Разработка | Литература |
Как выявить неблагополучие в развитии ребенка раннего возраста? |
скрининг-диагностика развития детей раннего возраста, разработанная ИКП РАО | Как развивается ваш малыш? книга для родителей / под ред. Ю.А. Разенковой. – М.: Просвещение, 2008. Коваленко Ю.Ю., Разенкова Ю.А. К вопросу о методах раннего выявления отклонений в развитии детей первых лет жизни / Коваленко Ю.Ю., Разенкова Ю.А. // дефектология. – 2015. – № 2. –с. 45-55. Коваленко Ю.Ю., Разенкова Ю.А. Организация процесса выявления отклонений в развитии детей первых лет жизни в мировой и отечественной практике / Ю.Ю. Коваленко, Ю.А. Разенкова // дефектология. – 2015. – № 3. – с. 46-57. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. диагностика и коррекция развития / под общ. ред. Ю.А. Разенковой. – М.: Школьная пресса, 2012. – 216 с. (сер. «Ранняя помощь»). |
Как выявить отклонения в познавательном развитии детей раннего возраста? |
Реализация возрастного подхода к диагностике познавательного развития детей раннего возраста в практике позволяет выявлять возрастные и индивидуальные особенности ребенка для оказания своевременной коррекционной помощи, направленной на предупреждение и коррекцию вторичных отклонений в развитии. на основе проведенной диагностики составляется индивидуальная (адаптированная) программа обучения и развития ребенка. | Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Метод. пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Е.А.Стребелевa, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др./; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2014. - 164 с. + прил. (268. с. ил.). Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Методика педагогического обследования ребенка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью // дефектология. – 2007. – № 6. – с. 49-59. Cтребелева Е.А. Изучение образовательных потребностей ребенка раннего возраста с отклонением в познавательном развитии // справочник педагога-психолога. - детский сад. – 2011.- № 1.– с.13-25. |
Как помочь семье и ребенку первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья? |
в ИКП РАО разработан и успешно применяется научно-методический подход, связанный с профилактикой отклоняющегося развития, коррекцией и компенсацией нарушенного развития у детей первых трех лет жизни. В основе этого подхода научные исследования института коррекционной педагогики Российской академии образования за последние 30 лет в области сурдопедагогики; тифлопсихологии и тифлопедагогики; логопедии; олигофренопедагогике; при изучении детей с ранним детским аутизмом; при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей; при сложных комплексных нарушениях в развитии у детей; при изучении детей группы биологического риска. | Баенская, Е.Р., Выродова, И.А., Разенкова, Ю.А. Мы: общение и игра взрослого с младенцем: книга для родителей. – М.: Полиграф сервис, 2002. Кудрина, Т.П., Одинокова, Г.Ю., Разенкова, Ю.А., Теплюк, С.Н. Лепим, рисуем, творим… / под ред. Ю.А. Разенковой. Серия: ребенок от рождения до школы. – М.: школьная пресса, 2008. – 176 с. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. книга для родителей. – М.: школьная пресса, 2000, 2003, 2008. Разенкова, Ю.А., Выродова, И.А. Игры с детьми младенческого возраста / Ю.А., Разенкова, И.А., Выродова. – 3- е изд. перераб, и доп. – М.: Школьная пресса, 2011. – 192 с. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. диагностика и коррекция развития / под общ. ред. Ю.А. Разенковой. – М.: Школьная пресса, 2012. – 216 с. (сер. «Ранняя помощь»). |
Коррекция отклонений в развитии детей раннего возраста |
