ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Лучшева Д.А.
Трегубова В.В., преподаватель
ГПОУ «Киселевский горный техникум»,
г. Киселевск
После того, как осужденный отбыл наказание в исправительном учреждении, он попадает в довольно тяжелое положение, потому что в период лишения свободы он ежедневно подчинялся строгим правилам тюремного распорядка, вследствие чего утратил способность к самостоятельности, отвык от принципов общества и полагается во всем на «предусмотрительность администрации».
Пребывая в местах лишения свободы, люди практически не взаимодействует с внешним миром, вследствие чего, в большинстве случаев, после освобождения становятся совершенно не готовы к возвращению в общество. Их старые социальные связи утеряны, и восстановить их становится не так просто, нередко ухудшается их состояние здоровья и профессиональные навыки. После долгого пребывания в местах лишения свободы, человеку тяжело приспособиться к изменениям, которые произошли в обществе, за время, когда он отбывал наказание.
Целью исследования является изучение государственной социальной поддержки в отношении бывших заключенных.
Исходя из вышепоставленной цели, вытекают следующие задачи:
Изучить понятия и общую характеристику социальной поддержки бывших осужденных.
Систематизировать статистические данные.
Выявить основные проблемы в оказании социальной поддержки бывшим заключенным и предложить варианты решения настоящих проблем.
Для исследования принимаемых государством мер в отношении освободившихся правонарушителей использовались следующие методы: изучение и анализ статистических данных.
Результаты настоящей работы послужат стимулом к новым практическим исследованиям для внедрения новых практических инноваций и повышения эффективности работы с освободившимися осужденными.
Говоря о социальной поддержке бывших осужденных в общем, включая как материальные и нематериальные меры помощи, необходимо обратиться к статье 25 Федерального закона от 26.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Настоящая статья определяет, что комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иными мерами уголовно-правового характера называется ресоциализация [4].
Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, «восстановление адаптационных способностей».
Существует два вида адаптации лиц, представленных на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Виды адаптации бывших осужденных
Социальная адаптация означает установление социально полезных отношений, социальную реабилитацию гражданина. В свою очередь психологическая адаптация - это усвоение индивидом стандартов поведения и ценностных ориентаций.
К сожалению, в настоящее время деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений является недостаточно эффективной. Так, за последние 4 года количество ранее судимых лиц, совершивших преступление повторно, вырос до 29,9% [3].
По данным Федеральной службы исполнения наказания России, по состоянию на март 2022 г. в исправительных колониях для взрослых за 2021 г. находилось 352 573 заключенных, из них [4]:
впервые осуждены к лишению свободы - 137430 чел.;
осуждены к лишению свободы во второй раз - 74467 чел.;
осуждены к лишению свободы в третий и более раз - 140676 чел.
В воспитательных колониях для несовершеннолетних находилось 842 заключенных, из них:
отбывают наказание впервые - 821 чел.
ранее отбывали наказание - 21 чел.
Статистические данные, показывают, что большая часть заключенных, находящихся в местах лишения свободы, находится там не в первый, и, вероятно, не в последний раз. Рассматривая статистику в отношении несовершеннолетних преступников, мы видим другие данные, свидетельствующие о том, что за последний год, повторно в воспитательные колонии попали меньше 3% осужденных. Но, не исключено предположение, что часть несовершеннолетних, впервые побывавших в местах лишения свободы, через несколько лет отправятся в исправительные колонии для взрослых.
В настоящее время нерешенными остаются проблемы ресоциализации и социальной адаптации осужденных к лишению свободы, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Не были реализованы на практике многие прогрессивные идеи Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [9].
В самой уголовно-исполнительной системе не предусмотрен вид исправительного учреждения, задачей которого являлась бы социальная адаптация осужденных (по аналогии с европейскими открытыми тюрьмами). Помимо этого острым становится вопрос о необходимости создания социальной службы и введения в штат исправительных учреждений специалистов по социальной работе.
Правительство не рассматривает оказание помощи заключенным после их освобождения в качестве первоочередной задачи. Граждане, которые отбывали наказание в местах лишения свободы, по причине наличия судимости сталкиваются с новыми ограничениями в сферах трудоустройства и образования, что в значительной мере препятствует процессу их реинтеграции в общество и как показывает статистика, способствует совершению новых преступлений. Плохая координация между проводимой в тюрьмах подготовкой заключенных к освобождению и предоставляемыми при выходе из исправительного учреждения реалиями. Ко всему прочему, усугубляет ситуацию отсутствие общей стратегии реинтеграции, принятая с помощью межведомственного взаимодействия соответствующих министерств, таких как Министерство юстиции, Министерство труда и социальной защиты, Министерство здравоохранения и т.д.).
Особое внимание следует уделить проблеме информированности осужденных об их правах и учреждениях, которые могут предоставить им помощь. Граждане, оставшиеся после освобождения из мест лишения свободы без поддержки родственников и близких людей, пытаются справиться в одиночку с представшими перед ними проблемами. Для решения проблемы информированности заключенных возможна разработка Памяток для осужденных, с указанием адресов учреждений, в которые они должны обратиться для решения своих трудовых и бытовых проблем.
Список литературы
Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 №182 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976/ (дата обращения: 18.11.2022)
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552/ (дата обращения: 13.11.2022).
Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний [Электронный ресурс]. - URL: https://fsin.gov.ru/ (дата обращения: 12.11.2022).