СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы реабилитации трудновоспитуемых подростков

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ ПОДРОСТКОВ

Просмотр содержимого документа
«Проблемы реабилитации трудновоспитуемых подростков»

ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ ПОДРОСТКОВ.

Желтотрубова Мария Юрьевна

Структурное подразделение МБОУ

Гимназия г. Мичуринска

Тамбовской области.



Рассмотрим основные закономерности психического развития подростка. В этом возрасте развитие организма и психики проходит очень сложный этап: в организме происходит глубокая биологическая перестройка, увеличивается несоответствие между физическим и психическим развитием, острее проявляются противоречия психической деятельности ребенка – стремление к самостоятельности сталкивается с необходимостью учитывать мнение других, система отношений с окружающим миром перестраивается -на передний план выдвигается личность самого подростка.

Умственное развитие претерпевает качественные изменения. Именно в это время интенсивней всего складываются убеждения, формируется характер. Если раньше учебные мотивы в основном определялись отношением к учителю, то с подросткового возраста все большее значение приобретает процесс осмысления жизни – зачем он учится, как это пригодится в жизни. Подростку свойственны сомнения, неуверенность в собственных силах. В этом возрасте формируются интересы и склонности, влечение к любимым и неприязнь к нелюбимым предметам, что таит в себе опасность конфликтов с учителями.Память подростка качественно меняется – логическое запоминание становится основным. Подросток стремится к совершенствованию приемов, методов запоминания, чтобы увеличить продуктивность памяти.

Внимание подростков характеризуется противоречивостью – формируется произвольное внимание, но из-за обилия впечатления, импульсивности, смены настроений подросток может отвлекаться от главного.Самые серьезные изменения происходят в сфере мышления, в основе которого лежит самостоятельное, активное и творческое мышление.

В эмоциональной сфере подростка рано начинает формироваться чувство взрослости. Интерес к своему внутреннему «Я», открытие себя, определение своих сил и способностей, формирование целей жизни, профессиональной направленности, сравнение себя с другими, самопознание действительности. Изменяются личные взаимоотношения подростка. Это период первой любви, период интереса к взрослой жизни отца и матери, мужчины и женщины. Если не осуществляется нормальное половое воспитание, если не решается проблема дружбы мальчика и девочки, неизбежны различного рода эксцессы. Возникновение романтических симпатий и увлечений в этом возрасте неизбежно. А эта область очень сложная, тонкая и требует особого внимания со стороны педагога. Всякая бестактность взрослых может привести к серьезным осложнениям.

В подростковом возрасте в силу сложности, противоречивости возрастных особенностей могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход психического развития и создают объективные предпосылки для появления трудновоспитуемости.

Выделим несколько особенностей личности трудновоспитуемого подростка.

Личность трудного подростка формируется в зависимости от типа нервной системы, от темперамента, всех биологических и психических компонентов. Индивидуальность трудновоспитуемых определяется и образом жизни, который у каждого из них необычайно разнообразен.

1. В характере трудновоспитуемого подростка нередко уживаются крайние противоположности – развитый ум и почти не развитые чувства (или наоборот), слабо развитое трудолюбие и чрезмерно развитые потребности, ограниченный кругозор и богатый отрицательный опыт в бытовой жизни и т.д. Это создает внутреннюю напряженность и противоречивость желаний, что выражается в противоречивых поступках.

2. Длительные конфликтные отношения с окружающими. Часто поведение подростка вызывает естественное негодование окружающих, и они реагируют критическими замечаниями или негативным отношениям к его действиям. Подросток это расценивает как враждебные действия, как покушение на его независимость, самостоятельность. Вначале конфликтные отношения обычно возникают помимо воли ребенка с каким-то близким человеком-они вызывают глубокие внутренние переживания и усиливают самоанализ. Затем конфликтная среда расширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с большинством взрослых и сверстников-тогда подросток привыкает к столкновениям и все чаще начинает винить в этом других.

3. Эгоистическая жизненная позиция – т.е. подросток все оценивает с точки зрения того, что ему выгодно, что он получит для себя. Погоня за удовольствиями, чаще всего нездоровыми становится основным стимулом поведения.

4. Крайняя неустойчивость их интересов и стремлений, перемена настроений и желаний.

5. Противодействие воспитательным воздействиям. Особенно часто трудные подростки отвергают требования нелюбимых педагогов, тех, которые случайно или намеренно обидели их, унизили их личное достоинство. Если подросток продуманно встал на путь противодействия воспитательным влияниям педагогов, то это свидетельствует не только о трудновоспитуемости подростка, но и о серьезных ошибках воспитания.

6. Беспринципность. Для таких подростков нет твердых норм морали. В результате рождается психический и нравственный комплекс, в котором нет ничего устойчивого. Ребенок учится лавировать в окружающем мире, подстраиваться, а сам живет так, как хочется.

Рассмотрим основные типы трудных подростков.

  1. Дети с нарушением в сфере общения.

Подростки, которые в силу исключительного положения в семье (единственный ребенок), в классном коллективе (нелюбимый) были лишены нормального общения. Для этих детей свойственно искаженное представление о жизни – пессимистическое,критиканское или чрезмерно романтическое. Среди таких подростков много беспринципных, не признающих правил поведения.

  1. Дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией.

Дети, которые перенесли тяжелые нервные потрясения. Характерны повышенная возбудимость, острая реакция или пассивность, равнодушие даже к волнующим событиям и явлениям, часто аффективное поведение.

  1. Дети с односторонним умственным развитием.

Подростки, умственное развитие которых было заторможено или чрезмерно форсировалось, способности которых игнорировались или переоценивались. Им характерно неумение правильно учиться, пользоваться своей памятью и способностями при изучении материала, неприязнь к учителям, преподающим нелюбимые предметы и т.д.

  1. Дети с неправильным развитием волевых качеств.

Свойственно-волевые усилия больше регулируются самовнушением, эмоциональными переживаниями, чем уровнем развития волевых качеств и целью деятельности; периоды интенсивного волевого усилия чередуются с моментами полного безволия; отрицание воли других людей, сопротивление ей почти во всех случаях или подчинение воле более сильных людей.

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.

Эгоцентрическая позиция человека с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой: ответственности за свое поведение.

Психолого-педагогические факторы - выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, - изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит обих учебной дезадаптации.

Психолого-экономические факторывключают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность. Но более подробно данный фактор был рассмотрен чуть выше.

Морально-этические факторыпроявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой - в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время. Как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!