Психолого-педагогический подход к коррекции отклонений в развитии детей: специалисты знакомятся с организацией и содержанием коррекционной помощи ребенку раннего возраста на основе индивидуального подхода к обучению. Овладение целостной многоуровневой системой дидактических игр и заданий в системе ранней коррекционной помощи ребенку с ОВЗ, а также методикой формирования предметных действий в ситуации игровой деятельности, что позволит на практике учитывать и удовлетворять образовательные потребности детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и предупреждать вторичные отклонения в развитии. | Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. – СПБ: Каро, 2008. Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. 4-ое издание. – М.: Просвещение, 2011. Закрепина, А.В., Браткова, М.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 2. – с. 9-19. Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: методическое пособие / под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. - М., ЛогоМаг, 2013. – 244 с. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога /Е.А.Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2001, 2008, 2015. – 180 с.: ил. - (коррекционная педагогика). Стребелева, Е.А., Браткова, М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями // дефектология. – 2000. – № 5. – с. 86-96. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическим нарушениями: пособие / под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – 3-е изд., доп. – М.: ИнФРа – М. 2016. – 160 с. |
Как выявить возможности остаточного зрения у ребенка первых лет жизни с глубокими нарушениями зрения? |
Выявить как можно раньше функциональные возможности остаточного зрения у ребенка. В ходе психолого-педагогического обследования зрения у детей выявляется наличие таких зрительно-ориентировочных реакций на видимый стимул, как зрительное сосредоточение – обнаружение объекта в поле зрения, прослеживание его движения, локализация в пространстве. с помощью диагностических проб определяются качественные особенности зрительных функций. | Денискина, В.З. Дети со слепотой и слабовидением в структуре комплексных нарушений / В.З Денискина, Т.П Кудрина // Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями: учебное пособие // под ред. Л.А. Головчиц. – М.: Логомаг. – 2015. – 300 с. – с. 165-176. Кудрина, Т. П. Как понять, хорошо ли видит ваш малыш? / Т.П. Кудрина, П.П. Скрипец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007 – № 3. – с. 61-68. Кудрина, Т.П. Методика психолого-педагогического обследования функциональных возможностей нарушенного зрения у детей младенческого и раннего возрастов / Т.П. Кудрина // Дефектология – 2014. - № 5. – с. 61 – 67. Кудрина, Т.П. Хорошо ли видит ваш малыш? / Т.П. Кудрина, П.П. Скрипец // Как развивается ваш малыш: пособие для педагогов и родителей; под ред. Ю.А. Разенковой. – М.: Просвещение, 2008. – с. 36 - 50. |
Как помочь семье и ребенку первых лет жизни с глубокими нарушениями зрения? |
Цель и задачи работы педагога с матерью, слепым ребенком и парой «мать – слепой ребенок», направления и этапы работы специалиста, используемые методы, методики и приемы работы. специалисты знакомятся с организацией и содержанием помощи, ориентированной на пару «мать – слепой ребенок» на основе индивидуального подхода. овладевают целостной многоуровневой системой дидактических игр и заданий в системе ранней помощи матери и слепому ребенку, а также методикой предупреждения и предотвращения неблагополучия в развитии общения близких взрослых и слепого ребенка, методикой перехода от эмоционального общения к предметно-действенному общению и развитию предметной деятельности слепого ребенка на этой основе предупредить вторичные отклонения в развитии слепого ребенка, наладить положительное взаимодействие родителей со своим ребенком, подготовить ребенка к интеграции / к инклюзивному образованию. | Денискина В.З. Дети со слепотой и слабовидением в структуре комплексных нарушений / В.З.Денискина, Т.П. Кудрина // Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями: учебное пособие // под ред. Л.А. Головчиц. – М.: Логомаг. – 2015. – 300 с. – с. 165-176. Кудрина, Т.П. Методика психолого-педагогического обследования функциональных возможностей нарушенного зрения у детей младенческого и раннего возрастов / Т.П. Кудрина // Дефектология – 2014. – № 5. – с. 61-67. Кудрина Т.П. Особенности взаимодействия матери и слепого недоношенного младенца. Сообщение I / Т.П. Кудрина // Дефектология. – 2014. – № 3. – с. 53-63. Кудрина Т.П. Особенности взаимодействия матери и слепого недоношенного младенца. Сообщение II / К.П. Кудрина // Дефектология. – 2014. – № 4. – с. 43-51. Кудрина, К.П. Особенности развития слепых недоношенных младенцев сообщение I / Т.