Новый Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами, педагогами, новую цель: конечным продуктом нашей педагогической деятельности должен стать выпускник с высоким личностно развитым потенциалом, способный ставить проблемы, искать и находить новые решения, умеющий сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. А также предполагает совокупность требований к условиям, структуре, результатам реализации основной образовательной программы. Возрастающий объем информации и знаний привел к тому, что высказывание «образование на всю жизнь», стало звучать как «образование в течение всей жизни», соответственно если в старом стандарте приоритет отдавался приобретению знаний, умений и навыков (ЗУН), то в новом стандарте формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), то есть педагог должен научить ребенка учиться, приобретать знания путем саморазвития, самосовершенствования и нового социального статуса.
Направленная деятельность учителей на решение программных задач, содержащих энциклопедические знания из различных дисциплин и репрессивные методы воспитания, основанные на внешней стимуляции, могут ограничить развитие самореализации детей со специальными потребностями. Коррекционная работа современного типа должна не только учитывать всю структуру и иерархию конкретного варианта психического развития, но и понимать каким путем шло это развитие, каковы причины наблюдаемой феноменологии (учении о пути развития человеческого сознания, понимаемого как саморазвитие духа), в частности имеющегося уровня сформированности базовых составляющих развития. Для этого в нашей школе реализуется коррекционно – развивающая программа, основанная на диагностических исследованиях и осуществляемая в комплексе клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств.
Вся система коррекционной работы в нашей школе призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребёнка с проблемами.Коррекция и компенсация — это тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом — компенсацией нарушения.
В своей коррекционной работе с учащимися с ЗПР мы используем следующие приемы:
процесса. Выполнение школьных интеллектуальных операций (ориентировочно-исследовательских, анализирующих, обобщающих, сопоставляющих, контролирующих).
характерные, существенные признаки предметов, учить их сравнивать, сопоставлять.
детей.
предметом и его словесным обозначением, и практическим действием.
материала.
Максимально использовать сохранные анализаторы ребенка.
Расчленять цельную деятельность на отдельные составные части,
элементы, операции, осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу.
памяти, восприятия, строя их на материале урока.
детей на уроках общеобразовательного цикла и во время коррекционных занятий
(чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного материала и т.д.)
педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственныесилы и возможности.
Направления коррекционной работы.
1.Социально-нравственные качества (соц педагог, учитель)
осознание ребёнком роли “ученика”.
умение строить своё поведение в соответствии с требованиямиправил поведения, устава школы
адекватно вести себя в учебной ситуации
коммуникативные навыки
2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности: (педагог-психолог)
познавательная активность
преодоление интеллектуальной пассивности
мотивационный, операционный, регуляторный компоненты
3. Развитие психофизиологических функций: (учитель-дефектолог)
мелкая и крупная моторика
зрительный анализ
межанализаторские системы, их взаимосвязь
пространственная ориентация
временная ориентация
мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации
4. Развитие учебных умений: (учитель)
5. Коррекция речевой деятельности: (учитель-логопед).
Основными принципами педагогической коррекции являются:
1.Принцип единства коррекции и развития.
2.Единство возрастного развития и индивидуального в развитии.
3.Единство диагностики и коррекции развития.
4.Деятельный принцип осуществления коррекции.
5.Личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку.
Своевременное выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и состояний декомпенсации, выявление актуальных и резервных возможностей ребёнка, профилактика физических,интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок исрывов позволяет педагогу создать прочную базу для формирования универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Своевременная и правильно организованная коррекционная работа позволит определить пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся с ОВЗ, что является одним из требований ФГОС.
В начальной школе коррекционные занятия проводятся во второй половине учебного дня. Группы учащихся формируются по результатам обследования педагога и психолога. Занятия проводятся по основным направлениям, записанным в коррекционной программе школы и разработанными педагогами соответственно уровню развития учащихся в классе, и каждой группы с учетом индивидуальности в развитии каждого ученика.
Так как во время занятия все учащиеся класса присутствуют в кабинете, то педагогу необходимо распределить работу так, чтобы все ученики были заняты и не мешали индивидуальным занятиям с группой или одним учеником. Для этого учащимся класса не занятым работой с педагогом, даются индивидуальные задания для самостоятельного выполнения, а педагог занимается по плану с группой или индивидуально с одним учеником.
Например – коррекционное занятие по развитию логических универсальных действий (познавательные), развитию вербально – логического мышления «Подбери пару».
Детям предлагается карточка с противоположными по значению выражениями, которые необходимо соединить при помощи стрелочек.
Детям, не занятым с педагогом раздаются задания:
- раскрась рисунок,
- найди определенную букву в тексте и обведи её кружком,
- собери картину (пазлы),
- конструктор,
- отработка навыков чтения,
- игра в шашки, и т.д.
Коррекционная работа в 4 классе включает обучение работе с тестами по всем общеобразовательным предметам, работу по ТРИЗ (Т.А.Сидорчук, А.В.Корзун), обучение созданию проекта (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова), УМК Развивающие задания. Работа по данным направления соответствует требованиям ФГОС для выпускников начальной школы и предъявляются индивидуально к каждому учащемуся соответственно его уровню развития.