УДК 377.5
Бадмаев В.М.
Дорохова О. Г.
ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида, город Улан-Удэ, Россия
Проблемы реабилитации детей-инвалидов с патологией органов зрения
В статье рассматриваются проблемы реабилитации детей с патологией органов зрения, обучающихся в специальной коррекционной школе № 62 для слепых и слабовидящих, определение лучших вариантов взаимодействия по улучшению обеспечения техническими средствами реабилитации с Фондом Социального Страхования и бюро медико – социальной экспертизы.
Ключевые слова: проблемы реабилитации, технические средства реабилитации
УDK 377.5
Badmaev V. M
Dorokhova O. G
GKOU school № 62 III-IV type, Ulan-Ude, Russia
Problems of rehabilitation of disabled children with pathology of eyesight.
The article deals with the problems of rehabilitation of children with pathology of eyesight, who study in special correctional school № 62 for the children who are blind or have poor vision. The main idea of the article is the definition of the best interaction options to improve the provision of technical means of rehabilitation with the Social Insurance Fund and the Office of medical - social expertise.
Key words: problems of rehabilitation, technical means of rehabilitation
Проблема обеспечения детей инвалидов с патологией органов зрения техническими средствами реабилитации в ГКОУ СКОШИ №62 III-IV вида требует изменения подхода в ее решении. Конкретные виды технических средств реабилитации (далее по тексту ТСР), в которых нуждаются инвалиды по зрению, определяются специалистами бюро медико-социальной экспертизы (далее по тексту МСЭ) в результате экспертно-реабилитационной диагностики. Выбор ТСР осуществляется индивидуально в зависимости от формы патологии органа зрения, оптических и функциональных характеристик, а также от социальных факторов. Родители детей - инвалидов обращаются с индивидуальными программами реабилитации в фонд социального страхования для получения технических средств.
Анализ обеспеченности детей школы показал, что ситуация очень тревожная. В ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида количество обучающихся на 1 сентября 2015 года составляло 100 человек. Из них инвалидов – 79 человек, что составляет 79 % от всего количества обучающихся.
На основании п. 13.01 Приказа Минтруда России от 09.12.2014 N 998н "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» категории детей – инвалидов со стойкими выраженными и значительно выраженными нарушения сенсорных функций (III, IV степени нарушений зрительных функций вне зависимости от вида офтальмопатологии) [2] должны быть обеспечены специальными устройствами для чтения "говорящих книг" на флэш-картах. Из 79 детей – инвалидов (III – IV вида) специальные устройства для чтения "говорящих книг" на флэш-картах бюро МСЭ рекомендовано 12 учащихся, что составляет 15 % от общего количества детей – инвалидов, обучающихся в школе. Из них 8 человек получили специальные устройства для чтения "говорящих книг" . 3 человека получили специальные устройства для чтения "говорящих книг" через фонд социального страхования, 5 человек – через общество слепых, 4 человека не получили специальные устройства для чтения "говорящих книг" (названные причины : нет в наличии, не воспользовались возможностью, не знали, что положено). Из 79 детей – инвалидов (III – IV вида) 67 детей (84%) – инвалидов бюро МСЭ не рекомендовано специальные устройства для чтения "говорящих книг" на флэш-картах. На основании п.13.02 Приказа Минтруда России от 09.12.2014 N 998н "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» категории детей – инвалидов с заболеваниями, последствиями травм органа зрения, приведшие к слабовидению: острота зрения единственного или лучше видящего глаза не ниже 0,03 должны быть обеспечены электронным ручным видеоувеличителем. Бюро МСЭ рекомендовано 1 человеку, который это средство не получил. На основании п.13.04,13.05 Приказа Минтруда России от 09.12.2014 N 998н
"Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» категории детей – инвалидов с заболеваниями, последствиями травм органа зрения, приведшие к слабовидению: острота зрения единственного или лучше видящего глаза не ниже 0,03 должны быть обеспечены лупами 44 чел., бюро МСЭ рекомендовано 6 чел, что составляет 14% от числа нуждающихся. Из них не получили 5 человек, один человек приобрел лупу на собственные средства. Бюро МСЭ не рекомендовало 38 чел, что составляет 86 % от числа нуждающихся.
На основании п. 15-01 (Приказа Минтруда России от 09.12.2014 N 998н "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» [2] категории детей – инвалидов нашей школы с заболеваниями, последствия травм органа зрения, приведшие к практической слепоте или слабовидению (острота зрения единственного или лучше видящего глаза до 0,04 с коррекцией) медицинский термометром с речевым выходом должно быть обеспечено 35 чел. Медицинский термометр с речевым выходом бюро МСЭ рекомендовало 4 детям, что составляет 11 % от числа нуждающихся. Из них через ФСС получили 3 человека, 1 человек получил его через общество инвалидов. Не обеспечены – 31 чел, что составляет 89 % от числа нуждающихся.