П. Кудрина // Дефектология. – 2013. – № 1. – с. 24-32. Кудрина Т.П. особенности развития слепых недоношенных младенцев сообщение II / Т.П. Кудрина // дефектология. – 2013. – № 2. – с. 59-70. Серкина А.В. Дистанционное консультирование родителей в системе ранней помощи: из опыта работы / А.В. Серкина, Т.П. Кудрина // Дефектология – 2013. - № 6. – с.60-70. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития / под общ. ред. Ю.А. Разенковой. – М.: Школьная пресса, 2012. – 216 с. (сер. «Ранняя помощь»). Фильчикова, Л.И. и др. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: методическое пособие / Л.И. Фильчикова, М.Э. Бернадская, О.В. Парамей – М.: полиграф сервис, 2003. – 176 с. |
Как помочь семье и ребенку первых лет жизни с тяжелыми и множественными нарушениями развития? |
Специалисты знакомятся с организацией и содержанием помощи, ориентированной на пару «мать – ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии» на основе индивидуального подхода. Овладевают целостной многоуровневой системой дидактических игр и заданий в системе ранней помощи матери и ребенку, а также методикой предотвращения неблагополучия в развитии общения близких взрослых и ребенка, методикой перехода от эмоционального общения к предметно-действенному общению и развитию предметной деятельности ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями на этой основе, программой развития повседневных навыков у ребенка в семье. Применение подхода позволит значительно повысить качество оказываемых услуг за счет использования современных отечественных разработок, созданных на основе системных и целостных научных исследований: предупредить многие вторичные отклонения в развитии ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, наладить положительное взаимодействие родителей со своим ребенком. | Кудрина Т.П. Особенности взаимодействия матери и слепого недоношенного младенца. сообщение I / Т.П. Кудрина // Дефектология. – 2014. – № 3. – с. 53-63. Кудрина Т.П. Особенности взаимодействия матери и слепого недоношенного младенца. Сообщение II / Т.П. Кудрина // Дефектология. – 2014. – № 4. – с. 43-51. Серкина А.В. Дистанционное консультирование родителей в системе ранней помощи: из опыта работы / А.В. Серкина, Т.П. Кудрина // Дефектология – 2013. – № 6. – с. 60-70. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития / под общ. ред. Ю.А. Разенковой. – М.: Школьная пресса, 2012. – 216 с. (сер. «Ранняя помощь»). Фильчикова Л.И. и др. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: методическое пособие / Л.И. Фильчикова, М.Э. Бернадская, О.В. Парамей – М.: Полиграф сервис, 2003. – 176 с. |
Как выявить трудности в общении матери и ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья? |
Методика позволяет дифференцированно оценивать особенности развития общения в паре «мать – ребенок» и уровень развития коммуникативной деятельности у ребенка в условиях как нормального, так и отклоняющегося развития. Качественный анализ общения матери и ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья проводится на материале видеозаписей взаимодействия матери и ребенка. Это позволяет значительно повысить качество оказываемых услуг за счет использования современных отечественных разработок, созданных на основе системных и целостных научных исследований | Айвазян Е.Б., Одинокова Г.Ю. Феномен «непрерывающийся диалог» во взаимодействии матери с ребенком раннего возраста с синдромом Дауна / Е.Б. Айвазян, Г. Ю. Одинокова // синдром Дауна. XXI век. – 2011. – № 2 (7). – с. 14-21. (авторский вклад – 50%) Айвазян Е.Б., Одинокова Г.Ю. Феномен «непрерывающийся диалог» и его роль в развитии ребенка раннего возраста с синдромом Дауна / Е.Б. Айвазян, Г.Ю. Одинокова // Синдром Дауна. XXI век. – 2012. – № 1 (8). – с. 13-17. Одинокова Г.Ю. Особенности взаимодействия в паре «мать – ребенок раннего возраста с синдромом Дауна / Г.Ю. Одинокова // Дефектология. – 2012. – № 1. – с. 77-87. Одинокова Г.Ю. Феномены общения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна / Г.Ю. Одинокова // Дефектология. – 2015.– № 2. – с. 56-63. Одинокова Г.Ю. Общение матери и ребенка с синдромом Дауна: монография / Г.Ю. Одинокова. – М.: полиграф сервис, 2016. – 210 с. |
