СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы и уроки литературы XX в.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Проблемы и уроки литературы 20 века"

Просмотр содержимого документа
«Проблемы и уроки литературы XX в.»

Тема урока: Проблемы и уроки литературы XX века (урок-лекция).



Цели урока: 

  1. Показать место художественной литературы 20 века в историческом процессе

  2. Дать объективную оценку противоречий литературной жизни этого периода

  3. Познакомить учащихся с проблемами современной литературы, с творческой деятельностью некоторых представителей

  4. Научит школьников понимать самые важные моменты человеческой жизни, формирующие личность в нравственном и духовном плане.


Содержание урока:

  1. Организационный момент

  2. Слово учителя

Русская литература XX века прошла несколько периодов своего развития, каждый из которых отмечен своеобразием общественно политических условий и эстетических направлений. В периодизации литературы XX века учитываются эстетические, внутрилитературные и общественно-идеологические факторы.

Рамки нового периода развития русской литературы XX века определяются началом века до 1916 года. 1917 год – это не только год революции, перевернувшей все сферы действительности. К  этому году дошли до своего завершения художественные процессы, начавшиеся еще на рубеже веков.

Второй период – 1917 – начало 1930-х годов характеризуется разделением русской литературы на два потока – литературу эмиграции и метрополии, развивающихся в условиях социально-политического и географического размежевания. В это время в русской литературе существовала относительная свобода, которая выразилась в многообразии течений, школ, направлений, литературных группировок. Развивались возникшие до революции течения, появлялись новые, рождённые практикой социального переустройства. Одновременно существовали критический и социалистический реализм, модернистские течения, в поэтику произведений вторгался романтизм. К концу 1920-х годов усиливается идеологический нажим на писателей, стремление унифицировать литературу, сделать её проводником идеологии пролетариата.

Третий период – 1930-е – первая половина 1950-х годов – отмечен утверждением административно-командного метода руководства в государственной жизни, а в искусстве господством социалистического реализма с его нормативными требованиями как главного метода советской литературы. Литература разделяется на официальную (в русле соцреализма) и нонконформистскую (не вписывающуюся в рамки социалистического реализма).

Вторая половина 1950-х – первая половина 1980-х годов – новый этап, связанный с начавшимся кризисом политической системы (то «оттепель», то «застой»). В это время литературная практика ломает каноны соцреализма, выходит за его рамки. Происходит поворот к новым темам и проблемам, углубление психологизма, повышение внимания к нравственному миру человека.

Новейший период литературного развития, начавшийся с 1986 г. (начало политико-государственной перестройки), принёс возвращение произведений русского зарубежья, прежде не опубликованной отечественной литературы. Раскрепощение литературы вылилось в многообразии течений, направлений, индивидуальностей. В конце XX века наблюдается некоторое типологическое сходство в развитии  литературы с концом XIX – началом XX веков.

Течения литературы второй половины XX века: новые сюжеты

К наиболее явным течениям литературы второй половины 20 века относится: поздний сталинизм, «оттепель», застой, перестройка и современные реформы. И каждый из этих периодов ознаменован тем, что русской литературе приходить пережить неблагоприятные условия для своего полноценного и свободного развития.

Постоянные политические преследования, сдерживание и повсеместный контроль, регулярная опека и чье-то целенаправленное руководство - все это не позволяло писателям свободно выражать свое мнение и художественно показывать исторические события и действительность русской жизни.

Священная война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Большинство их оказалось на полях сражений. Более тысячи поэтов и прозаиков вступили в ряды действующей армии, став прославленными военными корреспондентами (М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, И. Эренбург, В. Вишневский, Е. Петров, А. Сурков, А. Платонов). Произведения различных родов и жанров включились в борьбу с фашизмом. На первом месте среди них была поэзия. Здесь надо выделить патриотическую лирику А. Ахматовой, К. Симонова, Н. Тихонова, А. Твардовского, В. Саянова. Прозаики культивировали свои самые оперативные жанры: публицистические очерки, репортажи, памфлеты, рассказы.

Основным направлением русской культуры после 1947 года была ее изоляция от мирового сообщества и мировой культуры.

