Проблема «блоковости» при обучении орфографии и пунктуации
в среднем звене школы.
Аннотация: В данной статье представлены разработки некоторых форм работы с «блоками» при изучении отдельных тем русского языка в среднем звене. В школьную программу давно введено понятие «крупные блоки». Это такое объединение изучаемого материала, в основе которого лежит общая идея, единое основание для их сочетания и соединения. И здесь существуют два пути подачи изучения материала как совокупности взаимосвязанных частей целого:
1) разовое изложение материала в виде правил и их системы,
2) обобщение и систематизация материала по мере его прохождения, подведение к восприятию его как завершающей стадии изучения.
Подходы к обобщению могут быть разными и в зависимости от темы, и в зависимости от класса, в котором работает учитель. В сильных классах ученики с удовольствием сами обобщают материал, а на уроках вместе вносят коррективы. Это позволяет использовать все виды памяти при восприятии и усвоении материала.
Описанные пути и средства изучения, обобщения и систематизации орфографических и пунктуационных правил обеспечивают осознание частей как единого целого, усвоение основ орфографии и способствуют формированию умений и навыков.
Осмысление и прочное усвоение знаний, формирование умений и навыков связано с изучением материала в системе, осознание его частей как единого целого и целого как совокупности взаимодействия языковых фактов - грамматических признаков понятий, правил, условий действий при их применении. Как систематизировать знания, полученные в начальной школе с новым материалом, чтоб у учеников сложилось мнение о связи знаний?
В школьную практику давно введено понятие «крупные блоки» - это не конгломерат языковых фактов, не простой их набор, а такое объединение изучаемого материала, в основе которого лежит общая идея, единое основание для их сочетания и соединения. И здесь существует два пути подачи изучения материала как совокупности взаимосвязанных частей целого: 1) разовое изложение материала в виде правил и их системы и 2) обобщение и систематизация материала по мере его прохождения, подведение к восприятию его как на завершающей стадии изучения. По десять-двадцать уроков объединяет в один блок В.Ф.Шаталов. Изучение материалами блоками освобождает ребёнка от страза перед трудностями. Но объединение в крупные блоки при разовой подаче неодинаковы при изучении разных тем или разделов предмета. Например, орфография и пунктуация. Изучение орфографии идёт параллельно с изучением словообразования и морфологии. Расположение орфографического материала определяется последовательностью изучения тем по словообразованию и морфологии: правописание безударных гласных в корне и приставках изучается при прохождении темы «Словообразование», в суффиксах и окончаниях – при изучении морфологии в начальной школе и в среднем звене. Работа над слитным и раздельным написанием НЕ ведётся в связи с изучением частей речи в начальной школе и 7 классе среднего звена. Пунктуационные правила при их изучении прикрепляются к темам по синтаксису. Поэтому, принимая решение рассмотреть пути изучения, обобщения и систематизации материала от общего к частному и от частного к общему, важно учитывать особенности орфографических и пунктуационных правил, связей и отношений между ними.
1. Орфографические и пунктуационные правила являются широкими обобщениями, и при их применении требуется конкретизация, выяснение признаков грамматических фактов, обобщённых в правилах, вариантов орфограмм, а также умение ориентироваться в трудностях применения правил.
Например, при изучении приставок на з и с в пятом классе нужно иметь в виду варианты орфограмм (разбить, распилить) и варианты трудностей (безвредный, безвкусный, бесцельный, беспокойный – без покоя, без цели). При изучении правила пунктуации в сложносочинённом предложении в девятом классе для различения его частей допускают варианты в выборе знаков препинания: запятой, тире, нуля знака. При применении правил встречаются варианты трудностей, обусловленные трудностями выделения частей предложения. (Вставало безоблачное небо, и очень быстро светлело. Пахло разнотравьем, и было душно. Два-три прыжка, и зверья не стало.) Здесь основной вид подачи – дедуктивный: от правила к конкретным случаям его применения.
2. По степени обобщения правила могут быть обобщённые и частные. Их соотношение при изучении материала может быть разное:
а) обобщённое правило – частные правила. Например, обобщённое правило: простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятыми(5 класс); частные правила: пунктуация в сложносочинённом предложении(9 класс);
б) частные правила – правило с большей степенью обобщения. Например, частное правило раздельном написании НЕ с существительными, НЕ с прилагательными, НЕ с наречиями на О и обобщённое правило: НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О пишется слитно, если с НЕ образуется новое понятие(неправда-ложь, небольшой - маленький, невысоко-низко).