Как преодолеть трудности в общении матери и ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья? |
Факторами успешного преодоления неблагополучия в развитии общения матери и ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья являются: одновременная работа с матерью и ребенком, предполагающая постепенное изменение позиции матери от наблюдения к активному участию в практике общения и ее анализе; использование в работе с матерями практических методов обучения коммуникативным действиям и анализа видеоматериалов для обеспечения возможности детально отслеживать собственные действия и проявления ребенка в общении; опора в работе с ребенком на ведущую деятельность – предметную, с привлечением ресурсов эмоционально-личностного общения; работа с парой по индивидуальной программе на основе оценки особенностей развития общения ребенка и качественного анализа коммуникативных действий матери. | Айвазян Е.Б., Одинокова Г.Ю. Феномен «непрерывающийся диалог» во взаимодействии матери с ребенком раннего возраста с синдромом Дауна / Е.Б. Айвазян, Г.Ю. Одинокова // синдром Дауна. XXI век. – 2011. – № 2 (7). – с. 14-21. (авторский вклад – 50%) Айвазян Е.Б., Одинокова Г.Ю. Феномен «непрерывающийся диалог» и его роль в развитии ребенка раннего возраста с синдромом Дауна / Е.Б. Айвазян, Г.Ю. Одинокова // Синдром Дауна. XXI век. – 2012. – № 1 (8). – с. 13-17. Одинокова, Г. Ю. Особенности взаимодействия в паре «мать – ребенок раннего возраста с синдромом Дауна / Г. Ю. Одинокова // Дефектология. – 2012. – № 1. – с. 77-87. Одинокова, Г. Ю. Феномены общения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна / Г. Ю. Одинокова // Дефектология. – 2015. – № 2. – с. 56-63. Одинокова Г.Ю. Общение матери и ребенка с синдромом Дауна: монография / Г.Ю. Одинокова. – М.: Полиграф сервис, 2016. – 210 с. |
Методика педагогической оценки общего уровня развития ребенка с нарушенным слухом раннего возраста |
сурдопедагог-практик может оценить социальное, физическое, познавательное развитие, а также предметно-игровую деятельность ребенка, состояния его речи и слуха. интеграция диагностических данных по заданным принципам позволяет выявлять значимые для индивидуализации программ обучения варианты развития ребенка с нарушенным слухом – гармоничное развитие, отставание в развитии, неравномерное развитие в ходе применения данных методик можно получить следующие результаты: составление представления о вариантах развития ребенка с нарушенным слухом, его индивидуальных особенностях и потенциальных возможностях, что необходимо для обоснованного построения индивидуальной программы обучения и воспитания; формирование профессиональных компетенций сурдопедагога в области педагогической диагностики вариантов развития детей раннего возраста с нарушенным слухом; освоение методики педагогического обследования детей раннего возраста с нарушенным слухом с целью определения вариантов их развития и построения индивидуальной программы обучения и воспитания. | Николаева, Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом: методическое пособие / Т.В. Николаева. – М.: экзамен, 2006. – 112 с. Николаева, Т.В. Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста с нарушенным слухом: методическое пособие / Т.В. Николаева. – М.: экзамен, 2006. – 48 с. Компьютерная обучающая программа «Учимся выявлять варианты развития детей с нарушенным слухом» часть I. «конструирование»: заявка № 2013611163 Российская Федерация / правообладатель Т.В. Николаева. - № 2013614287; заявл. 12.02.2013; зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 26.04.2013. |
Разработка методика коррекционно-развивающего обучения детей раннего возраста с нарушенным слухом |
