СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы преподавания химии в школе

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы преподавания химии в школе

Просмотр содержимого документа
«Проблемы преподавания химии в школе»

Проблемы преподавания химии в школе

Есть вещи, которые совершенно точно можно назвать общими для всех программ преподавания.

Главной проблемой является недостаток практической работы, демонстрационным опытам, которых нет в достаточном объеме. Для этого есть множество объективных причин: фокусировка на экзаменах, общая загруженность, недостаток преподавательских часов, а также отсутствие хорошо оборудованных кабинетов химии. И это действительно объективные причины, их нельзя игнорировать.

В таком школьном обучении превалирует подход к реакциям с точки зрения скоростей, с точки зрения строения атома. Другими словами, сначала закладывается некий базис физических и химических законов, которые управляют всеми реакциями, а потом уже происходит логическая надстройка. И, таким образом, больше вещей основано, на мой взгляд, на логике, а не на запоминании конкретных свойств соединений, что опять же, судя по моей практике, вызывает больше проблем. Всегда важнее понять логику какого-то процесса, чем просто запомнить, что он происходит именно таким образом.

Считается, что практическая ценность знания в преподавании химии должна быть главенствующей. Существует какой-то набор знаний, который необходим культурному человеку. И отговорка «Ой, я не знаю формулу спирта, химия мне в школе не нравилась» кажется мне просто странной, поскольку существуют совсем базовые вещи, которые, может быть, не совсем нужны на практике, но при этом составляют интеллектуальную основу нашей общей культуры. Однако проблема состоит в том, что люди слишком часто решают в юном возрасте, чем они хотят точно заниматься в жизни, и фокусируют все свое внимание на двух-трех предметах. И такая ранняя постановка просто не позволяет получить необходимый кругозор, который люди затем восполняют уже с большим трудом, когда им исполняется двадцать пять.

Прежде всего, хочу отметить, что химия — весьма своеобразная часть естествознания. Это не совсем классическая наука, в которой, как, например, в физике, зная ряд законов, можно объяснить поведение объекта и даже предсказать это поведение. Химия — это во многом своеобразное искусство. Объясняется это невероятным количеством фактического материала, который совершенно невозможно расставить по полочкам и «вывести» один из другого. Хотя, разумеется, кое-что и даже немало в теоретической химии сделано.

Это обилие логически плохо связанного материала и является причиной традиционной нелюбви школьников к урокам химии. Химию любят или хотя бы готовы ею заниматься только школьники, которые каким-то, почти чудесным образом влюбились в этот предмет. Поэтому же, кстати, среди поступающих в химические вузы нет случайных людей.

Отсюда ясно, что преподавать химию стоит так:

1. Побольше опытов, получше организованных химических кабинетов без недостатка реактивов.

2. Значительное сокращение программы за счет практически не нужных уравниваний реакций.

3. Приближение химии к жизни. Например, рассказывая про фтор, стоит рассказывать про тефлоновые сковородки и «голубую кровь». Стоит рассказывать про химию пищи, химию самой жизни.

4. И постоянно напоминать, что химия — это главная практическая дисциплина, потому что все вокруг нас, включая и нас самих, — это химия!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!