Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 146»
г. Рязань
Проблемы и успехи адаптационного
периода в ДОУ у детей 2 - х лет .
Воспитатель : Назаренко С . Ю .
Адаптация:
Это процесс вхождения человека в новую
для него среду и приспособление к ее условиям.
Адаптация является активным процессом
приводящим к:
Позитивным результатам
(адаптированность);
Негативным (стресс).
Поступление в детский сад - это переломный момент не только для ребенка, но и для родителей
Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:
1. Подготовительный – его следует начинать за 1-2
месяца до приема в детский сад. Роль родителей –
сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка,
которые помогут ему безболезненно приобщиться к
новым для него условиям. В процессе подготови-
тельного этапа необходимо особое внимание уделить
рациону питания малыша, необходимо обратить внимание
на формирование навыков самостоятельности.
2.Основной (на этом этапе в работу
включается педагог) т.к. главная задача
этого этапа - создание положительного
образа воспитателя. В этот период
родители должны установить с
воспитателем доброжелательные
отношения, рассказать воспитателю об
особенностях своего ребёнка. Имея
полную информацию о ребёнке,
воспитатель быстрее поймет его и
установит контакт.
3.Заключительный – ребёнок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день.
Степени адаптации:
Л егкая степень : к 20-му дню пребывания в
детском саду нормализуется сон, ребенок
нормально ест, не отказывается от
контактов со сверстниками и взрослыми,
сам идет на контакт. Заболеваемость не
более 10 дней, без осложнений и без
изменений.
Средняя степень : поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое
развитие несколько замедляется, снижается речевая активность.
Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без
осложнений, вес несколько снизился.
Тяжелая степень : Поведенческие реакции нормализуются к 60-му
дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие
отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания
более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не
прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.
Взаимодействие семьи и детского сада — важная задача
образовательной системы. Именно семья и семейные
отношения — системообразующее ядро каждой образовательной
программы. Необходимы взаимодействие и преемственность
между детским садом и семьей. Ребенок часто находится между
этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в
мир противоречивых требований, что влияет на его
эмоциональное и психологическое развитие.
Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию
родителей. И если родитель не компетентен в вопросах
воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по
воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут
напрасными.
Трудности в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период:
- Отсутствие культурно-гигиенических навыков у детей. Сильная привязанность к маме. Отсутствие навыков самообслуживания
- Отсутствие культурно-гигиенических навыков у детей.
- Сильная привязанность к маме.
- Отсутствие навыков самообслуживания
(одеваться и раздеваться не умеют).
- (одеваться и раздеваться не умеют).
- У некоторых детей отсутствует устная речь. Некоторые дети не знают, как обращаться с
- У некоторых детей отсутствует устная речь.
- Некоторые дети не знают, как обращаться с
игрушками.
Направления деятельности в своей работе
- - индивидуальный подход к каждому ребёнку ;
- - сохранение , укрепление здоровья ребёнка путём создания соответствующих условий ;
- - создание предметно - развивающей среды ;
- - организация игровой деятельности , направленная на формирование эмоциональных
контактов « ребёнок взрослый » и « ребёнок - ребёнок ».
Советы родителям
В период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации:
- Устройство лучше проводить во время вашего отпуска, так как в первое время ребенок находится не более 1-2 часов
( это регулирует воспитатель по мере наблюдения за малышом);
- В период адаптации прислушивайтесь к советам и просьбам персонала;
- В период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья малыша и своевременно сообщать о них работникам детского сада;
- В период адаптации малыш особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к малышу , заботливы и терпеливы;
- Дома необходимо поддерживать спокойную обстановку, не перегружайте впечатлениями, не принимайте и не посещайте гостей, не покупайте новых игрушек ;
Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с:
- Слишком сильная зависимость ребенка от мамы;
- Чрезмерная тревожность родителей;
- Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;
- Воспитание ребенка в духе вседозволенности;
- Неврологическая симптоматика у ребенка: астеничность, гиперактивность и т.п.;
- Болезненность малыша;
- Несоблюдение режима дня дома
Наши успехи
1. Общий эмоциональный фон поведения малышей стал положительным;
2. Снизилась тревожность;
3. Дети стали проявлять активность в познавательной и игровой деятельности;
4. Практически все освоили культурно-гигиенические навыки;
5 . Сободно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми .
Чего нельзя делать родителям ни в коем случае :
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
- Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Спасибо за внимание !