Такие деятели культуры, как Зощенко, Ахматова, Шостакович, постоянно подвергались преследованиям и запретам, они обвинялись в буржуазной идеологии и формализме. В литературных произведениях постоянно фигурировал один сюжет, который повествует о конфликте новаторов и консерваторов.

Следующим крупным этапом в развитии литературы века был период второй половины XX века. В пределах этого большого отрезка времени исследователи выделяют несколько относительно самостоятельных периодов: позднего сталинизма (1946—1953 гг.); "оттепели" (1953—1965 гг.); застоя (1965—1985 гг.), перестройки (1985—1991 гг.); современных реформ (1991—1998 гг.). Литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство, командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.

Но в начале 60-х годов происходит долгожданное обновление духовности русской культуры, и особенно литературы. Наконец-то свободно обсуждаются произведения Булгакова, Зощенко и Ахматовой до этого многие их творения даже не издавались. Появляется рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который получает существенный социальный резонанс.

Это произведение поднимает тему репрессий, тяжелую и мрачную, но представляющую собой историческую правду. Эту тему продолжают и другие деятели русской литературы, только уже раскрывают историческую правду о Великой Отечественной войне.

Произведения Быкова, Богомолова и Астафьева посвящены именно этой теме. Но большинство произведений, создатели которых хотели пролить свет на революции, гражданские войны, историческую судьбу России и истинной жизни в деревнях и селах, с трудом доходили до массовой аудитории.

Поэзия 1960-х годов отходила от идеологических штампов, обретала спорность, совершала художественные открытия. В это время главным в поэзии было утверждение ценности человека, его неповторимой личности, человеческого достоинства.

В это время вновь проявляют себя поэты, известные в 20-30 годы (Светлов М, Асеев Н, Мартынов А.). Но главная роль в поэтическом бунте этого времени, конечно же, принадлежала молодым. Современники выделяли в поэзии того времени две ветви. Одни поэты, продолжая традиции Маяковского, стали выступать на эстраде (Р.Рождественский, Б.Ахмадуллина, Е.Евтушенко, А. Вознесенский). Вторая ветвь, наследуя традиции философской и пейзажной лирики, исповедовала «тихую» поэзию (Рубцов, Соколов, Смеляков и другие).

  1. Рассмотрим некоторых представителей поэзии того времени.

1 ученик:  К громкой эстрадной поэзии можно отнести Вознесенского, Евтушенко, Рождественского.  А. Вознесенский – поэт второй половины 20 века. Это ясно и из его стихов: «Москва и Калифорния», «Аэропорт в Нью-Йорке» и «Звезды над Михайловским». «Я в Шушенском» , «Когда написал я Вяземскому» - такое перемещение во времени и пространстве характерно, да и возможно, только нашему современнику. Вознесенский – поэт острой и напряженной мысли. Его знание архитектуры и живописи способствовало интересу поэта к форме стихотворения. Отсюда – стройный ряд, точность эпитетов и других тропов, музыкальность звукописи:

Прославленная тень!
О чем кричит надсадно
Пластинка - как мишень,
Пробитая в «десятку»?

Поэт переживает за человека, ненавидит подлость, пошлость, мещанство. Но он не только негодует, он также провозглашает и утверждает: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Самым важным в жизни Вознесенский считает свою Родину: «Россия, любимая, с этим не шутят. Все боли твои – меня болью пронзили».  Вознесенский – поэт современности, он пишет о том, что происходит сейчас на земле. Он автор поэтических сборников «Треугольная груша», «Антимиры», «Тень звука», «Дубовый щит виолончельный», «Витражных дел мастер», «Ров».

Выразительное чтение стихотворения «Я тебя никогда не забуду»

2 ученик Творчество Е. А. Евтушенко
Первые стихотворения талантливого поэта, нашего современника Е. А. Евтушенко были написаны, когда автору исполнилось пять лет. Следует отметить, что уже в столь раннем творчестве нашла свое отражение гражданская позиция Евтушенко.
Автор не боялся заявлять о своей оппозиционной направленности в своих замечательных стихотворениях. В стихах Евтушенко воспевает свободного человека, который стремится к разрушению всех препятствий, сковывающих его…

Выразительное чтение стихотворения «Старый друг»

3 ученик Все творчество Р.Рождественского проникнуто гражданским пафосом. Он часто обращается к форме монологов, адресованных современникам и потомкам. Поэма «Реквием» посвящена памяти наших отцов и братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров, павших на фронтах ВОВ...

