СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы и перспективы развития системы углубленного музыкального образования в условиях общеобразовательной школы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье автор обращается к актуальной проблеме повышения эффективности музыкального образования в общеобразовательной школе, анализирует процесс происходящих в нем сдвигов и преобразований, видя перспективы развития в решении накопившихся проблем и совершенствовании системы углубленного освоения музыкального искусства обучающимися.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы и перспективы развития системы углубленного музыкального образования в условиях общеобразовательной школы»

УДК 372.87


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УГЛУБЛЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ



Иванова Е. Д.,

Курский государственный университет

г. Железногорск Курской области, Россия


Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия



Аннотация. В данной статье автор обращается к актуальной проблеме повышения эффективности музыкального образования в общеобразовательной школе, анализирует процесс происходящих в нем сдвигов и преобразований, видя перспективы развития в решении накопившихся проблем и совершенствовании системы углубленного освоения музыкального искусства обучающимися.

Ключевые слова: музыкальное искусство, проблемы и перспективы развития общего музыкального образования, углубленное изучение музыки в общеобразовательной школе.

Abstract. In this article, the author addresses the urgent problem of improving the effectiveness of music education in secondary schools, analyzes the process of shifts and transformations taking place in it, seeing development prospects in solving accumulated problems and improving the system of in-depth mastering of musical art by students.

Key words: musical art, problems and prospects for the development of general music education, in-depth study of music in secondary schools.



Музыкальное образование детей – это явление, которое характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка. Оно нужно и важно для обучающихся, так как, именно благодаря ему, у детей формируются духовный мир и нравственные ценностные ориентиры. На наш взгляд, музыка в общеобразовательной школе является одной из важнейших учебных дисциплин, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества.

Во все времена и в настоящее время главным предметом обсуждения в профессиональной среде педагогов-музыкантов является система преподавания музыки в общеобразовательной школе. Так или иначе, какую бы проблему мы не обсуждали, она всегда замыкается на ключевых вопросах: как научить школьников слушать и слышать музыку, чтобы они могли разбираться в звучащем водовороте масс-культуры, отсеивать безвкусицу и все пошлое? Как приобщить детей к хоровому и инструментальному исполнительству? Каким образом воспитывать в них музыкальную культуру как основу культуры духовной при одном часе музыки в неделю в начальной и основной школе?

Данные вопросы по-прежнему актуальны для теории и практики общего музыкального образования, что подтверждается большим количеством публикаций. В гораздо меньшей степени исследователи музыкально-педагогических проблем уделяют внимания развитию системы углубленного музыкального образования в условиях общеобразовательной школы.

Современная социокультурная среда обусловливает ряд важных проблем, затрагивающих цели и содержание урока музыки в общеобразовательной школе как основной формы массового музыкального образования. Но способен ли 45-минутный урок музыки в школе обеспечить полноценное музыкальное развитие и воспитание обучающихся, особенно, если речь идет о детях с ярко выраженными музыкальными дарованиями? Однозначно – нет. Для этого нужно предпринимать иные шаги.

Специалистам известно, что в области школьного музыкального образования за последние десятилетия сложилась хоть и не масштабная, но определенно заслуживающая внимания практика углубленного освоения музыкального искусства обучающимися, которая сегодня сталкивается с множеством трудностей и проблем, не получая своего достойного развития.

С позиции потребностей и интересов современного общества, углубленное музыкальное образование в общеобразовательной школе стало терять свою значимость. Сегодня оно отошло на второй план в смысле распределения обучающимися своего свободного времени, которые предпочитают общению с высокохудожественным музыкальным искусством удовлетворение других потребностей и интересов.

Также, в современной общеобразовательной школе просматривается тенденция к бездумному и поверхностному восприятию предмета «Музыка», что естественно, не способствует эффективному развитию музыкального образования и воспитания детей. Именно поэтому сейчас все труднее объяснить обучающимся, что искусство – это не развлечение, а возможность развития собственной духовности, пробуждения гуманности, честности и бескорыстия.

При этом перед учителем музыки стоит важная задача – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у детей развивался не только интеллект, но и душа. Учитель должен ориентировать школьников в мире музыки, прививать им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, учить познавать мир и создавать его многогранный образ средствами музыкального искусства. Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, с которыми знания и умения будут направлены во благо человечеству.

С учетом выделенных обстоятельств углубленное музыкальное образование в общеобразовательных организациях претерпевает сегодня определенные сдвиги и преобразования. Педагогическая мысль и деятельность стоят перед проблемой поиска нового содержания и способов организация музыкально-образовательного процесса, отвечающих современным требованиям, новой методологии, позволяющей формировать важные качества личности. Появляются новые технологии, направленные на формирование универсальных учебных действий и развитие предметных компетенций.