На основании п.14 (Приказа Минтруда России от 09.12.2014 N 998н "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» [2] категории детей – инвалидов нашей школы с заболеваниями, последствиями травм органа зрения (острота зрения единственного или лучше видящего глаза до 0,04 с коррекцией и/или концентрическое сужение поля зрения до 10 градусов)) и многочисленных противопоказаний к п.14 должны быть обеспечены собакой-проводником с комплектом снаряжения - 3 чел. МСЭ рекомендовало 1 чел. обеспечить собакой – проводником, что составляет 33 % от количества детей – инвалидов, нуждающихся в собаке – проводнике с учетом мед. показаний и противопоказаний. 1 человек получил через ФСС собаку – проводника с комплектом снаряжения. Не обеспечены – 2 чел, что составляет 67 % от нуждающихся.
На основании п.6 (подпункты 6.25-6.30) Приказа Минтруда России от 09.12.2014 N 998н [2] категории детей – инвалидов нашей школы со стойкими нарушения зрительных функций единственного или лучше видящего глаза III степени (высокая степень слабовидения: острота зрения 0,05 - 0,1 или/и концентрическое сужение поля зрения до 20 градусов) или IV степени (абсолютная или практическая слепота: острота зрения 0 - 0,04 или/и концентрическое сужение поля зрения до 10 градусов) должны быть обеспечены тростью тактильной телескопической: 30 детей – инвалидов школы. Бюро МСЭ рекомендовало трость 6 детям, что составляет 20 % от числа детей- инвалидов, нуждающихся в трости. Через ФСС получило 4 человека, 2 человека не получили. Один из них не может получить, так как трости по росту нет, предлагают короткие. 2 детям – инвалидам МСЭ не рекомендовало трость, но они приобрели ее сами в обществе слепых. Не рекомендовано бюро МСЭ 24 детям, что составляет - 80 % от числа детей - инвалидов нуждающихся в трости.
На основании п. 8 – 43 Приказа Минтруда России от 09.12.2014 N 998н "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» [2] категории детей – инвалидов с анофтальм, микрофтальм, должны быть обеспечены глазным протезом пластмассовым. Нуждается 1 человек. По рекомендации МСЭ он обеспечен, что составляет 100 % от числа нуждающихся.
Индивидуальная программа реабилитации – это определенный алгоритм, в котором четко прописано, где и какие услуги инвалид должен получить. [1]
Наша школа разработала модель реабилитации ТСР, которая предусматривает четкое взаимодействие и слаженную работу. Это более активное проведение разъяснительной работы в школе среди родителей детей - инвалидов по зрению, рекомендуется максимально тщательно подходить к формированию ИПР ребенка – инвалида. В последнее время участились вопросы со стороны родителей детей, использующих трости, которые сталкиваются с проблемой ее замены. Ребенок растет, следовательно, и трость необходимо менять с учетом его роста и физического развития. Дети не растут «по шаблону», а значит, нельзя установить унифицированный срок замены технических средств реабилитации и ожидать, что он подойдет всем. Проблема обеспечения всех наших детей – инвалидов через ФСС специальными устройствами для чтения "говорящих книг" на флэш-картах тоже вполне решаема. Нужно обратиться в поликлинику по месту жительства для получения направления в Бюро медико-социальной экспертизы. Родителям разъяснили, что при необходимости внесения дополнений или изменений в ИПР ребенка-инвалида рекомендуется оформить новое направление на медико-социальную экспертизу и составить новую ИПР инвалида (ребенка-инвалида). Затем следует обратиться в территориальный орган Фонда социального страхования РФ далее (ФСС) – для получения ТСР согласно Приказу Минтруда России от 09.12.2014 N 998н
"Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации». [2]
Взаимодействие местного отделения общества слепых и школы (ее представителя) в оказании помощи родителям детей - инвалидов по зрению в освидетельствовании и переосвидетельствовании МСЭ и получении ИПР тоже будет иметь немаловажное значение.
Обеспечение инвалидов с патологией зрения специальными техническими средствами реабилитации способствует частичной компенсации ограничений их жизнедеятельности, повышает способность слепых и слабовидящих граждан к взаимодействию с окружающей средой в бытовой, общественной и профессионально-производственной сфере, что и является основной целью реабилитации.
Объединение усилий всех работающих с детьми - инвалидами по реализации рекомендаций в ИПР является на сегодняшний день самой важной и приоритетной задачей. Основой таких мер является обеспечение взаимодействия субъектов, один из которых является ребенок – инвалид, его родители. Без этого достигнуть тех целей, которые мы ставим перед собой, будет крайне затруднительно. [1]
Список литературы:
1. Д.Г. Балыкин, Права инвалидов по зрению в вопросах и ответах: информационно-справочное пособие.- Н.Новгород: типография,2014.- 74 с.
2. Приказ Минтруда России от 09.12.2014 N 998н "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2015 N 35747)
2