СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы развития функциональной грамотности школьников

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Проблемы развития функциональной грамотности школьников" написана учащимися 7 класса, членами психолого-педагогической группы, под руководством руководителя группы Слемзиной Н.А. для участия в IX Международной научно-практической конференции студентов и школьников "Инновационное образование глазами современной молодёжи". Обучающиеся исследовали проблему развития функциональной грамотности у школьником и рассмотрели данную проблему с точки зрения будущих педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы развития функциональной грамотности школьников»

Андреева А.Н.,

Сульдженко Д.С.,

Попович Ф.В.

учащиеся психолого-педагогической

группы МБОУ Жемчужненской СШ №1

Научный руководитель: Н.А. Слемзина

учитель русского языка и литературы,

куратор психолого-педагогической группы

Проблемы развития функциональной грамотности школьников

Очень часто приходится слышать, что важно развивать функциональную грамотность у школьников. Мы задались вопросом: что же это такое и в чём состоит проблема развития.

Обратимся для начала к понятию функциональной грамотности. Определение функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За последнее время она приобрела важное значение. Сегодня функционально грамотный ученик — это индикатор качества образования.  Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях. [3] Если формировать функциональную грамотность ученика, то он научится успешно решать разные бытовые проблемы; будет уметь общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях; использование навыков чтения и письма поможет в построении коммуникаций. То есть, развитие функциональной грамотности является приоритетным направлением в работе учителя.

Следующий вопрос, который нас заинтересовал: из чего состоит функциональная грамотность? Используя различные источники, мы выяснили, что есть следующие виды функциональной грамотности: читательская, математическая, естественно-научная, финансовая, а также креативное мышление и глобальные компетенции. [3]

Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность – это способность к чтению и понимание учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать её при решении различных задач. [7; с.250-255] Не менее важной считается и математическая грамотность – способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных ситуациях. [2; с.10-15] Необходимо научить обучающихся естественно-научной грамотности - компоненту функциональной грамотности, который подразумевает понимание учеником вопросов и интересов, связанных с естественными науками: биологией, физикой, химией, математикой. Такая грамотность позволяет человеку принимать решения на основе научных фактов, понимать влияние естественных процессов, науки и технологий на мир, экономику, культуру. [3] Мы выяснили, что не менее значимой будет и финансовая грамотность - сочетание знаний, навыков, отношения и поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. В конечном итоге, для достижения индивидуального финансового благополучия. [5; с.28-30]

Чтобы человек мог использовать своё воображение для реализации новых идей, необходимо работать над креативным мышлением школьника. И, наконец, чтобы ученик умел взаимодействовать с людьми и мог решать глобальные проблемы, нужно развивать глобальные компетенции. Расшифруем, какие компетенции мы отнесём к глобальным. Современный школьник должен научиться оценивать получаемую информацию; выявлять мнения, подходы, перспективы, анализировать их; формулировать аргументы; объяснять сложные ситуации и проблемы; оценивать действия и их последствия. Это очень важно для жизни в современном мире и является глобальными компетенциями. [4; с.12-47]

Итак, мы выяснили, на какие виды делится функциональная грамотность. Каким образом учитель должен формировать эти компетенции у обучающихся? Мы провели исследование и выяснили, что у каждой функциональной грамотности есть свои методы развития. Например, читательскую грамотность можно развивать через следующие приемы: 1) прием «Мозаика» («Реконструкция текста») - сложение целого текста из частей; 2)приём «Кластер» - понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом»; 3) приём «Тонкий и Толстый вопрос» - прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Тонкий вопрос - однозначный краткий ответ. Толстый вопрос - ответ развернутый;4) приём «Опорный конспект» - составление опорного конспекта по изучаемой теме и «озвучивание» его; 5) «Конкурс шпаргалок» - в процессе подготовки отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги. [1; с.49-51] Также существуют другие приёмы.

Математическую грамотность можно укреплять через развитие математической речи; решение задач практической направленности; через игры с использованием карточек с числами; через анализ ошибок; через математические игры и загадки, которые развивают логику и математические способности.

Наиболее эффективным приемом формирования финансовой грамотности школьников в процессе изучения математики следует считать применение контекстных задач. В качестве примера можно привести сюжет такой задачи: «Три подружки Света, Оля и Таня решили купить в школьной столовой пирожные. Стоимость одного пирожного 24 рубля. Как им поступить, если у Светы оказалось при себе 20 рублей, у Оли – 16 рублей, а у Тани оказалось лишь 12 рублей?» [5; с. 28]. Тема «Проценты» может быть актуальна при изучении планирования своих личных сбережений и инвестиций. Наряду с этим, обучающихся можно также познакомить с формулами простого и сложного процентов, с процентной ставкой банка, обучить расчету временной стоимости денег, учитывая уровень инфляции и т.д. В процессе обучения одинаковый эффект имеют как игры с применением интерактивных технологий с целью принятия финансовых решений в нереальной ситуации, так и игры, которые помогают школьнику адаптироваться к реальной среде обучения (а именно, деловые либо ролевые игры) [6; c. 61].

Что необходимо делать педагогу, чтобы достигнуть успеха в формировании функциональной грамотности школьников. Изучив ряд научной литературы приходим к выводам:

  • обучение должно носить деятельностный характер;

  • учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;

  • в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;

  • применять современные образовательные технологии:

-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

-технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования всех видов УУД (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов);

-уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;

-информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез. [8]

Список использованной литературы

1.Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51.

2.Алексеева. Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике /Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66–2. – С.10–15.

3.Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности// Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здорового смысла/Сборник материалов/ Под редакцией А.А. Леонтьева.- М.: «Баллас», Издательский Дом РАО, 2003.

4.Бучек А.А.  Методические рекомендации по вопросам формирования функциональной грамотности. - М.: 2022. С.12-47

5. Григорьева В.С. Проблемы и перспективы реализации программ финансовой грамотности школьников//Социальные процессы.2021.С. 28-30. 

6. Дарбашкеев Т.Б. Проблемы развития цифровой финансовой грамотности школьников в условиях развития цифровой экономики // Новая экономика. Владивосток, 2021. С. 60-63.

7. Дьякова, Е. А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе / Е. А. Дьякова ; под общей редакцией Н. С. Болотновой // Русская речевая культура и текст : материалы XI Международной научной конференции. - 2020. - С. 250-255

8.Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла // Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – Москва, 2003.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!