СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы и перспективы развития дополнительного образования

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы и перспективы развития дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
«Проблемы и перспективы развития дополнительного образования»

Проблемы и перспективы развития дополнительного образования


В современном обществе, в последнее время наблюдается обострение проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием подрастающего поколения. Проблема связанна с необходимостью поиска новых путей и средств передачи накопленного культурно-исторического опыта. Система модернизации российского образования и повышение качества дополнительного образования рассматриваются в неразрывной связи c решением воспитательных задач, с созданием условий для наиболее полной и гармоничной реализации человеческого потенциала, с реализацией принципа гуманизма. При этом, основной целью образования, согласно Закону РФ «Об образовании», является становление личности, уважающей права и свободы других граждан. Совершенствование и расширение системы дополнительное образования позволяет выявить новые грани этой проблемы, новые возможности и пути ее решения. Система дополнительного образования детей Российской Федерации сегодня по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Одной из основных задач дополнительного образования является создание таких условий, в которых дети с раннего возраста активно развивались бы в соответствии с собственными желаниями, требованиями и существующим потенциалом, имели стремление познавать новое, изучать окружающий мир, проявлять себя в различных творческих видах деятельности. Однако, данная задача в рамках лишь школьных предметов не находит решения. Исходя из этого, система российского образования отводит данную задачу учреждениям дополнительного образования для формирования способностей и склонностей детей, а также их профессионального и социального самоопределения.

Исходя из теоретического анализа работ российских учёных АВ. Золотарёвой, Т.А. Антопольской, В.А. Березиной, М.Н. Поволяевой, можно выявить следующий ряд проблем в деятельности учреждений дополнительного образования учащихся. Во-первых, это недостаток квалифицированных кадров по всем направлениям дополнительного образования учащихся, отсутствие подготовки будущих педагогов в сфере высшего образования. Во-вторых, неустановленность социального заказа на услуги дополнительного образования учащихся, низкий уровень технологий по его изучению. В-третьих, низкий уровень разнообразия в сфере дополнительного образования, связанный с удаленным расположением учреждений дополнительного образования, труднодоступным для их посещения, а также уровень материального положения для оплаты услуг негосударственного дополнительного образования. Следствием вышеизложенного становится новый виток проблем дополнительного образования, связанный, в первую очередь, со снижением конкурентоспособности принятых форм дополнительного образования детей по причине развития иных форм досуга, требующих меньше сил и затрат. Отсюда и снижение количества детей, посещающих занятия в учреждениях дополнительного образования. Также, увеличение числа социальных проблем, обосновывается низкими финансовыми возможностями местного самоуправления.

Для повышения эффективности деятельности организаций дополнительного образования разработана модель персонифицированного финансирования дополнительных общеразвивающих программ, включенных в реестры самоорганизующихся объединений поставщиков услуг дополнительного образования, за счет средств создаваемого федерального фонда.

Концепция персонифицированного финансирования дополнительного образования детей разработана в целях формирования и внедрения системы получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного выбора дополнительных общеобразовательных программ и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, и индивидуальных предпринимателей (далее - поставщики образовательных услуг) в соответствии с индивидуальными потребностями детей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании и последующего финансирования реализации, выбираемых детьми дополнительных общеобразовательных программ.
Целью Концепции является внедрение вариативного механизма предоставления и оплаты услуг дополнительного образования. Вариативность предоставления и оплаты услуг дополнительного образования основана на закреплении за сертификатом персонифицированного финансирования персональных обязательств по оплате выбираемой услуги дополнительного образования (обязательств передачи средств выбранному поставщику образовательных услуг), либо предоставления возможности зачисления на образовательные программы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований.

Исходными положениями персонифицированное обучение являются:

  • создание таких условий взаимодействия педагога и учащихся, когда целенаправленное педагогическое воздействие является востребованным учащимися, т.к. имеет для последних значимость (социальную, личностную и др.);

  • в отличие от личностно-ориентированных концепций обучения в персонифицированном обучении опора делается не только на индивидуальность учащихся, но и на типические особенности педагога и учащихся, что затрагивает психологические содержания их социального индивида (в данном случае наблюдается целостность в становлении социальной сущности учащегося в единстве духовно-социального и социально-биологического феноменов);

  • оно всегда направлено не только на формирование «субъективного опыта» учащегося, но и на развитие его личности от уровня эгоцентризма к альтруизму, а также формирование социального индивида на метаэтническом уровне.

