СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы современного образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

С какими проблемами сталкиваюся учителя и ученики в слвременном мире.Особенности мышления современных детей. Поиск пути решения проблем современного образования.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы современного образования»

Проблемы школьного образования Спиридонова Ирина Юрьевна

Проблемы школьного образования

Спиридонова Ирина Юрьевна

Проблемы современного образования в целом Проблемы социального характера Несоответствие школьного обучения запросам  современного общества Школьные знания не находят применения в жизни Кризис традиционной системы образования Снижение ценности знаний Современные ИКТ обесценивают попытки нагружать память – всю необходимую информацию можно найти в сети Интернет Проблема устаревших знаний

Проблемы современного

образования в целом

Проблемы социального характера

Несоответствие школьного обучения запросам

современного общества

Школьные знания не находят применения в жизни

Кризис традиционной системы образования

Снижение ценности знаний

Современные ИКТ обесценивают попытки

нагружать память – всю необходимую информацию

можно найти в сети Интернет

Проблема устаревших знаний

Проблемы учителей Со стороны Со стороны Со стороны родителей учеников государства Низкий престиж профессии  учителя в обществе Пассивные, Отстранение незаинтересованные родителей от  в усвоении знаний воспитания детей  ученики Низкая оплата труда Критика и обвинение  в неуспеваемости и незаинтересованности  в учебе детей Отсутствие уважения Слабая социальная  к учителям  защищенность педагогов Возрастание нагрузки:  избыточная отчетность,  внедрение новых  методик и программ Отсутствие доверия  к учителю, как к источнику знаний Обвинения в постоянной денежной  «благотворительности»  для школы: ремонт, покупка учебников и т.д. «Кадровый голод» Самоустранение учеников от  умственных и трудовых нагрузок Несовершенство системы  подготовки и переподготовки  пед. кадров

Проблемы учителей

Со стороны

Со стороны

Со стороны

родителей

учеников

государства

Низкий престиж профессии

учителя в обществе

Пассивные,

Отстранение

незаинтересованные

родителей от

в усвоении знаний

воспитания детей

ученики

Низкая оплата труда

Критика и обвинение

в неуспеваемости и

незаинтересованности

в учебе детей

Отсутствие уважения

Слабая социальная

к учителям

защищенность педагогов

Возрастание нагрузки:

избыточная отчетность,

внедрение новых

методик и программ

Отсутствие доверия

к учителю, как

к источнику знаний

Обвинения в

постоянной денежной

«благотворительности»

для школы: ремонт,

покупка учебников

и т.д.

«Кадровый голод»

Самоустранение

учеников от

умственных и

трудовых нагрузок

Несовершенство системы

подготовки и переподготовки

пед. кадров

Проблемы учеников Несоответствие  школьных предметов  интересам обучающихся Возрастание учебной нагрузки, образовательные  эксперименты Проблемы со здоровьем Самоустранение от  умственных и трудовых  нагрузок (гиподинамия, ожирение, нарушение осанки) Введение ЕГЭ Скучные уроки Увеличение количества  проверочных работ (контрольные,  тесты, экзамены, ВПР), олимпиады, семинары и т.д. Изменение системы ценностей – повысить  статус и добиться успеха, а не знания Нарушение зрения Школьные программы  не соответствуют требованиям  ЕГЭ (натаскивание) Негативное влияние  информационной среды  на мышление и психику Школьные знания не находят применения в жизни Школьные программы  предполагают выполнение д/з с родителями (несамостоятельность) Гипер- активность Чтение не актуально Слабые вычислительные  навыки Отсутствие логики

Проблемы учеников

Несоответствие

школьных предметов

интересам обучающихся

Возрастание учебной

нагрузки, образовательные

эксперименты

Проблемы со здоровьем

Самоустранение от

умственных и трудовых

нагрузок (гиподинамия,

ожирение, нарушение

осанки)

Введение ЕГЭ

Скучные уроки

Увеличение количества

проверочных работ (контрольные,

тесты, экзамены, ВПР),

олимпиады, семинары и т.д.

