СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы современной школы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческие задания по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Проблемы современной школы»


Проблемы современной школы

Одной из ведущих проблем современной школы является повышение эффективности урока как основной формы учебно-воспитательного процесса. В настоящее время урок имеет развивающую направленность и обеспечивает комплексное решение задач обучения, развития и воспитания младших школьников. В соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования  содержательный компонент урока реализует компетентностный подход, предполагающий актуализацию личного социального опыта учащихся, мотивацию интереса к самостоятельному приобретению знаний.

Чтобы реализовать компетентностный подход в обучении, педагогу необходимо: регулярно задавать ребенку вопросы типа: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»; систематически включать в урок компетентностные задачи; использовать на этапе обобщения изученного материала интегрированные задачи; предусматривать работу над учебными проектами; применять творческие продуктивные задания как средство развития речи у младших школьников.

Творческие работы служат эффективным средством воспитания, возбуждают эмоции, приучают детей осмысливать и оценивать увиденное и пережитое, развивают наблюдательность; которые требуют самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения индивидуального в текст и способствуют становлению личности учащегося.

Вопросами творческой деятельности занимались такие ученые психологии и педагогики: Дж. Гилфорд, П. Торренс, Стернберг Р., Э.Де Боно; среди советских ученых, такие как Богоявленская Д. Б., Пономарев Я.А., Выготский Л. С., Моляко В.А., Лейтес Н.С., Блонский П.Б., Смирнов С.А., Дружинин В. Н., Савенков А.И., Винокурова Н.К.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин выделяют характерные черты творческой деятельности:

- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

- умение видеть новую проблему в знакомой ситуации;

- умение видеть новую функцию объекта;

- самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;

- способность видеть структуру объекта;

- альтернативное мышление;

- создание нового продукта.

Особое место среди творческих заданий занимают сочинения. В методических работах сочинение трактуется вид письменной школьной работы, представляющий собой изложение собственных мыслей, знаний на заданную тему. Поскольку сочинение — это творчество, оно требует огромного труда, усилий ума и духа, воображения.

В процессе работы над сочинениями планируются творческие работы в соответствии с изучаемым грамматическим материалом и программой по развитию речи в определенной системе: от небольших работ творческого характера (миниатюр) – к большим сочинениям на специальных уроках по развитию речи. Например, контрольный урок «Осень»» в 3 классе, где на этапе подготовки к восприятию картины учитель предлагает учащимся задание ответить на вопросы: Что вас окружает? Чем вы любуетесь? Чем вам особенно нравится картина? Что вас заставляет грустить?

Чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не столько хорошо знать программный материал, но, и это главное, ‒ уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.

Практически каждый раздел курса русского языка начальной школы содержит возможности для включения творческих заданий. Творческие задания повышают интерес детей к учению, к предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников.

Детское творчество неисчерпаемо. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику, и учителю.

Усовершенствование образования поставила перед современной школой задачу ‒ воспитать грамотного, творчески мыслящего школьника. Одной из главных задач педагога является развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся.

Этому могут способствовать задания креативного характера, подобранные или разработанные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы. Они направлены на развитие операционной стороны интеллекта, психических функций, приемов и операций умственной деятельности, а значит, обеспечивают высокий уровень обученности и позволяют добиться качественных знаний.

Активизация творческой деятельности учащихся в процессе преподавания русского языка, представляет собой сложную проблему. На многочисленном примере педагогов начальных классов, можно сделать вывод, что уроки русского языка для некоторых детей относятся к числу нелюбимых. Чтобы пробудить у учащихся интерес к русскому языку, можно проводить уроки в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, т.е. использование огромного арсенала такой деятельности как игровая.

Исходя из результатов , можно сделать вывод, что систематическая и целенаправленная работа по включению заданий творческого характера в процесс образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы способствует развитию креативных способностей учащихся.







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альбеткова Р.И. От слова к словесности. ‒ М.: Дрофа, 2018. ‒ 314 с.

2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. ‒ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. ‒ 240 с. (Библиотека учителя начальных классов)

3. Бандурка А.М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. ‒ Ростов н/Д: Феникс, 2009 ‒ 146 с.

4. Белошистая А.В. Формирование и развитие способностей младших школьников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дош. факультетов высших учебных заведений. ‒ М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011 ‒ 45 с.

5. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. ‒ М., 2011. ‒ 207 с.

6.https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-tvorcheskih-zadaniy-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-s-celyu-razvitiya-kreativnih-sposobnostey-uchasch-2530327.html

2