СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели во время работы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт показывает, что даже наилучшим образом подготовленный урок может потерпеть фиаско. Почему?

Просмотр содержимого документа
«Проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели во время работы»

Проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели во время работы.


Опыт показывает, что даже наилучшим образом подготовленный урок может потерпеть фиаско. Почему? Потому, что в классе могут присутствовать несколько проблемных слушателей, с которыми преподаватель не способен справиться.

Я представлю характеристики нескольких типов проблемных слушателей и методы руководства каждым из них.

1.Пассивный слушатель. Выбирает место позади класса. Если его спрашивают что-либо, он краснеет, заикается, сбивается на невнятное бормотание. Если ему не помочь учиться выражать собственные мысли и принимать участие в работе группы, мы не сможем дать ему всего того, что необходимо - до тех пор, пока он будет оставаться застенчивым, пассивным и некоммуникабельным, многие возможности самосовершенствования будут для него потеряны.

Для стимулирования его активности следует начать с постановки перед ним лишь отдельных вопросов и довольствоваться его краткими ответами. Обнаружить области, к которым он проявляет особый интерес или в которых он хорошо ориентируется - это может придать ему чувство уверенности в себе. Весь этот процесс требует особой тщательности. Он не должен быть очевидным, в противном случае он ещё сильнее может замкнуться в себе.

2. Говорун. Он многословен и занудлив. Он всегда готов высказывать своё мнение и
если его не контролировать, воспользуется любой возможностью для произнесения речи.

Этот тип сравнительно безвреден, хотя он отнимает значительную часть классного времени и вырабатывает у себя привычку, которая может оказать ему плохую услугу позже. Направляйте его посредством постановки вопросов, которые требуют только чётких и однозначных ответов. Побуждайте его выражаться конкретно.

3. Придира. Придира всегда против. Он профессиональный спорщик, который
выискивает ошибки в том, что он должен выучить, в методике преподавания, во всём, что
его окружает, он является настоящим испытанием терпения и изобретательности
преподавателя.

Для руководства им предложены три основных средства:

  1. сгладить его раздражение или польстить ему, если возможно

  2. согласиться с причиной его недовольства - это, как правило, выбивает почву из-под ног.

  3. никогда не вступать в острую личную дискуссию с ним - это может привести лишь к соревнованию, в ходе которого будет бесполезно затрачено классное время, а преподаватель может оказаться побеждённым.


4. Всезнайка. Всезнайка очень близок к придире и говоруну и одинаково неприятен
товарищам по классу и преподавателю. Он считает себя авторитетом по любому
затрагиваемому вопросу и развязно и навязчиво выражает свою точку зрения по нему.


Как можно быстрее определите, действительно ли этот курсант достаточно подготовлен или же только претендует на это. В последнем случае он может быть выбит из колеи под давлением направленных вопросов или другой проверки. Если он гений, то нужно мириться с ним до выпуска. Полезно, однако, советоваться с таким слушателем, особенно если он молод. Так как и у пассивного слушателя, у него развиваются привычка и отношение, которые могут стать барьером на пути его развития в будущем.

5.Подлиза. Это общеизвестный тип. В классе он с готовностью кивает, чтобы мы ни сказали. Вне класса он всегда готов оказать услугу.

Обычно такой курсант старается заискивать перед вами. Поэтому следует однозначно дать ему понять, что в расчёт будут приниматься только результаты усвоения им учебного курса. Он , конечно, может быть дружески расположенным, ласковым по натуре, а его поведение - результатом широкой и великодушной натуры. Если так, то полезно дать ему понять, что чрезмерная отзывчивость может быть не так истолкована.

6. Любитель уводить в сторону. Этот тип может пользоваться этим искусством с высокой степенью профессиональности. Он может увести в сторону далеко от основного предмета урока целый класс и даже преподавателя. Проведённое таким образом время может быть весёлым или даже в некоторой степени полезным, но мало эффективным с точки зрения достижения целей урока. Некоторые любители уводить в сторону не выполняют домашних заданий и пытаются таким образом избежать наказания. Другие, напротив относятся к этому как к игре и придаются ей с большим энтузиазмом.

В такой ситуации следует сохранять постоянную бдительность. Быть предельно внимательным к его вопросам. Хотя внешне они относятся к теме урока, однако ответы на них уводят преподавателя и класс очень далеко в сторону от его целей. Любитель дискутировать учитывает естественное стремление преподавателя воздействовать на слушателя демонстрацией своих знаний и опыта. С таким искушением очень легко справиться - никогда не позволяйте застать себя врасплох


РЕЗЮМЕ. Помните о классификации слушателей по типам. Зачастую непроблемный слушатель может представлять смешанный тип. Пассивный вовсе необязательно застенчивый, он может быть всезнайкой, который не считает нужным вступать в дискуссию с «деревенщиной», включая преподавателя, которая его окружает. Относитесь к каждому слушателю как к индивидууму со своими собственными проблемами. Преподаватель существенно улучшит свою способность руководить слушателями, следовательно устранит большинство потенциальных и существующих проблем, если он сможет:

  1. как можно быстрее разобраться в индивидуальных особенностях своих слушателей -их подготовке, интересах, чертах характера.

  2. показать курсанту, сталкивающемуся с проблемами, пути их решения - не искать виновного, если практические рекомендации окажутся неприемлемыми.

3. регулярно информировать слушателей, особенно проблемных, об их успехах.

4. быть сдержанным - это не означает, что нужно терпеть выпады личного характера
или проявления агрессивности, но преподаватель не должен демонстрировать
раздражение или другие эмоции.