МКОУ Большеинская СОШ №6
имени Героя Советского Союза А.М.Назарова
ТЕМА: Проблемы и пути их решения в работе советника директора
по воспитанию и взаимодействию с детскими объединениями.
Автор: Минакова Н.А., советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
В сентябре 2023 года я подала заявку на Всероссийский конкурс «Навигаторы детства 3.0.» федерального проекта «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации». После прохождения всех этапов конкурса стала победителем. Затем прошла заочное обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями».
С 9 января 2024 года я начала работать в должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями в МКОУ Большеинской СОШ№6 имени Героя Советского Союза А.М.Назарова. До этого работала воспитателем в ДОУ «Тесинский детский сад». Имею высшее педагогическое образование. Педагогический стаж 11 лет.
В школе необходимо было перестроиться на другую ступень образования. В работе со школьниками столкнулась с некоторыми проблемами, такими как возрастные и психологические особенности детей школьного возраста, способы общения, высокая загруженность детей, сниженная мотивация к участию в мероприятиях. Основная задача советника по воспитанию — предложить ребенку как можно больше разнообразных событий, мероприятий и конкурсов, чтобы выявить сферу интересов и вовлечь в социально значимую деятельность.
Чтобы выстроить дальнейшую свою работу по решению данных проблем, я разработала план деятельности с целью привлечения всех участников образовательного процесса к организации и участию в различных мероприятиях и событиях по реализации федерального проекта «Навигаторы детства».
С января 2024 года началась реализация мероприятий и акций Дней Единых Действий, которые помогают сформировать у наших детей понимание ключевых календарных дат и системы ценностей современной России. Зная специфику работы с дошкольниками, стала привлекать к мероприятиям детей начальных классов. Использовала в работе различные формы деятельности:
- Игровая деятельность: подвижные игры, познавательные, словесные, музыкальные, театральные и др.
- Досугово-развлекательная деятельность: организация праздников, развлечений, посещение школьного музея, концертов, просмотр познавательных мультфильмов, видеороликов и участие в других культурных мероприятиях.
- Спортивно-оздоровительная деятельность: соревнования, эстафеты, флэшмобы, физкультминутки и другие формы физического воспитания, а также уроки безопасности и мероприятия на тему ЗОЖ.
- Словесно-логические формы: беседы на разные темы, классные часы, литературные гостиные, взаимодействие со школьной и поселенческой библиотеками. Главное здесь — обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем.
- Трудовые формы. Это разные виды работ в школе: ежедневное дежурство по классу, посев семян цветов для рассады и уход за цветниками, уход за памятниками погибшим (в сквере школы) и т. д.
Проработав 3 месяца, я поняла, что данные методы и формы работы для среднего и старшего звена неэффективны. Чтобы укрепить доверительные взаимоотношения со старшими школьниками, необходимо было ближе с ними познакомиться. Поэтому я стала тесно взаимодействовать с классными руководителями и посещать классные часы, проводить РОВ из цикла внеурочных занятий в некоторых классах, принимать участие в дружеских спортивных встречах и соревнованиях, активно взаимодействовала с педагогом-организатором и принимала участие в различных общешкольных мероприятиях. Активно участвовала в работе летней пришкольной оздоровительной площадки. Для повышения педагогических компетенций посещала ШМО, углубилась в изучение психологических особенностей старших школьников, участвовала в работе различных вебинаров, прошла курсовую подготовку «Безопасная молодежь», «Оказание первой помощи».
Изучила методы и формы воспитательной работы с подростками.
Формы воспитательной работы типа «представление»
- представления-демонстрации (спектакль, концерт, просмотр, конкурсная программа - представление, КТД - коллективно творческое дело);
- представления - ритуалы (линейка);
- представления-коммуникации (митинг, дискуссия, фронтальная беседа, диспут).
Формы воспитательной работы типа «созидание-гуляние»
- развлечение -демонстрация (ярмарка, представление в кругу, танцевальная
программа);
- совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению,
подготовка выставки);
-развлечение - коммуникация (продуктивная игра, квест - игра ситуационно-
ролевая игра, вечер общения).
Формы воспитательной работы типа «путешествие»
В данном типе три группы форм:
- путешествие - демонстрация (игра-путешествие, парад-шествие);
- путешествие - развлечение (поход, прогулка);
- путешествие - исследование (экскурсия, экспедиция).
Подходящие формы и методы взаимодействия со старшими ребятами позволили лучше узнать их и выявить индивидуальные способности. Дети стали мне больше доверять, легко и свободно со мной общаться, наладилось взаимодействие. Постепенно стала вовлекать в различные мероприятия, акции и конкурсы. В первой четверти этого учебного года начал работу «Совет Первых», главной целью которого является формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия. На совещаниях «Совета Первых» мы совместно с детьми планируем организацию проведений ДЕД и участие школьников в детских общественных объединениях.
На начало моей деятельности вовлеченность детей в воспитательные мероприятия составляла 40%; на сегодняшний - охват их участия 60%.
Методические рекомендации
Для успеха дела при использовании разных форм работы с детьми, педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовывать. Любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу).
Обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация — это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя в том или ином деле. Переживания — это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия — это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает.
Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества, приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.