3. Орфограмма и пунктограмма могут обслуживаться несколькими входящими в одну систему правилами:
а) правописание приставок ПРЕ - и ПРИ - регулируется системой правил, по которым выбор приставки определяется по её значению. При изучении сразу сообщаются признаки, по которым различаются приставки;
б) правила постановки знаков препинания при обособленных приложениях как система даются в 8 классе (обособление распространённых приложений, относящихся к собственным или нарицательным существительным, приложений при личных местоимениях и другое). В предыдущих классах эта тема не изучается;
в) в начальной школе ученики знакомятся с частными правилами постановки запятой между однородными членами, не соединёнными союзами, соединёнными противительными союзами и неповторяющимся союзом И. А в системе полностью изучаются в 8 классе.
Таким образом, изложение правил в их системе, разовая или неразовая подача материала определяются особенностями изучаемого материала, расположением его в учебной программе.
4. Орфограммы и пунктограммы по единому основанию могут объединяться в группы.
5. По особенностям связи с именами существительными (согласованию) правописание падежных окончаний имён прилагательных, местоимений, причастий объединяются в одну группу. В одну группу можно объединить правила — отсутствие запятой между однородными членами, частями сложносочинённого предложения с общим второстепенным членом; частями сложноподчинённого предложения, одинаково зависимыми или одинаково не зависимыми, если они соединяются неповторяющимися союзами И, ДА (И), ИЛИ, ЛИБО. Такое сопоставление правил приведёт к обобщению материала.
Возможны разные пути изучения, обобщения и систематизации знаний по орфографии и пунктуации: подача материала в обобщённом виде с последующей его конкретизацией и ознакомление учащихся с частными правилами в связи с прохождением тем, изучаемых неодновременно. А также обобщение сведений на промежуточных стадиях усвоения материала и систематизация знаний на завершающем этапе обучения. А использование на уроках ИКТ даёт возможность не тратить много времени на это, а в начале каждого урока продемонстрировать нужный блок, повторить и систематизировать. Причём целесообразно использовать не только свои материалы, а предлагать ученикам создать свой вариант группировки. А это способствует хорошему успеху усвоения.
Разнообразны средства и способы усвоения условий действия правил, понимания их взаимодействия в системе обобщения и систематизации знаний по орфографии и пунктуации. А это не только блоки, но и опорные сигналы, которыми давно пользуются учителя. Так с выделением и анализом опознавательных признаков орфограмм и пунктограмм связано использование целого ряда приёмов: 1) сопоставление с целью как систематизации и обобщения материала, так и предупреждения смешения грамматических фактов, 2) сопоставление обобщающе-сопоставительных, информативных таблиц, 3) составление алгоритмов, приёмов-предписаний.
При изучении орфографии прошу ребят строить свою работу, используя такой алгоритм: часть речи, часть слова, правило. Например, сопоставление и обобщение правил употребления О-Ё-Е после шипящих:
1) Что надо знать, чтобы не ошибиться в употреблении О, Е, Ё после шипящих? В какой части слова находится орфограмма. Если в окончании или суффиксе, то какая часть речи.
2) В каких случаях после шипящих слышится О, а пишется Ё? ( В корне слова, в окончаниях и суффиксах глаголов и причастий.)
3) В каких случаях выбор букв О и Е регулируется ударением? ( В окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в суффиксах наречий на- О, - Е .)
4) Сколько всего правил правописания О, Е, Ё после шипящих?
А в конце изучения темы « Обособленные определения» в 8 классе можно составить таблицу «Знаки препинания при обособленных определениях»:
ОБОСОБЛЯЮТСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
1) распространённые, стоящие после определяемого слова,
2) нераспространённые, однородные, стоящие после определяемого слова,
3) относящиеся к личным местоимениями,
4) имеющие обстоятельственное значение,
5) оторванные от определяемого слова другими словами.
Анализ таблицы позволяет выделить общие условия, при наличии которых обособляются определения, и сочетание таких условий в отдельных правилах, осмыслить правила в системе.
Подходы к обобщению могут быть разными и в зависимости от темы, и в зависимости от класса, в котором работает учитель. В сильных классах ученики с удовольствием сами обобщают материал, а на уроках вместе вносят коррективы. Это позволяет использовать все виды памяти при восприятии и усвоении материала.
Описанные пути и средства изучения, обобщения и систематизации орфографических и пунктуационных правил обеспечивают осознание частей как единого целого, усвоение основ орфографии и способствуют формированию умений и навыков.
Литература.
1.Ибрагимов Г.И. «Концентрированное обучение в средней профессиональной школе», Казань, 1988 г.
2.Ибрагимов Г.И. «Педагогические технологии развивающего мышления учащихся», Казань, 1993 г.
3.Шаталов В.Ф. «Эксперимент продолжается», Донецк «Сталкер», 1998 г.