Изменение системы

ценностей – повысить

статус и добиться

успеха, а не знания

Нарушение зрения

Школьные программы

не соответствуют требованиям

ЕГЭ (натаскивание)

Негативное влияние

информационной среды

на мышление и психику

Школьные знания

не находят применения

в жизни

Школьные программы

предполагают выполнение д/з с

родителями (несамостоятельность)

Гипер-

активность

Чтение не

актуально

Слабые

вычислительные

навыки

Отсутствие

логики

Чтобы понять человека…  Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом, ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.  Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не выдерживает и меняет место работы.

Чтобы понять человека…

Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место.

Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как

правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница

снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему

плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом, ученик знает, что ничего

хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой

класс.

Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не

выдерживает и меняет место работы.

Почему ребенок не хочет учиться?

Почему ребенок не хочет учиться?

   Основными признаками неуспешности учащихся можно считать : пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия; пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков; недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения; ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий.

  Основными признаками неуспешности учащихся можно считать :

  • пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;
  • пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;
  • недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;
  • ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий.
Причины отставания в учебе слабое состояние здоровья несформированность приемов учебной деятельности. Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учебе; недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. недостаточное развитие мотивационной сферы.

Причины отставания в учебе

  • слабое состояние здоровья
  • несформированность приемов учебной деятельности. Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учебе;
  • недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления.
  • недостаточное развитие мотивационной сферы.
Задача учителя  Задача учителя – создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); размыть “позицию неуспевающего”; повысить самооценку.  Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.

Задача учителя

Задача учителя – создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); размыть “позицию неуспевающего”; повысить самооценку.

Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.

Причина спада школьной мотивации       1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.  2. Отношение ученика к учителю.  3. Отношение учителя к ученику.  4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.  5. Личная значимость предмета.  6. Умственное развитие ученика.  7. Продуктивность учебной деятельности.  8. Непонимание цели учения.  9. Страх перед школой.  

Причина спада школьной мотивации  

1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение ученика к учителю.

3. Отношение учителя к ученику.

4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5. Личная значимость предмета.

6. Умственное развитие ученика.

7. Продуктивность учебной деятельности.

8. Непонимание цели учения.

9. Страх перед школой.

 

Обстоятельства, объясняющие снижение интереса к учению у учащихся средней школы.   1) Подросток тяготеет к активной деятельности, делающей его в своих глазах взрослым, сопровождающейся положительными эмоциями самоуважения, которые столь необходимы для формирующейся личности. Но такие виды деятельности бывают мало представлены в школе, способам их выполнения не всегда учат. Возможность утверждать себя подросток ищет – и находит - во внешних видах деятельности, которые становятся более привлекательными для него, чем школьные занятия.   2) Отношение подростка к учению, никогда не выступает в «чистом виде», оно всегда преломляется через его сложные отношения с взрослыми и сверстниками.  

Обстоятельства, объясняющие снижение интереса к учению у учащихся средней школы.

1) Подросток тяготеет к активной деятельности, делающей его в своих глазах взрослым, сопровождающейся положительными эмоциями самоуважения, которые столь необходимы для формирующейся личности.

Но такие виды деятельности бывают мало представлены в школе, способам их выполнения не всегда учат. Возможность утверждать себя подросток ищет – и находит - во внешних видах деятельности, которые становятся более привлекательными для него, чем школьные занятия.

 

2) Отношение подростка к учению, никогда не выступает в «чистом виде», оно всегда преломляется через его сложные отношения с взрослыми и сверстниками.

 

4) Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке, им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать с доски. Они стремятся иметь свою точку зрения и высказывать её на уроке, любят, когда учитель апеллирует к их интеллектуальным возможностям, их привлекает более сложный учебный материал.   5) У подростков вызывает неудовлетворенность то обстоятельство, что в школе он не пополняет опыт самостоятельной познавательной деятельности, что его не всегда учат тем приёмам, с необходимостью которых он чаще всего сталкивается на практике.   6) И ещё одна из причин снижения интереса к школе - подросток не всегда получает здесь возможность самоутверждения.    

4) Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке, им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать с доски. Они стремятся иметь свою точку зрения и высказывать её на уроке, любят, когда учитель апеллирует к их интеллектуальным возможностям, их привлекает более сложный учебный материал.

  5) У подростков вызывает неудовлетворенность то обстоятельство, что в школе он не пополняет опыт самостоятельной познавательной деятельности, что его не всегда учат тем приёмам, с необходимостью которых он чаще всего сталкивается на практике.

