Проблемы и перспективы организации дополнительного образования по физической культуре в соответствии с требованиями ФГОС.»

Проблемы и перспективы организации дополнительного образования по физической культуре в соответствии с требованиями ФГОС.



В одном из своих выступлений В.В. Путин сказал: "Россия вступает в новый век, и здоровье нации становится абсолютным приоритетом государственной политики". За последние годы мы почувствовали на себе повышенное внимание руководства страны к проблемам, имеющимся в области физической культуры и спорта.

Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения. Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Увеличилось количество массовых спортивных соревнований для детей и молодежи как в регионах, так и на федеральном уровне. 

Физическая культура и спорт является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья. Современное общество заинтересованно сохранить и улучшить физическое и психическое здоровье человека, повысить его интеллектуальный потенциал. Это особенно важно сегодня, в условиях резкого снижения двигательной активности. Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечнососудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам.

Задачами физкультурно-оздоровительной деятельности в школе становятся: снижение негативных последствий учебной нагрузки; обеспечение достаточного объема двигательной активности учащихся; обучение основам двигательной деятельности; формирование системы знаний по методике самостоятельных занятий физическими упражнениями; формирование позитивного отношения к ведению здорового образа жизни. В процессе любой деятельности возникают различные проблемы, решение которых не всегда является возможным в настоящий момент. Можно сказать — наличие проблем есть то, что определяет перспективы роста и развития, создание новых форм и методов работы, путей продвижения вперед, что в конечном итоге позволяет сформулировать новые цели и задачи. На основе выработанного опыта можно определить ряд проблем, решение которых формирует перспективы и направления развития детско-юношеского спорта. Одна из них - повышение мотивации подростков к спортивным занятиям.

Основным способом вовлечения молодежи в физическую культуру и спорт является пропаганда здорового образа жизни на уроках физической культуры и занятиях дополнительного образования.

Развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта в настоящее время в первую очередь связано с осознанием необходимости сохранения и укрепления здоровья населения средствами физической культуры и спорта. Возрождаются престижность и традиции физического совершенствования не только среди молодежи, но и среди других возрастных групп. Если при классическом образовании по физической культуре и спорту внимание акцентировалось на работе учителей физической культуры и тренеров, работающих с детьми, то в настоящее время все более возрастает потребность в специалистах, умеющих работать с разными возрастными группами людей с различным состоянием здоровья с учетом интересов личности. Стандартный подход к организации дополнительного образования не дает желаемого успеха. Требуется переход на качественно новый уровень организации учебного процесса.

По сравнению с дополнительным образованием в других предметных областях организация дополнительного образования по направлению - «Физическая культура и спорт» осложняется тем, что каждый из обучающихся выбирает вид спортивного занятия, ориентируясь на избранный вид спорта. И не всегда у школы, особенно сельской, есть возможность удовлетворить потребности спортивного интереса ученика. Школа предлагает перечень спортивных секций, опираясь, прежде всего, на собственную материальную базу и наличие специалистов.

Именно при обучении спортивным играм возникает возможность формировать у детей интерес к физической культуре, а, впоследствии, потребность к самостоятельным занятиям. Достичь этого бывает не так уж трудно, если учитель по истине глубоко понимает значение физических упражнений для здоровья ученика и имеет для этого соответствующую подготовку. Учителю необходимо учитывать, что содержание методики проведения и планирования учебного материала по спортивным играм имеет свою специфику. Организация учебной тренировки требует учёта возрастных особенностей, физического развития и физической подготовленности.

Проблемы развития спортивно-оздоровительной работы школы можно сгруппировать по следующим аспектам:

– нормативно-правовая база: приведение в соответствии с действующим законодательством нормативно-правовых документов дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (наличие программы, календарно-тематического планирования, утвержденных администрацией школы);

- повышение статуса тренера-преподавателя (результативное участие спортивной команды в соревнованиях различных уровней);

- обязательное выполнение нормативов учебно-тренировочной нагрузки (по составленному недельному расписанию);

– кадровое обеспечение (создание условий для подготовки, переподготовки и самообразования педагогических кадров, повышения их квалификации);

– финансирование (увеличение финансовых вложений в материально-техническую базу школы, привлечение средств от спонсоров и благотворителей, обеспечение выездных мероприятий, премирование преподавателей);

– информационная поддержка (размещение на сайте школы информации о спортивных достижениях).

Перед современным учителем физической культуры стоит задача - обеспечить высокий уровень активности учащихся во внеурочное время. Для этого необходимо, чтобы школьники проявляли интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворение от уроков. Конечно, поначалу, в возрасте 10-12 лет, это удовлетворение от полученной высокой оценки сверстников, которую бывает получить совсем непросто, нужно очень потрудиться. В более взрослом возрасте мотивация немного другая - попадание в сборную школы по какому-то виду спота и т.д.

Интересы представляют собой положительно эмоционально окрашенное стремление человека к познанию чего-то. Причём удовлетворение интереса (в отличие от любопытства) не приводят к его исчезновению, наоборот интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним.

В развитии интереса к предмету роль заинтересованности велика. Заинтересованность рождает чувство ожидания. А от ее степени зависит и характер внимания учащихся на спортивном занятии, его активность, а также критичность ума, творческий подъем учащихся. Здесь можно отметить такую цепочку логической связи как заинтересованность, которая пробуждает любопытство, любопытство переходит в любознательность и пробуждает интерес к предмету, что в свою очередь рождает потребность в глубоком овладении знаниями и ведет к раскрытию и развитию потенциальных задатков и способностей.

Итак, заинтересованность способствует повышению эффективности спортивного занятия.

Интерес -- это положительное отношение к чему -- либо, побуждающее человека проявить активность для познания интересующего.

Интерес учащихся к спортивным тренировкам отличается разнообразием целевых установок:

- побеждать на спортивных состязаниях;

- сформировать тело;

- укрепить здоровье;

- развивать физические и психические качества.

Активность, проявляемая учениками на тренировке, может быть представлена в двух видах:

- познавательная;

- двигательная.

Познавательная активность учащихся, как правило, характеризуется направленностью на самообразование по предмету. В этом случае ученик придает значение содержательной стороне обучения.

Двигательная активность учащихся связана с непосредственными, мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений.







Сегодня в нашей стране уделяется большое внимание созданию новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения, направленной на совершенствование физической подготовки школьников, их массовое привлечение к занятиям физической культурой и спортом, а также формирования у детей и подростков здорового образа жизни. Физическая  культура, решая свои специфические  задачи, одновременно в той или  иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, на нравственное воспитание, укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями. Но прежде всего, учащиеся должны овладеть двигательными навыками, которыми они будут пользоваться во время самостоятельных занятий по оздоровлению собственного организма.

Однако, на местах, нет глубокого понимания роли физической культуры в системе современного образования. Это является очень серьезной проблемой .

Состояние физической подготовки учащихся зависит от многих факторов. Один из которых большая загруженность школьника, вследствие чего возникает гиподинамия. В этом случае уроки физической культуры и секционные занятия , чуть ли не единственная возможность физического развития. Но и здесь не всегда ученик понимает важность занятий физической культурой. А самое удивительное, что этого не понимают многие родители и, даже, некоторые учителя. А ведь регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность обучения.