СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы социальной поддержки граждан, освободившихся из мест лишения свободы

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специально для участия в НПК "Открытый мир" студентом 3 курса, группы ЮСО-20 Лучшевой Д.А. под руководством Трегубовой В.В. были написаны тезисы: "Проблемы социальной поддержки граждан, освободившихся из мест лишения свободы". В статье Лучшева Д.А. описала существующую проблемы социальной адаптации и поддержки отдельной категории граждан, а также предложила пути их решения. Результаты НПК будут опубликованы 16.12.2022.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы социальной поддержки граждан, освободившихся из мест лишения свободы»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ


Лучшева Д.А.

Трегубова В.В., преподаватель

ГПОУ «Киселевский горный техникум»,

г. Киселевск


После того, как осужденный отбыл наказание в исправительном учреждении, он попадает в довольно тяжелое положение, потому что в период лишения свободы он ежедневно подчинялся строгим правилам тюремного распорядка, вследствие чего утратил способность к самостоятельности, отвык от принципов общества и полагается во всем на «предусмотрительность администрации».

Пребывая в местах лишения свободы, люди практически не взаимодействует с внешним миром, вследствие чего, в большинстве случаев, после освобождения становятся совершенно не готовы к возвращению в общество. Их старые социальные связи утеряны, и восстановить их становится не так просто, нередко ухудшается их состояние здоровья и профессиональные навыки. После долгого пребывания в местах лишения свободы, человеку тяжело приспособиться к изменениям, которые произошли в обществе, за время, когда он отбывал наказание.

Целью исследования является изучение государственной социальной поддержки в отношении бывших заключенных.

Исходя из вышепоставленной цели, вытекают следующие задачи:

  1. Изучить понятия и общую характеристику социальной поддержки бывших осужденных.

  2. Систематизировать статистические данные.

  3. Выявить основные проблемы в оказании социальной поддержки бывшим заключенным и предложить варианты решения настоящих проблем.

Для исследования принимаемых государством мер в отношении освободившихся правонарушителей использовались следующие методы: изучение и анализ статистических данных.

Результаты настоящей работы послужат стимулом к новым практическим исследованиям для внедрения новых практических инноваций и повышения эффективности работы с освободившимися осужденными.

Говоря о социальной поддержке бывших осужденных в общем, включая как материальные и нематериальные меры помощи, необходимо обратиться к статье 25 Федерального закона от 26.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Настоящая статья определяет, что комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иными мерами уголовно-правового характера называется ресоциализация [4].

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, «восстановление адаптационных способностей».

Существует два вида адаптации лиц, представленных на рисунке 1.1.


Рисунок 1.1 – Виды адаптации бывших осужденных


Социальная адаптация означает установление социально полезных отношений, социальную реабилитацию гражданина. В свою очередь психологическая адаптация - это усвоение индивидом стандартов поведения и ценностных ориентаций.

К сожалению, в настоящее время деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений является недостаточно эффективной. Так, за последние 4 года количество ранее судимых лиц, совершивших преступление повторно, вырос до 29,9% [3].

По данным Федеральной службы исполнения наказания России, по состоянию на март 2022 г. в исправительных колониях для взрослых за 2021 г. находилось 352 573 заключенных, из них [4]:

  • впервые осуждены к лишению свободы - 137430 чел.;

  • осуждены к лишению свободы во второй раз - 74467 чел.;

  • осуждены к лишению свободы в третий и более раз - 140676 чел.

В воспитательных колониях для несовершеннолетних находилось 842 заключенных, из них:

  • отбывают наказание впервые - 821 чел.

  • ранее отбывали наказание - 21 чел.

Статистические данные, показывают, что большая часть заключенных, находящихся в местах лишения свободы, находится там не в первый, и, вероятно, не в последний раз. Рассматривая статистику в отношении несовершеннолетних преступников, мы видим другие данные, свидетельствующие о том, что за последний год, повторно в воспитательные колонии попали меньше 3% осужденных. Но, не исключено предположение, что часть несовершеннолетних, впервые побывавших в местах лишения свободы, через несколько лет отправятся в исправительные колонии для взрослых.

В настоящее время нерешенными остаются проблемы ресоциализации и социальной адаптации осужденных к лишению свободы, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Не были реализованы на практике многие прогрессивные идеи Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [9].

В самой уголовно-исполнительной системе не предусмотрен вид исправительного учреждения, задачей которого являлась бы социальная адаптация осужденных (по аналогии с европейскими открытыми тюрьмами). Помимо этого острым становится вопрос о необходимости создания социальной службы и введения в штат исправительных учреждений специалистов по социальной работе.

Правительство не рассматривает оказание помощи заключенным после их освобождения в качестве первоочередной задачи. Граждане, которые отбывали наказание в местах лишения свободы, по причине наличия судимости сталкиваются с новыми ограничениями в сферах трудоустройства и образования, что в значительной мере препятствует процессу их реинтеграции в общество и как показывает статистика, способствует совершению новых преступлений. Плохая координация между проводимой в тюрьмах подготовкой заключенных к освобождению и предоставляемыми при выходе из исправительного учреждения реалиями. Ко всему прочему, усугубляет ситуацию отсутствие общей стратегии реинтеграции, принятая с помощью межведомственного взаимодействия соответствующих министерств, таких как Министерство юстиции, Министерство труда и социальной защиты, Министерство здравоохранения и т.д.).

Особое внимание следует уделить проблеме информированности осужденных об их правах и учреждениях, которые могут предоставить им помощь. Граждане, оставшиеся после освобождения из мест лишения свободы без поддержки родственников и близких людей, пытаются справиться в одиночку с представшими перед ними проблемами. Для решения проблемы информированности заключенных возможна разработка Памяток для осужденных, с указанием адресов учреждений, в которые они должны обратиться для решения своих трудовых и бытовых проблем.


Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 №182 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976/ (дата обращения: 18.11.2022)

  2. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552/ (дата обращения: 13.11.2022).

  3. Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний [Электронный ресурс]. - URL: https://fsin.gov.ru/ (дата обращения: 12.11.2022).