 

6) И ещё одна из причин снижения интереса к школе - подросток не всегда получает здесь возможность самоутверждения.

 

  •  
Развлечения, доступные многим детям практически в любое время суток — социальные сети, сериалы и видеоигры, — приносят мгновенное удовольствие, стимулируя выработку дофамина — гормона, который отвечает за мотивацию. Человек склонен с большей охотой заниматься теми делами, которые ассоциируются у него с приятными эмоциями. Так наш мозг привыкает к положительным эмоциям от какого-то действия и мотивирует нас делать его чаще. При этом получить дофамин, посмотрев видео на « YouTube»   проще и быстрее, чем прочитать книгу, которая тоже приносит удовольствие.  Дети в современном мире, как и взрослые, всё чаще отдают предпочтение именно таким нетрудозатратным делам. В итоге у них снижается внутренняя мотивация к выполнению сложных действий вроде чтения и изучения академических дисциплин, занятий спортом и освоения новых навыков. Ребёнку становится объективно сложно заставить себя сесть за уроки или убраться в комнате, а с годами привычка листать ленту соцсетей всё больше демотивирует нас заниматься чем-либо созидательным, даже если хочется.

Развлечения, доступные многим детям практически в любое время суток — социальные сети, сериалы и видеоигры, — приносят мгновенное удовольствие, стимулируя выработку дофамина — гормона, который отвечает за мотивацию. Человек склонен с большей охотой заниматься теми делами, которые ассоциируются у него с приятными эмоциями. Так наш мозг привыкает к положительным эмоциям от какого-то действия и мотивирует нас делать его чаще. При этом получить дофамин, посмотрев видео на « YouTube»   проще и быстрее, чем прочитать книгу, которая тоже приносит удовольствие.

Дети в современном мире, как и взрослые, всё чаще отдают предпочтение именно таким нетрудозатратным делам. В итоге у них снижается внутренняя мотивация к выполнению сложных действий вроде чтения и изучения академических дисциплин, занятий спортом и освоения новых навыков. Ребёнку становится объективно сложно заставить себя сесть за уроки или убраться в комнате, а с годами привычка листать ленту соцсетей всё больше демотивирует нас заниматься чем-либо созидательным, даже если хочется.

Казнить нельзя помиловать!

Казнить нельзя помиловать!

Павел Астахов считает, что запятую надо ставить сразу после первого слова. Он предлагает запретить использование личных гаджетов с возможностью выхода в интернет в школах. Это, считает он, защитит детей от опасной информации Он отметил, что на телефонах и компьютерах часто отсутствуют специальные фильтры, защищающие от ненужной информации. По данным Фонда развития Интернета, каждый десятый школьник в России подвергается травле в Сети. Серьезную опасность представляет распространяемая в ней информация, провоцирующая детей на употребление алкоголя, табака и даже наркотиков и психотропных веществ.

Павел Астахов считает, что запятую надо ставить сразу после первого слова. Он предлагает запретить использование личных гаджетов с возможностью выхода в интернет в школах. Это, считает он, защитит детей от опасной информации

Он отметил, что на телефонах и компьютерах часто отсутствуют специальные фильтры, защищающие от ненужной информации. По данным Фонда развития Интернета, каждый десятый школьник в России подвергается травле в Сети. Серьезную опасность представляет распространяемая в ней информация, провоцирующая детей на употребление алкоголя, табака и даже наркотиков и психотропных веществ.

«Важно понимать, что гаджеты несут и позитивную, и негативную окраску»

«Важно понимать, что гаджеты несут и позитивную, и негативную окраску»

Вред гаджетов для здоровья  1. Нагрузка на зрение. 2. Пониженный тонус мышц. 3. Ущерб для эмоционального р азвития .

Вред гаджетов для здоровья

1. Нагрузка на зрение.

2. Пониженный тонус мышц.

3. Ущерб для эмоционального р азвития .

Польза гаджетов Гаджеты можно рассматривать не как средство развлечения, а как реальную помощь. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков.

Польза гаджетов

Гаджеты можно рассматривать не как средство развлечения, а как реальную помощь. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков.

