СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы воспитания в современном обществе.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в широком смысле - это передача накопленногоопыта от старших поколений младшим.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы воспитания в современном обществе.»

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА.

Воспитание – процесс усвоения общественно-исторического опыта, т.е. является частью социализации человека. Сущность любого воспитания –культурный диалог «отцов» и «детей» Воспитание –одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения понятия «воспитание» не существует. Одно из объяснений этого – его многозначность.

Воспитание можно рассматривать как - общественное явление, деятельность, процесс, результат, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т.д.

Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание, как педагогическую категорию в целом. Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют воспитание как социальное или как педагогическое явление, рассматривая их, в свою очередь, в широком или узком смысле. Воспитание как социальное явление – один из факторов жизни и развития общества. Воспитание в широком социальном смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений младшим.

Под опытом понимаются знания, умения, способы мышления, нравственные, эстетические, правовые нормы, духовное наследие человечества. Как социальное явление воспитание носит: а) исторический характер. Оно возникло, вместе с обществом и будет существовать, пока существует общество; б) конкретно-исторический характер. Смена уровня развития производственных сил и производственных отношений влечет за собой смену целей, задач и форм воспитания; в)классовый характер. Хорошее воспитание требует больших затрат, в том числе и финансовых, а значит, становится недоступным для всех людей в обществе, начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность; г)социальный характер. Цели, содержание, формы воспитания определяются потребностями общества и формулируются исходя из его интересов. Воспитание в социальном смысле –это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, учебно-воспитательные учреждения, органы правопорядка, трудовые коллективы и т.д.) с целью

2формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни. Воспитание как педагогическое явление–это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Воспитание в более узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества, эстетических взглядов и т.д.

Приоритетная задача Российской Федерации –формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Цель стратегии - определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации. Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.

Задачи Стратегии

11создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;

обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности;

повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации;сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей и интегрирующую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;

обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

Приоритеты государственной политики в области воспитаниявоспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям; поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, оказавшихся в экстремальных условиях; детей, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях и др.) формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности;воспитание языковой культуры детей;развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных и иных общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан Российской Федерации. Цель воспитания отражается в принимаемом обществом нравственном идеале. Таким идеалом является свободный, ответственный высоконравственный, творческий и трудолюбивый человек–гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в 12 духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. ( Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"; Концепции духовно-нравственного воспитания школьников, которая входит в ФГОС). Задачи:формирование ценностных ориентиров, объединяющих людей в единую историко-культурную и социальную общность;развитие способности противостоять негативным воздействиям социальной среды; развитие умений приходить к согласию в вопросах корректного социального поведения; воспитание сознательного отношения к принимаемым большинством граждан принципам и правилам жизни; формирование уважения к родному языку, самобытной культуре своего народа. Базовые национальные ценности –основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности нашего народа определены главным государственным документом. Ознакомившись с Конституцией, можно выделить шесть главных духовных идеалов. К первому относится утверждение свобод и прав человека, а также гражданского мира и согласия. Эта ценность не только обозначена в преамбуле. Она, можно сказать, лейтмотивом проходит через весь текст Конституции. А во второй статье и вовсе перечислены высшие государственные ценности. К ним относится человек, его свободы и права. Ещё в список, в котором обозначены базовые национальные ценности России, входит самоопределение и равноправие народов, вера в справедливость и добро, а также память предков, что передали нам уважение и любовь к Отечеству. Третьим духовным идеалом является несокрушимость демократии и суверенная государственность. К четвёртой ценности принято относить процветание и благополучие нашего Отечества. А к пятой – ответственность за него. Последней установкой, входящей в перечень ценностей, является осознание гражданина частью мирового сообщества. Помимо перечисленного, высоко ставится безопасность людей, их благосостояние и достоинство. Стоит также подчеркнуть важность таких понятий, как справедливость, нравственность, патриотизм, человечность, гражданственность и законность. Всё это и есть базовые национальные ценности российского общества. Которые традиционно воспринимаются как