Институт коррекционной педагогики РАО предлагает методику коррекционно-развивающего обучения детей с нарушенным слухом с учетом особенностей каждого возрастного периода раннего детства: 0-3 месяца, 3-6 месяцев, 6-12 месяцев, 1-1,5 года, 1,5-2 года, 2-3 года. Разработаны методические рекомендации, в которых учтено и время начала коррекционных занятий: в первые месяцы, во втором полугодии первого года жизни, на 2-3-ем годах, даны пояснения по организации деятельности ребенка и занятий с ним. подробно представлено содержание работы по формированию общения малыша с близкими взрослыми, по его общему и речевому развитию, по развитию слуховой функции и обучению произношению | Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни [текст]: методическое пособие / сост.: Г.А. Таватркиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: экзамен, 2005. – 128 с. http:// childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcijavyjavlennyh-narushenij/diagnostika-i-korrekcija-narushennojsluhovoj-4082 Шматко Н.Д. Если малыш не слышит … [текст]: пособие для учителя / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская; предисл. и послел. Э.А. Корсунской. – 2-е изд., перераб. – М.: просвещение, 2003. – 204 с. - библиогр. с. 201-203. (стр. 117-125). http://childrens-needs.com/katalog/ katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/esli-malyshne-slyshit-4098 Шматко Н.Д. Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии: успехи и опасения [текст] / Н.Д. Шматко // дефектология. – 2003. – №4. – с. 11-17. http://childrens-needs.com/katalog/katalog/ izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/rannjaja-pomoschdetjam-s-otklonenijami-2659 |
Подход и технология реабилитации детей после операции кохлеарной имплантации |
Освоение и корректное применение созданного подхода позволяет: обеспечить переход детей с кохлеарными имплантами (КИ) раннего и дошкольного возраста на путь нормального развития коммуникации и речи; перестроить взаимодействие родителей со своим ребенком, переведя на полноценную сенсорную основу; правильно подбирать среду и новый индивидуальный образовательный маршрут ребенку с кохлеарными имплантами (КИ). | Кохлеарная имплантация: взаимодействие медиков и сурдопедагогов [электронный ресурс] // Альманах института коррекционной педагогики. – 2015. – № 21. – Режим доступа: http://alldef.ru/ru/ articles/almanah-21/ Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Реабилитация ребенка с КИ: «точка запуска» новых слуховых возможностей ребенка [текст] / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Вестник оториноларингологии. – 2016. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка [текст]: монография / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова и др. – М.: полиграф сервис, 2014. – 192 с. Сатаева А.И. Педагогическая реабилитация глухих дошкольников после кохлеарной имплантации [текст] / А.И. Сатаева // вестник оториноларингологии. – 2015. – № 1. – с. 28-31. |
Как выявить детей с угрозой формирования расстройств аутистического спектра? |
| Баенская, Е.Р. Раннее аффективное развитие детей с аутизмом / альманах икп РАО. – № 19. – 2014. Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (Ранний возраст. М.: Тервинф, 2007. – 110 с. Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. – М.: полиграф сервис 2001. – 153 с. |
Как помочь ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью? |
Разработка комплексной программы коррекционно-развивающей работы по формированию саморегуляции познавательной деятельности и поведения Включает внешнюю организацию среды, направленную на развитие ведущей деятельности ребенка, и — специальные занятия по формированию умений осознанной саморегуляции. Использование методических рекомендаций по организации индивидуальных и групповых занятий психолога, учитывающих уровень сформированности у ребенка произвольной регуляции деятельности и поведения, рекомендации родителям и педагогам по взаимодействию с дошкольником, а также специальная внешняя организация среды, позволяющая актуализировать потенциальные возможности ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в формировании регуляторной сферы. | Бабкина Н.В. Психолого-педагогические условия формирования саморегуляции познавательной деятельности у детей с задержкой психического развитии. — дис. канд. психол. наук. — 2003. Бабкина Н.В. внимание: тетрадь для детей 5–6 лет. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 32 с. — (готовим ребенка к школе). Бабкина Н.В. Мы едем, едем, едем… (увлекательное путешествие по клеточкам) // воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2011. — №7. — цветная вкладка. — с. 1–16. |