Проблемы школьного образования
Спиридонова Ирина Юрьевна
Проблемы современного
образования в целом
Проблемы социального характера
Несоответствие школьного обучения запросам
современного общества
Школьные знания не находят применения в жизни
Кризис традиционной системы образования
Снижение ценности знаний
Современные ИКТ обесценивают попытки
нагружать память – всю необходимую информацию
можно найти в сети Интернет
Проблема устаревших знаний
Проблемы учителей
Со стороны
Со стороны
Со стороны
родителей
учеников
государства
Низкий престиж профессии
учителя в обществе
Пассивные,
Отстранение
незаинтересованные
родителей от
в усвоении знаний
воспитания детей
ученики
Низкая оплата труда
Критика и обвинение
в неуспеваемости и
незаинтересованности
в учебе детей
Отсутствие уважения
Слабая социальная
к учителям
защищенность педагогов
Возрастание нагрузки:
избыточная отчетность,
внедрение новых
методик и программ
Отсутствие доверия
к учителю, как
к источнику знаний
Обвинения в
постоянной денежной
«благотворительности»
для школы: ремонт,
покупка учебников
и т.д.
«Кадровый голод»
Самоустранение
учеников от
умственных и
трудовых нагрузок
Несовершенство системы
подготовки и переподготовки
пед. кадров
Проблемы учеников
Несоответствие
школьных предметов
интересам обучающихся
Возрастание учебной
нагрузки, образовательные
эксперименты
Проблемы со здоровьем
Самоустранение от
умственных и трудовых
нагрузок (гиподинамия,
ожирение, нарушение
осанки)
Введение ЕГЭ
Скучные уроки
Увеличение количества
проверочных работ (контрольные,
тесты, экзамены, ВПР),
олимпиады, семинары и т.д.
Изменение системы
ценностей – повысить
статус и добиться
успеха, а не знания
Нарушение зрения
Школьные программы
не соответствуют требованиям
ЕГЭ (натаскивание)
Негативное влияние
информационной среды
на мышление и психику
Школьные знания
не находят применения
в жизни
Школьные программы
предполагают выполнение д/з с
родителями (несамостоятельность)
Гипер-
активность
Чтение не
актуально
Слабые
вычислительные
навыки
Отсутствие
логики
Чтобы понять человека…
Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место.
Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как
правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница
снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему
плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом, ученик знает, что ничего
хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой
класс.
Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не
выдерживает и меняет место работы.
Почему ребенок не хочет учиться?
Основными признаками неуспешности учащихся можно считать :
- пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;
- пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;
- недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;
- ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий.
Причины отставания в учебе
- слабое состояние здоровья
- несформированность приемов учебной деятельности. Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учебе;
- недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления.
- недостаточное развитие мотивационной сферы.
Задача учителя
Задача учителя – создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); размыть “позицию неуспевающего”; повысить самооценку.
Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.
Причина спада школьной мотивации
1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
2. Отношение ученика к учителю.
3. Отношение учителя к ученику.
4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
5. Личная значимость предмета.
6. Умственное развитие ученика.
7. Продуктивность учебной деятельности.
8. Непонимание цели учения.
9. Страх перед школой.
Обстоятельства, объясняющие снижение интереса к учению у учащихся средней школы.
1) Подросток тяготеет к активной деятельности, делающей его в своих глазах взрослым, сопровождающейся положительными эмоциями самоуважения, которые столь необходимы для формирующейся личности.
Но такие виды деятельности бывают мало представлены в школе, способам их выполнения не всегда учат. Возможность утверждать себя подросток ищет – и находит - во внешних видах деятельности, которые становятся более привлекательными для него, чем школьные занятия.
2) Отношение подростка к учению, никогда не выступает в «чистом виде», оно всегда преломляется через его сложные отношения с взрослыми и сверстниками.
4) Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке, им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать с доски. Они стремятся иметь свою точку зрения и высказывать её на уроке, любят, когда учитель апеллирует к их интеллектуальным возможностям, их привлекает более сложный учебный материал.
5) У подростков вызывает неудовлетворенность то обстоятельство, что в школе он не пополняет опыт самостоятельной познавательной деятельности, что его не всегда учат тем приёмам, с необходимостью которых он чаще всего сталкивается на практике.
