Методические рекомендации педагогам
Проблемы репертуара ансамбля ложкарей.
Проблема репертуара – главная в работе с ансамблем ложкарей. В отличие хоровых и оркестровых коллективов, которые имеют готовый, написанный или обработанный композиторами музыкальный материал, составляющий основу репертуара этих коллективов, ансамбли ложкарей пока что довольствуются лишь собственными находками или же невольно копируют других, подобных себе ансамблей. Зачастую проблема репертуара ставит преподавателя в тупик, и перед ним невольно возникают вопросы: а что же играть дальше? Где брать новое?
Отсутствие специальной методической литературы вносит массу неясностей, как в работу, так и в оценку работы ансамбля ложкарей. По этой же причине нет единой терминологии, касающейся этого жанра, и руководители таких ансамблей, обсуждая технические элементы игры на ложках, по существу говорят на разных языках, называют один и тот же игровой приём совершенно по-разному и дают ему неточные определения, с точки зрения принципа звукоизвлечения. Поэтому разговор о технике игры на ложках становится более конкретным, когда приходится прибегать к игре на них, дабы уяснить сам предмет спора или обсуждения.
Что же играют ложкари сегодня? В репертуаре коллективов ложкарей встречаются пьесы разного рода: игровые – манерные, сюжетные и оркестровые. В игровых – «манерных» пьесах искусство игры на ложках демонстрируется в форме состязания (соперничества) между отдельными исполнителями, а также группами ложкарей. В таких пьесах ложкари как бы хотят подчеркнуть всю необычность своего искусства, отсюда и их внешняя напыщенность. В сюжетных пьесах весь музыкальный материал строится на основе небольшого сюжета или даже элементов, которые как бы вкрапливаются в общее полотно пьесы.
Оркестровые пьесы исполняются только сидя на стульчиках. Композиция пьесы строится на перекличке ложкарей и ансамбля русских народных инструментов, а также перекличке отдельных групп ложкарей. Обязательно отводится место исполнению всем составом.
Продолжая разговор о создании музыкальных пьес для ансамбля ложкарей, необходимо сказать о важной роли музыкального сопровождения, которое нельзя рассматривать только как дополнение к исполнению на ложках. Музыка аккомпанемента является той первоосновой, на которой строится весь игровой материал ложкарей. Здесь нужно говорить о единстве первого и второго. Когда слышимое и видимое сливаются воедино, можно говорить о гармоничном звучании пьесы.
Другим важным условием строения музыкального номера является его композиционное развитие, когда из одного логично вытекает другое. Если же всё исполнение представляет собой разрозненный набор ритмов, не связанных ни сюжетной линией, ни композиционным развитием, пьеса не воспринимается как цельное, законченное произведение. Здесь также важную роль играет музыкальное сопровождение, его образное соответствие и стройность музыкальной формы. Главной задачей пьесы должна быть её идейная направленность, сила её эмоционального и воспитательного воздействия.
Список литературы:
1. Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности. М.: Музыкальный руководитель, 2009
2. Фольклор с нами! Методическая разработка. Авторы Зайцева С.Л., Зайцев Г.Г. – Киров, 2010
3. Каминская Е.А. Игра на ложках: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Издательство «Лань Спб »,2017
4.Каминская Е.А Игра на ложках: Учебное пособие. – 7-е изд., стер.
издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2020
5.Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. - Санкт-Петербург, 2010
6.Каминская Е.А.Тютюнникова. «Бим! Бам! Бом!», – Санкт-Петербург, 2003
7.И.Каплунова — Ансамбль ложкарей- Спб.Изд.-во «Невская нота», 2015
8.Д.А.Рытов — У нашего двора нет веселья конца- Спб.Изд -во Музыкальная палитра, 2006г.
9.Д. А. Рытов — Русская ложка — Умп — Спб. Композитор, 2011г.
10.Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения К. Орфа .М., 2000.