(читает наизусть отрывок)

4 ученик Представителем «тихой» поэзий является Рубцов, Соколов, Смеляков. Стихотворения Н. Рубцова впитали в себя литературные манеры предшественников поэта. Автору удалось взять лучшие литературные традиции выдающихся литераторов, профессионально и гармонично соединить их в своих произведениях. Стихотворениям Рубцова присуще художественное виденье Маяковского, лирика Тютчева, фольклорные образы поэтики Есенина.

Выразительное чтение стихотворения «Березы»

5 ученик В 1950-е годы возник и затем приобрел широкую популярность жанр авторской песни – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий. Поэтическое творчество Высоцкого отличается жанровым многообразием и тематической разноплановостью. На пути к своему читателю творчество Высоцкого встречало немало преград. Только после смерти поэта в печати стали появляться публикации его стихов, а также отдельные книги: «Кони привередливые», «Четыре четверти пути», «Поэзия и проза». Необычайная искренность, жизненная достоверность художественного материала проявлялись в стихотворениях любой тематики. Так, например, услышав песни Высоцкого о войне, с которых он обычно начинал свои концерты, многие фронтовики в своих письмах спрашивали, на каком фронте он воевал. Сам же поэт по возрасту был гораздо моложе своего умудренного житейским опытом лирического героя. Многие из этих произведений современны и сейчас, так как они не только рассказывают о войне, но и воспевают вечные гуманистические ценности: альтруизм, верность другу, мужество. Жизнь Высоцкого была такой же прямолинейной, как и его песни.

 Выразительное чтение стихотворения «Я не люблю»

  1. Слово учителя

Снова начинаются вынужденные эмиграции писателей, это Солженицын, Бродский. Появляется ощутимое противостояние между интеллигенцией и властью, очевидно, что это сказывается и на культурной жизни россиян.

Становятся известными и распространенными движения диссидентов, которые требуют свободу творчеству и слову. В литературе находят свое отображение сложные процессы идеологических конфликтов. Литература повествует о духовной разобщенности народа и сложной, даже трагической жизни всех людей.

Произведение Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» публикуется за рубежом, как и некоторые другие произведения русских писателей «Москва-Петушки» Ерофеева, «Верный Руслан» Владимова. Становятся известными произведения таких авторов, как Трифонов, Битов, Искандер, Шукшин и Астафьев.

  1. Подведение итогов

XX век стал преемником традиций русской культуры. В литературе этого периода нашли отражение все стороны русского национального характера.

Героико-патриотическое, активно-творческое начало, заложенные в национальных особенностях нашего народа и воплотившееся в былинах и древнерусских героических повестях, народных песнях и революционных сочинениях А.Радищева, в протестах Н.Некрасова, прозе А.Герцена, нашло свое отражение в творчестве М.Горького, В.Маяковского, А.Фадеева, в поэмах А.Твардовского, произведениях М.Шолохова. Целые поколения воспитывались на этих книгах. Поэтому и вычеркнуть их из литературы нельзя, это искажение истории в угоду очередным идеологическим схемам. Но сводить литературу 20 века к революционным традициям тоже сейчас не представляется возможным.

Русская созерцательность, углубленность в познании Бога и самопознание, воплотившееся в поздней лирике А.С.Пушкина, нравственных исканиях Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого в XX веке как нельзя прочнее нашли продолжение и развитие в творчестве А.Блока и русских символистов А.Ахматовой, в книгах М.Пришвина, М.Булгакова, в поэзии Б.Пастернака, И.Бродского, в прозе А.Солженицына, В.Распутина и других мастеров слова.

Философские раздумья о жизни и смерти, о бренности и трагичности бытия, составляющие сущность поэзии А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Тютчева нашли свое отражение в произведениях И.Бунина, С.Есенина, В.Набокова, М.Алданова.

Таким образом, литература XX века – это и советская литература, и литература русского зарубежья, и то, что еще недавно было известно лишь узкому кругу знатоков.