6) И ещё одна из причин снижения интереса к школе - подросток не всегда получает здесь возможность самоутверждения.
Развлечения, доступные многим детям практически в любое время суток — социальные сети, сериалы и видеоигры, — приносят мгновенное удовольствие, стимулируя выработку дофамина — гормона, который отвечает за мотивацию. Человек склонен с большей охотой заниматься теми делами, которые ассоциируются у него с приятными эмоциями. Так наш мозг привыкает к положительным эмоциям от какого-то действия и мотивирует нас делать его чаще. При этом получить дофамин, посмотрев видео на « YouTube» проще и быстрее, чем прочитать книгу, которая тоже приносит удовольствие.
Дети в современном мире, как и взрослые, всё чаще отдают предпочтение именно таким нетрудозатратным делам. В итоге у них снижается внутренняя мотивация к выполнению сложных действий вроде чтения и изучения академических дисциплин, занятий спортом и освоения новых навыков. Ребёнку становится объективно сложно заставить себя сесть за уроки или убраться в комнате, а с годами привычка листать ленту соцсетей всё больше демотивирует нас заниматься чем-либо созидательным, даже если хочется.
Казнить нельзя помиловать!
Павел Астахов считает, что запятую надо ставить сразу после первого слова. Он предлагает запретить использование личных гаджетов с возможностью выхода в интернет в школах. Это, считает он, защитит детей от опасной информации
Он отметил, что на телефонах и компьютерах часто отсутствуют специальные фильтры, защищающие от ненужной информации. По данным Фонда развития Интернета, каждый десятый школьник в России подвергается травле в Сети. Серьезную опасность представляет распространяемая в ней информация, провоцирующая детей на употребление алкоголя, табака и даже наркотиков и психотропных веществ.
«Важно понимать, что гаджеты несут и позитивную, и негативную окраску»
Вред гаджетов для здоровья
1. Нагрузка на зрение.
2. Пониженный тонус мышц.
3. Ущерб для эмоционального р азвития .
Польза гаджетов
Гаджеты можно рассматривать не как средство развлечения, а как реальную помощь. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков.
Другая особенность мышления современных детей — воспринимать информацию фрагментарно. Современная культура предлагает нам бесконечное многообразие контента, который можно потреблять постоянно и быстро переключаться с одной темы на другую. Тогда развивается такая черта, как клиповое мышление.
Современные дети быстро учатся многозадачности и легче воспринимают большие потоки информации. Но у этого явления есть и свои серьёзные минусы: клиповое мышление приводит к проблемам с концентрацией внимания. У ребёнка страдают такие важные для освоения учебного материала навыки, как чтение или анализ текста. Любая деятельность, которая требует относительно длительной работы и сосредоточенности (даже прослушивание лекции), вызывает затруднения у детей, которые привыкли к кратким сообщениям и быстро сменяющемуся медиаконтенту.
Пути решения
- необходима мобилизация ученых и педагогов, способных интегрировать ребенка в современный высокотехнологичный мир знаний и информации с учетом комплексного подхода «наука-технология-инновация»
- Реализация культурологического подхода в модернизации образования
Пути решения
- Пересмотр принципов коммерциализации образования, с целью обеспечения доступности знаний для каждого ребенка, вне зависимости от статуса семьи.
- Переход от системы стандартизированного и унифицированного образования к индивидуальным образовательным траекториям. Современная система образования должна превратиться из системы учреждений, которые транслируют знания, в особое пространство для обмена знанием участников образовательного процесса.
- Переход от «завершенного образования» к «непрерывному образованию».
Пути решения
- Расширение компетенций преподавательского состава.
Учитель – это не только носитель и ретранслятор знания, а партнер по учебной коммуникации. Необходимо отойти от концепции «отложенной жизни», вовлекать ребенка в полноценную деятельность «здесь и сейчас».
Пути решения
- Введение комплекса мер по выявлению и продвижению одаренных детей во всех регионах через олимпиады и конкурсы различных уровней, обеспечение для них возможности получения высококачественного образования.
- Реализация программ по обмену опытом с целью повышения квалификации учителей, создания единой региональной информационной сети для педагогов, государственная поддержка инновационных пилотных проектов в образовании, а также педагогов-новаторов, системы грантов. Развитие сети курсов повышения квалификации, ознакомление с новейшими мировыми разработками в сфере педагогики, науки, технологий