  • его общей целью выступает интеллектуально-нравственное развитие учащихся, заключающееся в развитии интеллектуальных способностей (особенно конвергентности и креативности) и формировании социальных установок, социальных аттитюдов и нравственно-смысловых конструктов (это согласуется с социально-психологическими сферами интегративной субъектности человека);

  • организация персонифицированного обучения осуществляется в коллективных формах, благодаря которым обеспечивается не только личностный рост учащихся от эгоцентризма к альтруизму, но и в какой-то степени решается проблема амбивалентности инстинктивного и разумного в человеке за счет установления «компромисса» между личностью и социальным индивидом в процессе их становления.

Данные положения детерминируют построение персонифицированного обучения как системы целенаправленного становления интегративной субъектности человека. При этом составляющие эту систему компоненты сопоставимы с компонентами структурной организации интегративной субъектности человека и определяют динамику развития последних в соответствии с личностными уровнями. В целом можно построить некую психологическую модель обучения, ориентируемую на социально-психологические сферы интегративной субъектности человека и структурную организацию совместной деятельности педагога и учащихся. Функционирование такой модели определяется психологическими закономерностями, детерминирующими связь обучения со становлением социальной сущности учащихся. В качестве таковых можно представить социально-психологические и психолого-педагогические закономерности. Последние и позволяют рассмотреть персонифицированное обучение как систему.



















8.4.    Повышение эффективности деятельности организаций дополнительного образования
Организация регулярных обследований масштаба и содержания спроса населения на услуги дополнительного образования.
Внедрение модели персонифицированного финансирования дополнительных общеразвивающих программ, включенных в реестры самоорганизующихся объединений поставщиков услуг дополнительного образования, за счет средств создаваемого федерального фонда.
Внедрение механизмов финансового обеспечения реализации органами государственной власти и местного самоуправления полномочий по организации дополнительного образования в подведомственных образовательных организациях.  
Интеграция и кооперация ресурсов сферы образования, культуры, спорта на базе создания интегрированных (или комплексных) организаций социальной сферы (с принятием федерального закона, позволяющего создавать данные комплексы, определять направления их деятельности и финансировать).
Формирование региональной межведомственной модели управления сферой дополнительного образования.  
Создание и распространение в субъектах Российской Федерации механизмов государственной поддержки реализации дополнительных общеразвивающих программ в частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и у индивидуальных предпринимателей.
Разработка и внедрение моделей сетевого взаимодействия организаций различного уровня и ведомственной принадлежности в оказании услуг дополнительного образования, их финансового обеспечения (в том числе музеев, организаций науки, предприятий инновационного сектора, культурных индустрий, физической культуры и спорта, высшего и специального профессионального образования).
Внедрение механизмов адресной поддержки организаций, демонстрирующих высокие достижения в поддержке одаренных детей и работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Разработка и внедрение механизмов оценки эффективности реализации дополнительных образовательных программ.
Внедрение механизмов, расширяющих возможность оплаты потребителями услуг по реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ (на принципах софинансирования).

.5.    Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования
Апробация и внедрение уровневого профессионального стандарта педагога дополнительного образования.
Модернизация требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры, спорта, системы аттестации педагогических кадров с опорой на уровневый профессиональный стандарт и модель карьерного роста.
Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования.
Формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров сферы дополнительного образования.  
Поддержка создания и деятельности профессиональных сообществ в сфере дополнительного образования, в том числе сетевых межрегиональных проектов, конкурсов профессионального мастерства педагогов, программ и инновационных технологий.
Создание условий для привлечения в сферу дополнительного образования молодых специалистов, их профессионального и творческого развития.
Внедрение механизмов адресной поддержки педагогов, работающих с талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Проектирование новых специальностей в сфере дополнительного образования, квалификационных требований к ним, расширение спектра магистерских программ.
Увеличение объема подготовки педагогических кадров  для системы дополнительного образования, в том числе педагогов-тьюторов.
Подготовка управленческих кадров для сферы дополнительного образования с приоритетами в области менеджмента, маркетинга, коммерциализации разработок.
Снятие барьеров и создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока в систему квалифицированных специалистов в областях науки, техники, искусства, физической культуры и спорта, предпринимательства и других.
Поддержка включения в систему дополнительного образования педагогических работников в статусе индивидуальных предпринимателей, имеющих право на оказание услуг дополнительного образования без получения лицензии.
Привлечение к деятельности в сфере дополнительного образования волонтеров, студенчества и родительской общественности.
Развитие механизмов горизонтального профессионального развития и карьеры.
Поддержка профессиональных сообществ и объединений педагогов дополнительного образования.
Формирование экспертного сообщества для сопровождения инновационного развития системы дополнительного образования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!