Тема: Проблемы в осуществление профильного образования по предмету математика в старших классах общеобразовательных
российских школ.
В настоящее время одной из важных задач современных учителей стала подготовка обучающихся к самостоятельному выбору будущей профессии, через понимание того, чем необходимо будет заниматься в дальнейшей жизни. Для учеников старших классов профильное обучение должно помочь решить такую проблему, как самоопределение в личностном плане, с учетом интересов и способностей каждого из школьников.
Математика, как естественнонаучная дисциплина занимает одно из основных направлений подготовки учеников и входит в перечень обязательных к сдаче экзаменов. Поэтому для школьников, которые решат связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с данным предметом, знание его просто необходимо, как для саморазвития, так и для успешной сдачи единого государственного экзамена для дальнейшего поступления в высшие учебные учреждения.
Для учеников профильного класса сдача экзамена на высокий балл должна упрощаться за счет большего количества часов и большего объема полученных знаний.
В современной школе одной из наиболее актуальных проблем предмета «Математика» стала необходимость совмещения подготовки формирования навыка и знания, именно для сдачи профильного экзамена. В едином государственном экзамене встречаются очень сложные задачи и вопросы, которые порой не могут решить даже опытные специалисты. Эти задания обязательно включены в перечень для решения их на экзамене. Так же проблемой является недостаток времени для практики решения задач по математике. В профильных классах выделяется большое количество часов для изучения предмета, но и программа там сложнее, она касается тем, которые в обычных классах не изучают.
Главные проблемы связаны с выбором самого профиля обучения. Ведь очень часто желания учащихся настолько разнообразны, что собрать даже один класс очень сложно. Среди причин неполной реализации потенциала профильного обучения можно выделить такие как: отсутствие необходимой системы профессиональной ориентации в основной школе, отсутствие альтернативных профилей классов в одной школе, изменение профиля обучения касается трудностей - необходимости перехода в другой класс, а может и в другую школу.
И основной проблемой реализации профильного обучения остается - неспособность учащихся выбрать самостоятельно профиль обучения в соответствии со своими знаниями и способностями.
Школа пока не готова к решению проблемы профилизации. Даже на государственном уровне эта проблема еще правильно не решена: нет конкретного определения профилей, нет утвержденных образовательных стандартов для них и нет программ.
Одной из основных проблем при организации профильного обучения является подбор учителей, которые могли бы вести более детальное и широкое преподавание профильного предмета. Большие сложности в подборе таких учителей могут возникнуть в сельских школах. Значительной проблемой будет разработка основных правил отбора учебного материала для изучения углубленных курсов по математике.
К отрицательной стороне профильного обучения можно отнести уменьшение образовательного пространства, недостаток точных методов психологической диагностики познавательных интересов и задатков способностей школьников. Непроработанность способов мониторинга и исправления образовательного процесса. Малоразвитость системы школьных психологических служб и др. За исключением того, распределение учащихся по профильным классам зачастую происходит не на основе результатов профессиональной диагностики.
А преимущественно по рекомендации учителя, по региональным возможностям школы, по готовности учащихся, по принципу, где осталось место и т. д. Желание школьников не всегда может быть ориентиром при профильном размещении, так как поводами обучающихся часто служат: «где попроще», «туда пошли мои друзья», «там хорошая классуха», «это элитно», «мне все равно». Помимо этого в силу возраста, психологического или социального состояния ученика адекватная самооценка своих возможностей учащихся по различным причинам не всегда бывает обоснованной и не является убедительным условием для распределения в профильные классы.
В нынешних условиях предпринимаются попытки направлять многообещающее реформирование общего среднего образования на общественное воспроизводство трудовых, в первую очередь умственных, ресурсов России. Тем не менее, почему-то профильное образование нацеливается в первую очередь на вузы, что подпитывает тенденцию неожиданного не верного расширения высшего образования.
В связи со сложившимися проблемами, профильное образование вынужденно берет на себя компенсационное назначение исправления содержания общего среднего образования, которое отстаёт от поставленных задач приближения его к требованиям целесообразного профессионального выбора молодыми людьми и сохраняет некоторую академическую предопределенность, которая отражается в преподавании «основ наук» и посвященную стереотипным наборам учебных предметов.
Без всякого предубеждения, введение профильного обучения сконцентрировано на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному воздействию на рынке образовательных услуг, созданию персонального образовательного пути. Урегулирование данных проблем приведет к повышению качества профильного обучения. Данный опыт подтверждает, что направление развития выбрано правильно: введение профильного обучения дает утвердительный результат.
Список литературы:
-
Зверева Ирина Петровна. Внедрение профильного обучения в современной школе : опыт и проблемы [Электронный ресурс] / И.П. Зверева - Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(11). – Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(11).pdf (дата обращения: 27.10.2019)
-
Хаценович Жанна Валерьевна, Попова Наталья Владимировна, Побегуца Светлана Владимировна, Шевченко Валентина Ивановна, Чанышева Светлана Рустамовна, Дегтярь Светлана Александровна, Ефременко Алла Владимировна, Маслова Наталья Васильевна. Концепция профильного обучения математике [Электронный ресурс] / Хаценович Ж. В., Попова Н. В., Побегуца С. В., Шевченко В. И., Чанышева С. Р., Дегтярь С. А., Ефременко А. В., Маслова Н. В.- Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 52-53. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13495/ (дата обращения: 27.10.2019).
-
Алижанова Х.А. Основные проблемы и противоречия в организации профильной подготовки, эффективность профильного обучения [Текст] / Алижанова Х.А. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.