СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проблемы культурной речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Проблемы культурной речи"»

Пути преодоления проблем речевой культуры современной молодёжи.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

(Иван Сергеевич Тургенев. Великий русский писатель, драматург, поэт; член-корреспондент Императорской Академии наук по Разряду Русского языка и словесности (1860))

Современный русский язык – явление сложное. Ученые дают такое определение. Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, которая позволяет людям выражать свои мысли, общаться. Очевидно, что язык существенно меняется за последние десятилетия, и мы становимся тому свидетелями, сравнивая речь современного человека с произведениями классиков. Возникает вопрос: «Как реагировать на изменение языка?» Можно спокойно наблюдать, как засоряется речь современной молодёжи, а можно противостоять этому и найти различные пути решения проблем речевой культуры.

Изучая современный русский язык, мы не только овладеваем его системой, но и развиваем мышление, познаём историю и культуру общения своего народа. С полным правом некоторые исследователи называют русский язык – великим учителем. Как точно подметил персидский поэт и мыслитель 18 века Саади: «Умён ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказал!»

Слово, речь – это показатель общей культуры человека. Вот почему овладение нормами и правилами современного русского языка и культуры речи так важно для того, кто стремится занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением у окружающих и быть приятным собеседником.

На сегодняшний день проблема речевой культуры молодёжи является актуальной, и потому цель нашей исследовательской работы заключается в выявлении различных продуктивных путей устранения многочисленных проблем речевой культуры. Объектом исследования была выбрана речь современных молодых людей (от 13 до 23 лет) на предмет использования и употребления речи в различных сферах и ситуациях.






На протяжении двух месяцев мы наблюдали за речью отдельных групп и людей. Нами были выявлены следующие речевые ошибки:

  1. Автоматизм речи (студенты во время ответов, педагоги и мастера во время проведения лекций, классных часов) – это говорение с устойчивыми, выработанными длительной, частой практикой речевыми навыками и умениями в их совокупности. Частое использование таких выражений: соответственно, так сказать, как следствие, вытекающее отсюда, короче, надо прямо сказать, итак, таким способом, следовательно, проще говоря и т.д. делает речь скучной, однообразной.

  2. Акцентологические или орфоэпические ошибки (технические работники, студенты) - неправильная постановка ударения в словах: звонИт, по стенАм, по средАм, срЕдства, на тОрте, каталОг, добЫча (угля), возбужденО дело, кОмпас, обеспЕчение, рАкурс, квартАл, ходАтайство, включИт, нАчатый, должностЕй, мЕстностей, докумЕнт, киломЕтров, жалюзИ и во многих других словах.

  3. Лексические ошибки или катахреза (студенты) — это ошибки употребления слова не в том значении, которое закреплено за ним в языке, например: ностальгия по прошлому – ностальгия «тоска по родине», а не просто «тоска», следовательно, в приведённом словосочетании слово употреблено неправильно.

  4. Тавтология – частое повторение одних и тех же слов и выражений.

  5. Смешение паронимов: вражеский-враждебный, невежа-невежда, драматическая- драматичная.

  6. Морфологические ошибки – это неправильное образование форм слов при изменении, когда берётся не то окончание, какое требуется, например: слесаря -слесарИ, токаря - токарИ, бульдозера - бульдозерЫ, волоса - волосЫ, выговора-выговорЫ, трактора - тракторЫ. Неправильное спряжение глаголов: состаришься, а надо состАреешься, сёла обезлюдят, а надо обезлюдеют, опротивят, а надо опротивеют, ездиют, а надо ездят, елозиет, а надо елозит, лазиют, а надо лазят, мучиет, а надо мучит, сыпет, а правильно сыплет, трепят, а надо треплют. Вместо ляг иногда образовывают неправильную форму глагола «ляжь», «делов» (дел), «местов» (мест). Глагол класть постоянно употребляется в неправильной форме «ложить». Вместо кое у кого говорят неправильно «у кое-кого, за кое-кем», а надо «кое за кем, кое от кого». Вместо «занимаюсь, работаю в корпусе» часто употребляют неправильное сочетание «занимаюсь на корпусе».

  7. Неправильность речи – отклонение от фонетических, грамматических, лексических и других языковых норм. Однако не следует исправлять чужие ошибки во время беседы. Этим вы ставите и собеседника, и себя в неловкое положение, поэтому беседы, этим вы ставите и себя, и друга в неловкое положение. Лучше всего предложить в корректной форме другу или собеседнику после встречи свою помощь или обратиться к словарю.

  8. Парцелляция -одно из самых частых на сегодняшний день нарушений речи. Специальное расчленение предложения с выведением за его правый предел отдельных членов как отдельных предложений. Это дань моде. Многие певцы используют в своём творчестве такой приём. Но слушать такого собеседника очень тяжело. Например: Я приеду завтра. Рано утром. Первым поездом; ср. Я приеду завтра рано утром, первым поездом. Купи хлеба. Чёрного. Кирпичиком. Слишком частая парцелляция оставляет впечатление, что человек плохо умеет выражать свои мысли.

  9. Тахилалия (большинство студентов) – необычно быстрая речь. Нарушение культуры речевого общения, в результате чего страдает достижение коммуникативной цели речи.

  10. Смешение стилей (стилистическая интерференция) – вставление иностилевого средства в высказывание, в целом выполненное в другом стиле, серьёзная стилистическая мешанина. Сюда же относится умышленная или нечаянная вульгаризация речи из-за введения отдельных вульгаризмов (намылился, засветился, проштрафился, опростоволосился) Употребление в речи несуществующих, выдуманных слов окказионализмов, например: сникерсни, не тормози!

  11. Употребление жаргонизмов, сленга. Для молодёжи жаргон

























Анкетирование

  1. Используете ли Вы в своей речи ненормативную лексику? (Никогда, редко, часто)

  2. Волнует ли Вас проблема чистоты языка? (Волнует, не волнует, никогда не задумываюсь об этом)

  3. Чем, по-Вашему, можно объяснить столь широкое использование и распространение нецензурных слов в нашем обществе? (Свободой слова, низким уровнем культуры, безнаказанностью за ругань, свой вариант)

  4. Как Вы считаете, нецензурные слова среди молодёжи употребляются, потому что…(Скудный словарный запас, не хватает других, хороших слов; это способ самоутверждения в глазах других людей; свой вариант_________________________)

  5. Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов? (Это бесполезно, можно попробовать, но не думаю, что изменится что-либо, борьба необходима в любом случае)

  6. Как лучше бороться со сквернословием? (Системой штрафов, воспитанием, свой вариант_______________________________________________________________)

  7. Хотели бы Вы, чтобы Ваши будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова? (Да, нет, свой вариант______________________________________________)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей