Проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья.
Сурикова Лилиана Юрьевна,([email protected]),
социальный педагог
ФКПОУ "НТТИ" Минтруда России, г. Новочеркасск
Аннотация
В данной статье рассматриваются проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт воспитательной работы Новочеркасского технологического техникума-интерната с данной категорией лиц, с целью формирования общих компетенций, необходимых для их успешной социализации.
На сегодняшний день общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет около 700 тыс. чел., 50% из которых имеют различные хронические заболевания, врожденные патологии, отставание в развитии, т. е. являются людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Законодательная база государства четко регулирует вопросы социальной защиты данной категории населения, обеспечивая равные с другими детьми права на развитие и надлежащие условия жизни. Но на деле возникает множество барьеров и в первую очередь социальных, не позволяющих им активно включиться в жизнь общества. Социальная политика государства в большей степени ориентирована на поддержание физической жизни таких детей. Поэтому необходимо изменение подходов в образовательной, воспитательной работе, подготовке сирот-инвалидов к самостоятельной и семейной жизни, созданию условий проживания. Главной особенностью социально-педагогической деятельности в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является ее реабилитационный характер. В связи с этим должна быть организована специальная деятельность, направленная на совершенствование ресурсов их саморазвития, а также на развитие определенных способностей, которые могли бы компенсировать имеющиеся у них недостатки, вызванные потерей семьи, и способствовать преодолению трудностей адаптации в обществе.
Правильно организованная работа социального педагога предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, оказание детям комплексной социальной помощи в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни. Социальная работа всегда должна быть направлена на конкретного ребенка, на решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, на формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения. Особенности социально-педагогической деятельности также определяются типом учреждения, возрастной категорией детей, их медицинскими, социальными и психологическими проблемами.
Изучение проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в их социальном и психолого-педагогическом аспектах указывает на то, что современные требования обусловливают необходимость усиления именно социально-педагогической составляющей в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
От того, каким было детство, где оно проходило, зависит дальнейшая судьба человека, его характер и тип личности. Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание собственной семьи становится едва ли не самой заветной мечтой, однако детдомовцы чаще, чем их сверстники, воспитывающиеся в семье, терпят неудачи на этом поприще. Дети-сироты, лишенные самого главного в жизни – любви и заботы родителей, не знакомы с понятиями «дом», «семья», «мама», «папа», что создает большие трудности в организации их воспитания в условиях учреждений среднего профессионального образования.
Опыт показывает, что выпускник сиротского учреждения выходит во взрослую жизнь совершенно неподготовленным, и, прежде всего, он не социализирован. Даже если у него были хорошие образовательные результаты (знания, умения, навыки учебной деятельности) во время школьного периода, это совершенно не означает, что он обладает необходимыми социальными, коммуникативными компетенциями, достаточно социально и профессионально адаптирован. Поступая в учреждения профессионального образования, такие подростки испытывают большие сложности в установлении межличностных и социальных контактов. Тем более, к этому времени они уже начинают жить в новом «взрослом мире», за стенами сиротского учреждения. У них нет ни жизненного опыта, ни психологической, ни финансовой поддержки. Чаще всего подростки переживают депрессивное состояние, они не уверены в себе, с одной стороны, не доверяют чужим, с другой – подвержены влиянию посторонних, лишь бы - не быть аутсайдером. Большинство выпускников учреждений для детей-сирот обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:
отсутствие опыта социальных контактов с людьми, в работе, в сфере обслуживания, здравоохранения и т.п.;
отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тесных эмоциональных отношений;
недостаточное развитие индивидуальности, что характеризуется низким уровнем сознания, сниженной собственной активностью;
трудности общения – там, где требуется строить отношения;
несформированность потребности и способности трудиться;
иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных, частных масштабах;
отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды, из которой большинство из них происходит. Специфическая групповая субкультура низкого уровня;
плохое состояние здоровья.