Другая особенность мышления современных детей — воспринимать информацию фрагментарно. Современная культура предлагает нам бесконечное многообразие контента, который можно потреблять постоянно и быстро переключаться с одной темы на другую. Тогда развивается такая черта, как клиповое мышление.  Современные дети быстро учатся многозадачности и легче воспринимают большие потоки информации. Но у этого явления есть и свои серьёзные минусы: клиповое мышление приводит к проблемам с концентрацией внимания. У ребёнка страдают такие важные для освоения учебного материала навыки, как чтение или анализ текста. Любая деятельность, которая требует относительно длительной работы и сосредоточенности (даже прослушивание лекции), вызывает затруднения у детей, которые привыкли к кратким сообщениям и быстро сменяющемуся медиаконтенту.

Другая особенность мышления современных детей — воспринимать информацию фрагментарно. Современная культура предлагает нам бесконечное многообразие контента, который можно потреблять постоянно и быстро переключаться с одной темы на другую. Тогда развивается такая черта, как клиповое мышление.

Современные дети быстро учатся многозадачности и легче воспринимают большие потоки информации. Но у этого явления есть и свои серьёзные минусы: клиповое мышление приводит к проблемам с концентрацией внимания. У ребёнка страдают такие важные для освоения учебного материала навыки, как чтение или анализ текста. Любая деятельность, которая требует относительно длительной работы и сосредоточенности (даже прослушивание лекции), вызывает затруднения у детей, которые привыкли к кратким сообщениям и быстро сменяющемуся медиаконтенту.

Пути решения необходима мобилизация ученых и педагогов, способных интегрировать ребенка в современный высокотехнологичный мир знаний и информации с учетом комплексного подхода «наука-технология-инновация» Реализация культурологического подхода в модернизации образования

Пути решения

  • необходима мобилизация ученых и педагогов, способных интегрировать ребенка в современный высокотехнологичный мир знаний и информации с учетом комплексного подхода «наука-технология-инновация»
  • Реализация культурологического подхода в модернизации образования
Пути решения Пересмотр принципов коммерциализации образования, с целью обеспечения доступности знаний для каждого ребенка, вне зависимости от статуса семьи. Переход от системы стандартизированного и унифицированного образования к индивидуальным образовательным траекториям. Современная система образования должна превратиться из системы учреждений, которые транслируют знания, в особое пространство для обмена знанием участников образовательного процесса. Переход от «завершенного образования» к «непрерывному образованию».

Пути решения

  • Пересмотр принципов коммерциализации образования, с целью обеспечения доступности знаний для каждого ребенка, вне зависимости от статуса семьи.
  • Переход от системы стандартизированного и унифицированного образования к индивидуальным образовательным траекториям. Современная система образования должна превратиться из системы учреждений, которые транслируют знания, в особое пространство для обмена знанием участников образовательного процесса.
  • Переход от «завершенного образования» к «непрерывному образованию».
Пути решения Расширение компетенций преподавательского состава. Учитель – это не только носитель и ретранслятор знания, а партнер по учебной коммуникации. Необходимо отойти от концепции «отложенной жизни», вовлекать ребенка в полноценную деятельность «здесь и сейчас».

Пути решения

  • Расширение компетенций преподавательского состава.

Учитель – это не только носитель и ретранслятор знания, а партнер по учебной коммуникации. Необходимо отойти от концепции «отложенной жизни», вовлекать ребенка в полноценную деятельность «здесь и сейчас».

Пути решения Введение комплекса мер по выявлению и продвижению одаренных детей во всех регионах через олимпиады и конкурсы различных уровней, обеспечение для них возможности получения высококачественного образования. Реализация программ по обмену опытом с целью повышения квалификации учителей, создания единой региональной информационной сети для педагогов, государственная поддержка инновационных пилотных проектов в образовании, а также педагогов-новаторов, системы грантов. Развитие сети курсов повышения квалификации, ознакомление с новейшими мировыми разработками в сфере педагогики, науки, технологий

Пути решения

  • Введение комплекса мер по выявлению и продвижению одаренных детей во всех регионах через олимпиады и конкурсы различных уровней, обеспечение для них возможности получения высококачественного образования.
  • Реализация программ по обмену опытом с целью повышения квалификации учителей, создания единой региональной информационной сети для педагогов, государственная поддержка инновационных пилотных проектов в образовании, а также педагогов-новаторов, системы грантов. Развитие сети курсов повышения квалификации, ознакомление с новейшими мировыми разработками в сфере педагогики, науки, технологий