СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы развития системы среднего профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среднее профессиональное образование рассматривается как неотъемлемая часть единого образовательного пространства, имеющая стратегическое значение в обеспечении экономики республики трудовыми ресурсами и социальной защите подрастающего поколения, в связи с чем требует необходимого реформирования, соответствующего уровню современных технологий производства и подготовки кадров.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы развития системы среднего профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания»

4


Проблемы развития системы среднего профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания


Гугкаев А.Э., учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ № 2

г. Владикавказ


Анализ проблемы развития системы среднего профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания показал, что особое место в современных педагогических исследованиях занимает поиск действенных путей и форм адаптации образовательных учреждений среднего профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания в сложившихся и изменяющихся экономических условиях.

Система среднего профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания является, по сути, микромоделью социально-экономического комплекса республики, где присутствуют практически все социальные, отраслевые и производственные составляющие.

Среднее профессиональное образование рассматривается как неотъемлемая часть единого образовательного пространства, имеющая стратегическое значение в обеспечении экономики республики трудовыми ресурсами и социальной защите подрастающего поколения, в связи с чем требует необходимого реформирования, соответствующего уровню современных технологий производства и подготовки кадров.

Социально-экономические процессы, протекающие в нашей стране последние два десятилетия, выдвинули на первый план вопросы, касающиеся функционирования и развития социальной сферы, в частности, системы среднего профессионального образования (далее – СПО) как неотъемлемой составной ее части. Социально-экономическая значимость СПО, его роль в обеспечении рынка труда квалифицированными рабочими, духовной жизни общества, в развитии и качественном совершенствовании всей экономики общеизвестны.

Наш интерес представляют пути адаптации образовательных учреждений СПО Республики Северная Осетия – Алания (далее РСО-Алания) в новых экономических условиях, анализ их деятельности, имеющей большое экономическое и общественное значение.

В условиях необходимости обеспечения рынка труда квалифицированными специалистами с целью развития и качественного совершенствования экономики РСО-Алания особое место отводится среднему профессиональному образованию. В современных условиях конкуренция на рынке труда является по большому счёту соперничеством в сфере подготовленности квалифицированных специалистов и рабочих кадров.

В условиях адаптации к новым рыночным отношениям и интенсивности развития экономики республики значительно возрастает роль подготовки конкурентоспособных кадров, обладающих знаниями и навыками новейших технологий.

Одним из основных условий формирования качеств, определяющих конкурентоспособность специалиста, является самообразование, умение осваивать инновации в технологии производства, «надстраивать» получаемые знания над уже имеющимся «базовым» образованием.

По этой причине особую актуальность приобретают вопросы реформирования системы СПО:

- профессионализация населения республики;

- демократизация управления образовательными системами профессиональной школы;

- переход от технократического подхода в развитии системы профессионального образования к социально-педагогическому, гуманитарному;

- развитие региональных подсистем образования;

- создание интенсивных, гибких систем обучения, обеспечивающих высокое качество образовательной и профессиональной подготовки, эффективную адаптацию личности к образовательному процессу, реализацию всех потенциальных возможностей и способностей личности;

- непрерывное развитие личности на основе гуманизации, демократизации, гуманитаризации, экологизации образования;

- многоуровневость профессионального образования.

СПО в РСО-Алания – сфера деятельности, отвечающая как интересам отдельных личностей, так и общества в целом, и рассматривается как неотъемлемая часть единого образовательного пространства, играющая важнейшую роль в обеспечении экономики республики трудовыми ресурсами и социальной защите подрастающего поколения.

На наш взгляд, сегодня учреждения СПО должны ставить перед собой цель: «воспитание граждан социально активных, творческих членов общества, овладевших системой общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов, способных к преобразованию производства, производственных, экономических и общественных отношений, участию в управлении, обладающих чувством гражданской ответственности за результаты своей деятельности, охрану природы, судьбы страны и мира».

Система СПО является, по сути, микромоделью социально-экономического комплекса республики, где присутствуют практически все социальные, отраслевые и производственные составляющие.

Процесс обновления устаревших методов работы учреждений СПО замедляется из-за недостаточно отработанной стратегии развития этой системы образования. Несмотря на то, что становление и развитие рынка образовательных услуг не носит стихийного характера, необходимо регулирование как спроса, так и предложения. В современных условиях образовательные услуги становятся рынком – системой саморегулирующейся, находящейся в состоянии динамического неравновесия, зависящей от текущего спроса.

Являясь одной из важнейших отраслей экономики республики, СПО оказалось той системой, где решение вопроса взаимовлияния органов исполнительной власти и новых экономических отношений стало одной из первоочередных задач. С одной стороны, усиление влияния органов исполнительной власти РСО-Алания на сферу СПО, обуславливается социальным по своей сути характером инвестиций в человека. С другой, напротив, минимизирование федеральной поддержки не приводит к повышению качества СПО и не способствует увеличению финансирования на обучение.

Являясь неотъемлемой специфической отраслью народного хозяйства республики, система СПО оказалась в критическом состоянии с самого начала рыночных реформ. Учебные заведения не могли оперативно и адекватно реагировать на внешние и внутренние социально-экономические условия. Негативное влияние на их работу оказало и постоянное сокращение бюджета.

Учебные учреждения СПО РСО-Алания вынуждены не только готовить квалифицированных специалистов рабочих профессий для рынка труда, но и самостоятельно изыскивать средства для практической реализации этого процесса.

В условиях наблюдаемого экономического роста в стране система СПО РСО-Алания на современном этапе является значительным и наиболее динамично развивающимся сегментом местного рынка образовательных услуг. Благодаря целому ряду мер, предпринятых на федеральном и республиканском уровне, наметились и успешно развиваются позитивные тенденции. Во многих учебных заведениях активизировалась адаптационная деятельность: перераспределяются управленческие функции, формируется законодательно-нормативная база, расширяется и обновляется содержание образовательных программ.

Органами исполнительной власти РСО-Алания выявлены потребности регионального рынка труда, определены дефицитные профессии и предприятия-заказчики рабочих кадров на период до 2023 года. Внесены определенные изменения в характер взаимоотношений между производственными предприятиями и учреждениями СПО.

Проведён ряд мероприятий по возрождению государственного заказа на выпускников учреждений СПО. Совместно с Комитетом Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения подготовлен республиканский перечень профессий, востребованных на рынке труда. Введены в действие новые образовательные стандарты, отслеживается мониторинг их применения, совершенствуется их учебно-методическое обеспечение.

Без сомнения, среднее профессиональное образование, обеспечивающее расширение профессионального кругозора личности, имеет большое общественное значение для жизни республики.

Государство, заинтересованное в повышении образовательного, научного и культурного уровня граждан, должно способствовать сохранению и наращиванию интеллектуально-духовного богатства страны и, как следствие, к дальнейшему развитию системы СПО.