В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднен. Существенным образом он зависит от тех норм, принятых в социальном окружении ребенка, которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Важной стороной, обеспечивающей адаптацию ребенка в коллективе, является общение. У воспитанника детского дома круг общения и его содержание беднее, чем у воспитанников обычной семьи. Самым сложным для ребенка, оставшегося без семьи, является оценка самого себя. Отсутствие семьи приводит к искаженному представлению ребенка о себе. Дети-сироты завышают или занижают свои возможности в решении социальных проблем. Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к ценностям материального и духовного порядка. Исследования психологов свидетельствуют о том, что главной ценностью они считают силу, которая способна его защитить. Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть различными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами требований, которые предъявляет окружающий социум.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, приходится самостоятельно решать свои проблемы, отстаивать права, выходить из сложных жизненных ситуаций. Этому можно научиться, лишь повышая правовую грамотность, пользуясь социальной, психологической и дружеской поддержкой людей, которые могут оказать им компетентную помощь, в частности – социального педагога. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личностное и профессиональное самоопределение, систематизация всей работы по социальной поддержке сирот, является главной целью работы социального педагога в условиях учреждений СПО.
Важной составляющей единого образовательного пространства в Новочеркасском технологическом техникуме-интернате является воспитательная работа, в задачи которой входит развитие творческой и познавательной активности, создание условий для реализации личностных качеств и интересов, демонстрации способностей, получения возможности для формирования опыта общественных отношений, навыков, привычек, отработки социально- нормативного поведения. Участие во внеурочных мероприятиях позволяет студентам, испытывающим трудности в обучении, оказаться в ситуации успеха.
Для успешного обучения и социализации детей-сирот, с ограниченными возможностями здоровья воспитательная работа в Техникуме - интернате, основана на следующих принципах:
Для каждого студента создана ситуация успеха;
Каждый студент индивидуален и неповторим;
Каждому студенту оказывается помощь в проектировании личностного и творческого роста;
Интересы группы и личности не должны противоречить друг другу.
В Техникуме-интернате осуществляется психологическое и социально-педагогическое сопровождение студентов. Условия пребывания приближены к домашним, что в целом положительно влияет на развитие их личности. В основном студенты проживают в отдельных комнатах, рассчитанных на 2-3 человека, и имеют всё необходимое для учёбы, отдыха, удовлетворения бытовых проблем. При необходимости в специально оборудованных бытовых комнатах они могут приготовить себе пищу, постирать, высушить и погладить свои вещи, почистить и высушить обувь.
Кроме традиционных форм воспитательной работы (беседы, тематические педагогические часы, экскурсии, конкурсы) используются формы, способствующие повышению активности самих учащихся, максимальному их вовлечению в деятельность в роли активных участников и посильных организаторов (студенческий Парламент, социальные проекты под руководством социальных педагогов, социальные акции, флешмобы и т.д.). В качестве мотивации активно использовать систему поощрений: подарки, дипломы, грамоты, объявление благодарности.
Социальный педагог старается оказать различные виды помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей:
– социально-правовую;
– социально-психологическую;
– социально-информационную;
– духовно-просветительскую.
Одно из главных направлений деятельности социального педагога – работа с человеком, в основе которой лежит коммуникативное взаимодействие, прежде всего, в его индивидуально-личностном выражении. В течение всего периода обучения главным считается принцип успешности каждого студента. Этому способствует реализация составленных педагогом совместно с узкими специалистами индивидуальных образовательных программ. Всем известно, переживание успеха является значимым стимулом для развития. Он, может быть, достигнут в разных видах деятельности, где студент получает признание, необходимое для его личностного роста.
Основной целью воспитательной работы с детьми-сиротами, с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для их самовыражения, саморазвития, самоопределения, что способствует дальнейшей социализации.
Список литературы:
1.Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: АСАDЕМА, 2002. 160 с
2.Макаренко С. Скрытое социальное сиротство. Воспитание школьников, №7, 2006, – 82 с.
3.Москвина В. Социализация детей-сирот. Воспитание школьников, №1, 2006, – 82 с.
4.Семья Г.В., Зайцева Н.Г., Худенко Е.Д., Романовская К.В. Технологии постинтернатной адаптации подростков. М., 2009. 196 с.
5.Смолонская А.Н. Проблемы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья // Социальная адаптация детей и молодежи с ограниченными возможностями: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 19-20 марта 2009 г.). Белгород: Изд-во ООО «ГиК», 2009. С.112-117.