В основе углубленного музыкального образования школьников лежит системно-деятельный подход: результаты достигаются обучающимися в процессе активной учебно-познавательной художественного-творческой деятельности. Этот подход требует от учителя большой подготовки и творчества. Углубленное музыкальное образование обеспечивает необходимую среду дл формирования духовно-нравственной культуры личности на основе культурно-исторических и национально-культурных традиций России, формирование опыта музыкально-творческой деятельности.

Современная молодежь неравнодушна к музыкальному образованию, но хотелось бы, чтобы оно было более жизненно значимым и личностно ориентированным. «Очевидно, что одно только базовое общее музыкальное образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать потенциальные возможности углубленного музыкального образования, благодаря которому ученики действительно получают возможность самостоятельно выбирать предпочтительный для них вид деятельности и определять свой собственный образовательный путь в сфере культуры и искусства» [Губа, с. 1].

Главным звеном в проблеме развития системы углубленного музыкального образования в условиях общеобразовательной школы является личность учителя. По словам Б. С. Рачиной, «пока интересно учителю – интересно детям. На первый план выступает творчество учителя. Оно должно опираться на художественно-педагогическую интуицию. Любая форма музыкального образования детей должна являться результатом педагогического творчества. Если учитель организует творческое общение с учениками, проявляет себя, как педагог и как музыкант, дети ему верят и всегда готовы к сотрудничеству» [Рачина, с. 3]. 

Но даже при наличии названных факторов, успех в работе может быть достигнут только при создании определенных условий. На наш взгляд, главное условие – это построение процесса углубленного музыкального образования не по «остаточному принципу», а с полным пониманием того, что он способствует не только созданию условий для развития музыкально одаренных детей, но и полноценному воспитанию музыкальной культуры школьников как части их общей духовной культуры.

К сожалению, мы видим, что сегодня система углубленного музыкального образования в общеобразовательных организациях в большинстве случаев вытесняется из базовой учебной части основной образовательной программы во внеурочную деятельность либо в сферу дополнительного образования; сокращаются объемы времени, количество учебных программ по специальным предметам, необходимый аудиторный фонд, ресурсное обеспечение и кадровый состав специалистов. Углубленное освоение музыкального искусства становится более элитарным и недоступным для основной массы детей. Все это ведет к утрате его социально значимых функций и гуманистической роли.

Тем не менее, в отдельных общеобразовательных организациях пока еще сохраняются «очаги» такой деятельности. Они требуют повышения внимания и поддержки со стороны органов управления образованием, администрации и родительского сообщества; целенаправленного научного исследования и обоснования своей целесообразности; обобщения и распространения накопленного музыкально-педагогического опыта. Практика углубленного освоения музыкального искусства в условиях общеобразовательной школы давно доказала, что ее выпускников, получивших полноценное музыкальное образование, отличают:

- развитый эмоциональный интеллект и культура чувств;

- наличие более богатого опыта впечатлений своей жизни и эстетического преобразования мира;

- развитое творческое воображение, способность создавать выразительные художественные образы средствами музыкального искусства; владение «языком» музыки и совокупностью ЗУН, необходимых для воплощения творческих замыслов;

- креативность и инициативность;

- открытость к продуктивному диалогу, готовность обсуждать и выслушивать;

- способность к совместной деятельности, к принятию важных решений и несению ответственности за свои поступки и действия;

- достоинство и самоуважение;

- порядочность, честность и справедливость;

- доброжелательное отношение к людям; отзывчивость, уважение и забота по отношению к другим; стремление понимать представителей разных этнических и культурных групп;

- патриотизм и гражданственность;

- признание общечеловеческих ценностей;

- чувство сопричастности мировой музыкальной культуре, потребность в общении и самовыражении себя в музыке;

- понимание значимости музыкального искусства и образования как открывающих путь к новым представлениям, понятиям, творческим возможностям, возможной сфере профессиональной деятельности.

Мы считаем, что для успешного решения современных проблем углубленного музыкального образования в общеобразовательной школе необходимо объединить все научные и музыкально-педагогические силы России с целью усиления внимания к этому феномену, выявления лучших практик и обмена важным и значимым опытом музыкально-педагогической деятельности.


Литература:

  1. Губа Л. И. Функции дополнительного музыкального образования в школе URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2020/03/09/funktsii-dopolnitelnogo-muzykalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 01.12.2022).

  2. Рачина Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. СПб.: Композитор., 2007. С. 6-55.