Большакова Татьяна Олеговна
Проблемы реализации ФГОС начального общего образования в сельской малокомплектной школе
С 1 сентября 2011—2012 учебного года, как и все школы России, мы начали работу по новому образовательному стандарту, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.
Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Научить учиться — лозунг стандартов, функция школы — корректирующая, где учитель — направляющая сила для ребенка.
Перед образовательной системой встала новая непростая задача — формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника. Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников. Новый стандарт отличается реализацией системно-деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика — активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя и он указывает реальные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу начального обучения.
Особенность начальной школы как самоценного звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию.
ФГОС адресован всем учителям, независимо от места работы. Условия сельской школы влияют на способы реализации идей стандарта. Учить детей общению в сельской школе сложнее, для чего требуются специальные усилия и умения со стороны педагога.
Исходя из собственного опыта, мы выделили ряд наиболее острых проблем, с которыми столкнулись педагоги в нашей школе в процессе внедрения стандартов второго поколения.
Какие ж это проблемы?
1. Первая проблема: Ситуация неравенства стартовых условий для детей дошкольного возраста. На момент зачисления в начальное звено образовательного учреждения, не все дети посещали и посещют детский сад, поэтому зачастую развитие этих детей сильно отличается от тех детей, которые посещают детские дошкольные организации.
Закон «Об образовании» определил новый статус дошкольного образования, как обязательный уровень образования и как первую ступень общего образования.
2 Одной из проблем, связанной с изучением и введением нового стандарта, было освоение учителями новых образовательных технологий. Такие технологии заложены и хорошо разработаны в системе развивающего обучения. Основная масса учителей в нашей школе работала по традиционной УМК , поэтому нам этот переход сделать было очень сложно. Нужно было научиться учителям строить отношения между учителем и детьми, освоить новую систему требований к оценке результатов образовательной деятельности учащихся, строить партнёрские отношения между учителем и детьми.
Поэтому все учителя в нашей школы прошли курсы повышения квалификации, постоянно работают над повышением своего методического мастерства. Так же на заседаниях школьного Методического Объединения вот уже в течение нескольких лет, решаются вопросы по улучшению качества образования в нашей школе, здесь мы делимся опытом, совместно ищем пути решения возникающих трудностей.
3. Организация внеурочной деятельности. По федеральному стандарту на реализацию внеурочной деятельности еженедельно во всех школах выделено 10 часов на класс. Обучающиеся нашей школы лишены такой возможности, так как организация дополнительного образования требует наличия в штате узких специалистов, чего у нас нет. Но все таки мы вышли из положения и внеурочная деятельность у нас проводится благодаря педагогу дополнительного образования и работе самих педагогов ежедневно.
4. Следующая проблема – это конечно же проблема материально-технического оснащения в нашей школе. В классах у нас вместо современных компьютеров стоит один старенький, который никак не хочет работать. Не так давно появились 2 ноутбука ( 1 на 2, а то и 3 учителя), проектор и экран у нас тоже один на всю школу. Поэтому это и по сей день остается для нас большой проблемой, т.к. нет возможности на уроках показать полноценно какую либо презентацию, обучающийся фильм.
Комнаты отдыха, которые должны быть организованы в соответствии с требованиями ФГОС, тоже отсутствуют. Конечно же были и есть проблемы в недостатке дидактического и раздаточного материала, которую мы решаем всяческими доступными для нас путями.
5. Социальное положение семей школьников. Как и везде, у нас есть дети из неблагополучных семей, поэтому с данными учащимися приходилось и приходится работать учителю вдвойне, это не только работа непосредственно с самим учеником, но и работа с его семьей.
Немаловажным аспектом является организация взаимодействия детей и родителей. Тем более в концепции ФГОС особое внимание уделяется взаимодействию педагогов с семьей, родителями как важными союзниками и заказчиками на образовательные услуги. На сегодняшний день у нас стало значительно больше проблемных семей и проблем в семьях, тем не менее, многие родители детей учились в этой школе, все взрослые и дети знают друг друга, постоянно общаются, родители хорошо информированы о том, что происходит в школе. Участие родителей в решении проблем детей позволяет взрослым стать единомышленниками, союзниками, выработать единые подходы к обучению и воспитанию ребенка. Поэтому педагоги нашей школы стараются как можно больше вовлекать родителей в учебный процесс, что повышает эффективность обучения и воспитания детей.
И как бы нам ни было трудно, мы должны строго придерживаться условий новых образовательных стандартов во благо наших детей.
Но несмотря на все трудности, наш коллектив старается идти в «ногу» со временем. С января 2018 года, педагоги нашей школы начали вести работу на сайте Дневник. ру. Сначала это было знакомство с чем- то новым, привыкание. На общешкольном родительском собрании всем родителям раздали логины и пароли для входа на сайт, познакомили с особенностями работы сайта и его преимуществом. И с нового 2018-2019 учебного года, мы стали ежедневно вести работу на сайте. Заглянув на вкладку «Активность», можно проследить, что родители тоже активно посещают сайт, где без проблем могут узнать оценки ребенка, домашнее задание, прочитать объявления о проведении общешкольных и классных мероприятий и даже высказать свое мнение, что очень удобно.
Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются весьма скоротечно, да и сам человек меняется в духе требований современного мира. Все новое - требует нового подхода в работе самого учителя, больших временных затрат на начальном этапе.
У нас обучается 58 человек и уровень образования в школе не отличается от школ, имеющих статус полных. Дети, выпускники нашей школы, переходя в среднее звено ________, показывают достаточно высокий уровень развития, в основном все ребятишки хорошо учатся, принимают активное участие в жизни школы и зачастую составляют основное ядро в классе. От учителей Оёкской СОШ мы всегда слышим в свой адрес слова благодарности.
Сосновоборское поселение небольшое и поэтому школа, детский сад и Досуговый Центр можно рассматривать как единый центр культурной жизни села. Но все же роль школы одна из самых главных !Пока на селе есть школа, значит, есть жизнь!