13жизненный ориентир граждан нашей страны, и даже в некоторой мере как мировоззрение. В качестве базовых принципов стратегии развития воспитания определены принципы субъективности воспитания, социокультурного развития, гуманистической направленности воспитания, социальной справедливости и равных возможностей детей при организации воспитательного процесса, единства воспитательного пространства, демократического управления процессом развития воспитания, программно-целевого развития, позитивной социализации и духовно-нравственного становления подрастающего поколения, воспитания граждан демократического общества, способных реализовывать свой личностный потенциал в интересах поступательного развития России, общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей. Содержательная роль в Стратегии отводится деятельности общественных объединений, содействующих воспитательному процессу, мотивации ребенка к участию в решении задач, затрагивающих, его права и интересы разработке и внедрению системы государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей. В стратегии определены основные направления воспитания: поддержка семейного воспитания, развитие воспитания в системе образования, гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, повышение культурного уровня детей, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, физическое развитие и культура здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание, а также поддержка общественных объединений в сфере воспитания. Ожидаемые результаты. Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить:значимость воспитания в общественном сознании;укрепление российской гражданской идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества;повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опыта воспитательной деятельности;доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей,

14развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;разработка и успешная реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых программ поддержки одаренных детей, создание условий для развития их способностей в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей;укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня негативных социальных явлений;развитие и поддержка социально-значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений;повышение эффективности научных исследований в сфере воспитания;повышение уровня информационной безопасности детей;формирование системы осуществления мониторинга и показателей, отражающих эффективность реализации Стратегии. Механизмы реализации стратегии. Стратегии (правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические, информационные) направлены на осознание российским обществом высокого статуса воспитания, укрепление российской идентичности, устойчивости и сплочённости российского общества. Итак, исходя из обобщенного представления об облике человека XXI века, целью нового воспитания должно стать содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, приобщению к материальной, духовной и нравственной культуре и формированию гражданского самосознания. Содержание воспитания необходимо наполнить ценностями духовной культуры, мировоззрения и нравственности, обеспечивая интеллектуальное, этическое, физическое воспитание. Морально-этической доминантой нового воспитания выступает принцип гуманистических идеалов – национальных традиций, ненасилия, терпимости, коллективизма и сотрудничества (взаимопомощи и взаимопонимания), а также принцип личной ответственности за свои поступки. Современная система образования сменила ориентиры, нацелившись на стимулирование личностных достижений школьников, развитие их духовной культуры, нравственности. Важными здесь становятся умения человека жить в обществе, устанавливать коммуникацию с другими членами социума, нравственного поведения...В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г определены основные направления воспитания подрастающего поколения, особое внимание акцентируется на развитии, прежде всего культурного уровня детей и общественного уровня. Ключевая идея стратегии –это вариативность и индивидуальный подход к каждому ребенку, но индивидуальный подход надо выращивать.

15Воспитание–главное направление деятельности образовательного учреждения. Воспитание–это сопровождение личности в образовательной среде, помощь в построении продуктивных социальных и личностных связей. На данном этапе качественно меняется содержание воспитания личности в образовательных учреждениях, но процесс остается сложным и неоднозначным. Успешность в данных условиях зависит и от качества социальной и образовательной среды, от тех ценностей, которые пронизывают все атмосферу жизни и деятельности человека, от той социальной позиции, которую занимает личность. Воспитание в школе должно быть направлено на формирование компетенций. В современных условиях человек, способный решать задачи, становится субъектом деятельности и субъектом своей жизни. Воспитание –это овладение компетенциями, которые дают нравственную ориентировку в мире, способность решать конкретные задачи. Воспитание в современной школе, сохраняя классическую ориентацию на разностороннее гармоничное развитие личности, должно отвечать вызовам времени. Воспитание включает в себя характеристики, востребованные временем и присущие человеку будущего, гарантирующие ему достойное само существование. Современная школа должна воспитать готовность человека «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблему, спокойно ее принимать и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.