Проблемы современной школы
Одной из ведущих проблем современной школы является повышение эффективности урока как основной формы учебно-воспитательного процесса. В настоящее время урок имеет развивающую направленность и обеспечивает комплексное решение задач обучения, развития и воспитания младших школьников. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования содержательный компонент урока реализует компетентностный подход, предполагающий актуализацию личного социального опыта учащихся, мотивацию интереса к самостоятельному приобретению знаний.
Чтобы реализовать компетентностный подход в обучении, педагогу необходимо: регулярно задавать ребенку вопросы типа: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»; систематически включать в урок компетентностные задачи; использовать на этапе обобщения изученного материала интегрированные задачи; предусматривать работу над учебными проектами; применять творческие продуктивные задания как средство развития речи у младших школьников.
Творческие работы служат эффективным средством воспитания, возбуждают эмоции, приучают детей осмысливать и оценивать увиденное и пережитое, развивают наблюдательность; которые требуют самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения индивидуального в текст и способствуют становлению личности учащегося.
Вопросами творческой деятельности занимались такие ученые психологии и педагогики: Дж. Гилфорд, П. Торренс, Стернберг Р., Э.Де Боно; среди советских ученых, такие как Богоявленская Д. Б., Пономарев Я.А., Выготский Л. С., Моляко В.А., Лейтес Н.С., Блонский П.Б., Смирнов С.А., Дружинин В. Н., Савенков А.И., Винокурова Н.К.
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин выделяют характерные черты творческой деятельности:
- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
- умение видеть новую проблему в знакомой ситуации;
- умение видеть новую функцию объекта;
- самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;
- способность видеть структуру объекта;
- альтернативное мышление;
- создание нового продукта.
Особое место среди творческих заданий занимают сочинения. В методических работах сочинение трактуется вид письменной школьной работы, представляющий собой изложение собственных мыслей, знаний на заданную тему. Поскольку сочинение — это творчество, оно требует огромного труда, усилий ума и духа, воображения.
В процессе работы над сочинениями планируются творческие работы в соответствии с изучаемым грамматическим материалом и программой по развитию речи в определенной системе: от небольших работ творческого характера (миниатюр) – к большим сочинениям на специальных уроках по развитию речи. Например, контрольный урок «Осень»» в 3 классе, где на этапе подготовки к восприятию картины учитель предлагает учащимся задание ответить на вопросы: Что вас окружает? Чем вы любуетесь? Чем вам особенно нравится картина? Что вас заставляет грустить?
Чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не столько хорошо знать программный материал, но, и это главное, ‒ уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.
Практически каждый раздел курса русского языка начальной школы содержит возможности для включения творческих заданий. Творческие задания повышают интерес детей к учению, к предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников.
Детское творчество неисчерпаемо. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику, и учителю.
Усовершенствование образования поставила перед современной школой задачу ‒ воспитать грамотного, творчески мыслящего школьника. Одной из главных задач педагога является развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся.
Этому могут способствовать задания креативного характера, подобранные или разработанные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы. Они направлены на развитие операционной стороны интеллекта, психических функций, приемов и операций умственной деятельности, а значит, обеспечивают высокий уровень обученности и позволяют добиться качественных знаний.
Активизация творческой деятельности учащихся в процессе преподавания русского языка, представляет собой сложную проблему. На многочисленном примере педагогов начальных классов, можно сделать вывод, что уроки русского языка для некоторых детей относятся к числу нелюбимых. Чтобы пробудить у учащихся интерес к русскому языку, можно проводить уроки в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, т.е. использование огромного арсенала такой деятельности как игровая.
Исходя из результатов , можно сделать вывод, что систематическая и целенаправленная работа по включению заданий творческого характера в процесс образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы способствует развитию креативных способностей учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альбеткова Р.И. От слова к словесности. ‒ М.: Дрофа, 2018. ‒ 314 с.
2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. ‒ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. ‒ 240 с. (Библиотека учителя начальных классов)
3. Бандурка А.М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. ‒ Ростов н/Д: Феникс, 2009 ‒ 146 с.
4. Белошистая А.В. Формирование и развитие способностей младших школьников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дош. факультетов высших учебных заведений. ‒ М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011 ‒ 45 с.
5. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. ‒ М., 2011. ‒ 207 с.
6.https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-tvorcheskih-zadaniy-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-s-celyu-razvitiya-kreativnih-sposobnostey-uchasch-2530327.html
2