СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблено-поисковый урок по теме Грибы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблено-поисковый урок по теме Грибы»

Технологическая карта проблемно – поискового

открытого урока биологии

Тема урока: Грибы.

Цели урока:
Обучающие:
• раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные)
Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Ожидаемые результаты:

  • Личностные:

  • Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

  • Ответственно относятся к выполнению учебных задач;

  • Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

  • Метапредметные:

  • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

  • Выдвигают простейшие гипотезы;

  • Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

  • Работают с информацией и преобразуют её;

  • Находят причинно-следственные связи;

  • Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

  • Предметные:

  • Знают отличительные признаки грибов, умеют находить грибы на рисунках, таблицах, муляжах, гербарных экземплярах в сравнении с представителями других царств;

  • Имеют представление о распространении грибов на Земле, особенностях их строения;

  • Называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека

  • Тип урока:

  • По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

  • По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

  • По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

  • Методы:

  • Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

  • Дополнительные:

  • словесные (беседа, диалог);

  • наглядные (работа с рисунками, схемами);

  • практические (поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);

  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

  • Средства обучения:

  • Учебник Пономарева И. Н. Биология.. 5 класс. М.: Вента-Граф, 2015;

  • Дополнительный текстовый материал;

  • Гербарии, муляжи, таблицы

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Грибы»

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент


- Доброе утро, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать.

Я желаю вам плодотворной работы.

Думаю, что сегодняшний день

нам позволит подняться на ступеньку

выше. Успехов вам и удач!

Будет трудно, я помогу.



Организация рабочих мест, приветствие

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.


Актуализация знаний



Повторим, что мы изучали на прошедших уроках:

-Давайте вспомним, на какие царства делится живая природа?
(Царства: Животных Растений Бактерий)
-Докажите, что эти царства относятся к живой природе. (дышат, питаются, размножаются, растут, развиваются)

Давайте вспомним отличительные признаки животных ТЕСТ


Ученики совместно с учителем вспоминают признаки царства растений

Ответы:
• Неограниченный рост
• Питание путём всасывания воды и минеральных солей
• Наличие хлоропластов
• Фотосинтез. (Автотрофы).
• Активное движение
• Ограниченный рост
• Отсутствие хлоропластов
• Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы).


Сейчас мы проверим как вы сможете распознать представителей этих царств. Посмотрите, пожалуйста, на парту. Выберите представителей царства животных и представителей царства растений.

(работа с гербариями, экспонатами (грибы)

Отвечают на вопросы



Выполняют тест

Проводят самопроверку, используя текст учебника

вспоминают признаки царства растений





работают с гербарными материалами и муляжами

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Целеполагание и мотивация


У вас остались лишние организмы . Что за загадочные существа остались на парте?

- Скажите, как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (О грибах)

Какую цель мы поставим перед собой. Что бы вам хотелось узнать о грибах?


Решая предложенные задания, появляется проблема, на основе которой выдвигают предположение о теме урока.


Регулятивные: Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале.

Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.


Создание проблемной ситуации



































Усвоение новых знаний


Грибы считали травами и кустарниками без цветов и плодов, относили даже к морским животным или к минералам.

Французский ученый-ботаник Себастьян Вайян сказал о грибах: «Грибы — это дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы, чтобы смущать самых талантливых исследователей и приводить в отчаяние молодых ботаников».

Карл Линней называл всю эту группу хаосом, в котором невозможно найти никакой системы.

Почему же столь противоречивы мнения ученых о грибах? В какую систематическую категорию объединяются грибы?

- что это за организмы? (Эукариоты)

-Что это значит? (В клетках грибов есть ядра)

Рассмотрим некоторые факты из характеристики этого царства

Факт 1: Грибы похожи ни на растения, ни на животных, они могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные

Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами

Обсудите в парах, что вас удивило? Какие вопросы у вас возникли?










Что такое гриб? Почему грибы выделили в отдельное царство?

В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры.

Чтобы более подробно познакомиться с грибами давайте поработаем в группах. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 15 минут. В конце указанного времени группа должна предоставить отчет о проделанной работе.


Физкультминутка


Работа в группах

1 группа

Внимательно прочитайте текст учебника на стр.58 и с помощью цветной бумаги сделайте аппликацию строения шляпочных грибов, указав все составляющие гриба. А затем расскажите о строении вашего гриба.

(работа с цветной бумагой, клеем, ножницами)

2 группа

Рассмотреть вопрос о питании грибов, используя данные учебника, Представить в виде схемы, используя прием «Ментальная карта»то )

Вывод: Грибы выделяют в отдельное царство органического мира. Тело и грибница гриба образованы мицелием, представленным тонкими ветвящимися трубчатыми нитями, – гифами. Клетки грибов имеют ядра, все грибы относятся к эукариотам. Грибы питаются готовыми органическими веществами, по способу питания относятся к гетеротрофам. По типу питания грибы могут быть сапрофитами, паразитами, симбионтами и хищниками.


Высказывают свое мнение

Отвечают на вопрос учителя





Для грибов характерны следующие признаки растений:
•Неподвижность
•Неограниченный рост
•Питание путём всасывания воды и минеральных солей.
Для грибов характерны следующие признаки животных:
• Отсутствие хлоропластов.
• Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы)
Формулируют вывод: грибы сочетают признаки растений и животных.


Самостоятельная работа с учебником











По истечении 15 минут каждая группа представляет свою работу перед классом.












Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли



Первичное закрепление учебного материала

        Подведем итог нашего урока, проверим усвоение материала.

Выполнить тест:
1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:
а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами;
в) они не размножаются спорами и не имеют органов;
г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.
2. Надземная часть белого гриба называется:
а) грибницей;
б) пеньком;
в) шляпкой;

г) плодовым телом.
3.По способу питания грибы

а) автотрофы
б) гетеротрофы
4) . Как называется взаимовыгодное сожительство разных организмов:

а) симбиоз;

б) грибокорень;

в) грибница;

г)автотроф.

5.К грибам паразитам относится:
а) Подберезовик;
б) Гриб-трутовик;
в) Опёнок.
6. По способу питания грибы похожи на животных, так как:

а) способны к фотосинтезу

б) питаются готовыми органическими веществами

в) поглощают пищу путём всасывания

Выполняют тест

Оценивают себя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно; элементы волевой саморегуляции.

Познавательные: логические: анализ и синтез информации.

Рефлексия

Итак, завершился наш урок
Хочу подвести небольшой итог
Во-первых, спасибо за теплую атмосферу
Второе, что я хотела бы сказать
Урок помог мне сегодня узнать,
Что знания наши прочны и крепки
А значит, спасибо, ученики.


Подводит итог урока, предлагает поработать по шаблону:

О чём мы сегодня говорили?

Что нового вы узнали?

Свои ответы начинайте со слов

Я узнал…

Я смогу…

Я удивился…


Высказывают мнение об уроке.

- оценка процесса и результатов деятельности,

- рефлексия способов и условий действий;

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи4

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом


    Домашнее задание

П.13., ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания в рабочей тетради.


Творческое задание. Подготовить сообщение о грибах, встречающихся в нашей местности, используя дополнительную литературу и средства Интернет.


Записывают домашнее задание в дневники







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!