Изучение литературы XX века в школе и предполагает интеграцию всех этих направлений в единых образах, построенной на принятой ныне большинством ученых периодизации:

Рубеж веков (1890 – 1917)

1920-е годы

1930-е и середина 1950-х годов

1950 – 1990 годы

В частности, говоря о литературе рубежа веков, необходимо сделать акцент на характеристику сложного комплекса нескольких «реализмов» (Горький, Чехов, Куприн); показав внутреннюю нестабильность модернизма и его эволюцию от символизма к акмеизму, зарождение и развитие футуризма. Одновременно с этим следует четко разграничить понятие литература рубежа веков и серебряного века.

Говоря о литературе 30-50-х годов, важно дать объективную картину противоречий литературной жизни этого периода: 30-е годы были отмечены не только ужасом тоталитаризма, но и вопреки этому ужасу – присущим мироощущению многих людей страны пафосом созидания.

Сегодня, в самом начале 21 века, можно уже отчетливо разглядеть те основные явления русской культуры, которые играли, играют и будут играть особую роль в сохранении и развитии духовного облика россиян и - более того – оказывают и будут оказывать влияние на мировую культуру, демонстрируя нравственную силу России.

  1. Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня на последнем уроке литературы?

Почему нельзя считать 30-е годы бесплодным «черным тоннелем» в советской истории?

Какой многомерный образ 30-х годов создает литература?

Какие уроки мы можем извлечь из литературы 20 века


Березы

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю — и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад...

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...

Н.Рубцов




Старый друг

Мне снится старый друг,
который стал врагом,
но снится не врагом,
а тем же самым другом.
Со мною нет его,
но он теперь кругом,
и голова идет
от сновидений кругом.
Мне снится старый друг,
крик-исповедь у стен
на лестнице такой,
где черт сломает ногу,
и ненависть его,
но не ко мне, а к тем,
кто были нам враги
и будут, слава Богу.
Мне снится старый друг,
как первая любовь,
которая вовек
уже невозвратима.
Мы ставили на риск,
мы ставили на бой,
и мы теперь враги —
два бывших побратима.
Мне снится старый друг,
как снится плеск знамен
солдатам, что войну
закончили убого.
Я без него — не я,
он без меня — не он,
и если мы враги,
уже не та эпоха.
Мне снится старый друг.
Он, как и я, дурак.
Кто прав, кто виноват,
я выяснять не стану.
Что новые друзья?
Уж лучше старый враг.
Враг может новым быть,
а друг — он только старый...
1973 Е. Евтушенко











Реквием (отрывок)

Вечная слава героям!
Вечная слава!
Вечная слава!
Вечная слава героям!
Слава героям!
Слава!!

…Но зачем она им, эта слава,—
мертвым?
Для чего она им, эта слава,—
павшим?
Все живое —
спасшим.
Себя —
не спасшим.
Для чего она им, эта слава,—
мертвым?..
Если молнии в тучах заплещутся жарко,
и огромное небо
от грома
оглохнет,
если крикнут все люди земного шара,—
ни один из погибших
даже не вздрогнет.
Знаю:
солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю:
песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца,
от имени жизни,
повторяю!
Вечная
Слава
Героям!..
И бессмертные гимны,
прощальные гимны
над бессонной планетой плывут величаво…
Пусть не все герои,—
те,
кто погибли,—
павшим
вечная слава!
Вечная слава!!

Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим…
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!
Вспомним гордо и прямо
погибших в борьбе…

Есть великое право:
забывать
о себе!
Есть высокое право:
пожелать
и посметь!..

Стала
вечною славой
мгновенная
смерть!

Р.Рождественский



Я тебя никогда не забуду

Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.

Заслонивши тебя от простуды,
я подумаю: «Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».

Эту воду в мурашках запруды,
это Адмиралтейство и Биржу
я уже никогда не забуду
и уже никогда не увижу.

Не мигают, слезятся от ветра
безнадежные карие вишни.
Возвращаться — плохая примета.
Я тебя никогда не увижу.

Даже если на землю вернемся
мы вторично, согласно Гафизу,
мы, конечно, с тобой разминемся.
Я тебя никогда не увижу.

И окажется так минимальным
наше непониманье с тобою
перед будущим непониманьем
двух живых с пустотой неживою.

И качнется бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда:

«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».

А.Вознесенский



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!