ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ВНЕДРЕНИЕ ШАХМАТ КАК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА
Д.Г. Леонов, студент ОЗО 5-го курса, факультет
ФКиС, тренер-преподаватель по шахматам
высшей категории, МОАУДО ДЮСШ № 3
г. Райчихинск
E-mail: dennisleonov79@yandex.ru
Ключевые слова: гармоничное воспитание, интеллектуальное развитие, логическое мышление, шахматы.
Аннотация: статья посвящена влиянию шахмат на развитие логического мышления и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста, необходимости создания программы для внедрения шахмат как урока в общеобразовательной школе.
Основа современного общества – это знания и информация, которыми обязан владеть и уметь пользоваться современный человек. Воспитание творческого, интеллектуально развитого подрастающего поколения, способного адаптироваться ко всем изменениям общества, становится основной задачей системы образования.
Сегодня количество информации неиссякаемо, поэтому для превращения её в знания необходимо научиться систематизировать и выявлять логические взаимосвязи. Формирование задатков таких способностей у большинства детей происходит в период младшего школьного возраста, что оказывает положительную динамику на развитие личности ребёнка, его успеваемость в постижении школьных дисциплин.
Для воспитания всесторонне развитой личности, способной удовлетворять потребности современного общества, необходимо грамотно организовывать сам учебный процесс, создавая для детей комфортную среду, дающую возможность адаптироваться к стремительно изменяющимся требованием общества. Поэтому главным направлением системы образования становится организация передачи знаний и умений учащимся для формирования в них качеств, способных самостоятельно адаптироваться к современным требованиям и успешно развиваться в современном обществе.
Решая эту проблему, необходимо пересмотреть систему школьного образования: от применения учебных программ, методов преподавания до изменения организации учебного процесса.
Таким образом, главной задачей учителя является создание условий и предпосылок для гармоничного воспитания и развития личности учащегося. Особое внимание занимает период начальной школы, где у детей формируются интеллектуальные способности, способности логического мышления, являющиеся основой постижения других дисциплин.
По мнению доктора психологических наук, специалиста по теоретическому мышлению и интеллектуальным способностям детей А.З. Зака «Состояние современной начальной школы нельзя считать нормальным. С одной стороны, засилье деятельности по усвоению знаний и умений, которое существенно, на наш взгляд, тормозит развитие интеллекта детей, в первую очередь, творческого мышления. С другой стороны, постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка, в частности, отношение к самому себе. Высокая самооценка зависит у ребенка не от проявления своей выдумки или сообразительности, а лишь от прилежания и старательности в освоении правил и знаний» [3].
Доктор психологических наук Н.Ф. Талызина говорит, что «до сих пор нет конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, в связи с чем работа над развитием мышления в школе идет стихийно, и большинство учащихся не овладевает начальными приемами мышления даже в старших классах… Традиционное школьное образование тренирует сравнительно ограниченный набор навыков мышления, необходимый для чтения письма, говорения, математических операций, и очень мало делаем для выработки умений высшего типа – рассуждать логично, критично, творчески, контекстуально, аргументировано, диалогично. В результате в мышлении начинается перекос» [5].
Хорошим помощником в развитии интеллектуальных способностей и логического мышления могут стать шахматы. Во время изучения шахматной игры участникам приходится постоянно прорабатывать новые стратегии, принимать решения для выполнения поставленных задач. Шахматы являются уникальной игрой для развития в ребёнке внимания, хорошей памяти, ответственности и самостоятельности.
Просмотрев литературу, мы убедились в том, что пока нет программ учебного предмета «Шахматы», в которых было бы указано, на каком определенном материале и как именно учащийся должен овладевать навыками логического и абстрактного мышления.
«В логической подготовке в начальной и средней школе есть недостатки» - подчеркивает также и член – корреспондент РАО С.Д. Неверкович, который упоминает об отсутствии логики, как предмета в школьном обучении [30], а также Б.А. Вахновецкий, отмечающий нехватку упражнений по логике в общеобразовательной школе [1].
В газете «Первое сентября» в заголовке одной из статей «Как включить знания в правила игры?» решается проблема пути развития младших школьников.
Используя знания, умения и правила игры, мы повышаем мотивацию, и тем самым повышается результативность усвоения. В статье ставится вопрос о применении для повышения результативности образовательных систем интеллектуальной игры. «Мировой педагогической практикой давно признано, что уникальным средством обучения и развития является игра. Именно поэтому можно рассматривать интеллектуальную игру как одну из перспективных форм работы в школе, способную развивать не только ученика, но и саму систему образования. Игра – хороший тренер, она учит принимать решения и, может быть, неординарные; выслушивать мнение других и уметь настоять на своём; достойно выигрывать и проигрывать; радоваться не только собственным успехам, но и успехам друзей» [2].
Рассмотрев проблему современного школьного образования и обозначив её, предлагается некая модель решения - внедрение шахмат в общеобразовательную школу как предмета наравне с математикой, русским языком и т.д.
Игра в шахматы обобщает искусство, науку и спорт. Для детей младшего школьного возраста должен быть продуман учебный процесс в доступной для них форме, но не в такой, как в шахматной партии. Обучение игре в шахматы – не самоцель. С.Д. Неверкович (2001) отмечает: «Использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в детях, поэтому актуальным становится следующий тезис: «Шахматы – школьный учебный предмет, включающий науку и искусство, но не спорт» [4].
Наблюдая за детьми младшего школьного возраста, на наш взгляд, шахматы создают положительные эмоции, познавательные потребности, легче переносится стресс при неудачах, самостоятельность мышления, благоприятно воздействуют на умственный уровень развития.
Проанализировав проблему о необходимости внедрения шахмат в начальную школу, мы пришли к выводу, что требуется модернизация в школьной системе образования: необходимость разработки и внедрения единой шахматной программы в школу на региональном и федеральном уровнях, а также курсы по обучению и переподготовке учителей школ, которые будут преподавать шахматы как школьный предмет. Внедрение шахмат как урока приведёт, в свою очередь, к лучшему познанию школьных предметов. Благодаря интеллектуальной игре в школьном образовании, появляется возможность решения стоящих перед школьным образованием задач по обучению, воспитанию и развитию личности ребёнка.
Одним из методов преподавания шахмат являются разработанные компьютерные шахматные программы, которые позволяют охватить большое количество детей, от начинающих до спортсменов-разрядников, составить подходящие программы для детей разного умственного и физического уровня развития, что позволит детям с ограниченными возможностями успешней вливаться в социальную среду. Применение компьютерных технологий позволит повышать эффективность в усвоении нового и пройденного материала в учебном процессе.
Перед школьниками открываются новые возможности для совершенствования, общения и самостоятельной работы для повышения своих знаний об окружающем его мире.
Литература.
1. Вахновецкий, Б.А. Логическая математика для младших школьников / Б.А. Вахновецкий. – М.: Издательский дом «Новый учебник». ООО «Поматур», 2002. – 96с.
2. Верезубова, И.В., Как включить знания в правила игры? // И.В. Верезубова, А.В. Влазнева. –Первое сентября, 23.11.02.
3. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников / А.З. Зак – М.: Просвещение, Владос., 1994. – 320 с.
4. Неверкович, С.Д. Шахматы как предмет гуманитарного цикла в общеобразовательной школе / С.Д. Неверкович. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2001г. - №2. – 11-15
5. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина. – М.: Просвещение, 1988. – 175с.