СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема «блоковости» при обучении орфографии и пунктуации в среднем звене школы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В данной статье представлены разработки некоторых форм работы с «блоками» при изучении отдельных тем русского языка в среднем звене. В школьную программу давно введено понятие «крупные блоки». Это такое объединение изучаемого материала, в основе которого лежит общая идея, единое основание для их сочетания и соединения. И здесь существуют два пути подачи изучения материала как совокупности взаимосвязанных частей целого:

1) разовое изложение материала в виде правил и их системы,

2) обобщение и систематизация материала по мере его прохождения, подведение к восприятию его как завершающей стадии изучения.

Подходы к обобщению могут быть разными и в зависимости от темы, и в зависимости от класса, в котором работает учитель. В сильных классах ученики с удовольствием сами обобщают материал, а на уроках вместе вносят коррективы. Это позволяет использовать все виды памяти при восприятии и усвоении материала.

Описанные пути и средства изучения, обобщения и систематизации орфографических и пунктуационных правил обеспечивают осознание частей как единого целого, усвоение основ орфографии и способствуют формированию умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
«Проблема «блоковости» при обучении орфографии и пунктуации в среднем звене школы.»

Проблема «блоковости» при обучении орфографии и пунктуации

в среднем звене школы.

Аннотация: В данной статье представлены разработки некоторых форм работы с «блоками» при изучении отдельных тем русского языка в среднем звене. В школьную программу давно введено понятие «крупные блоки». Это такое объединение изучаемого материала, в основе которого лежит общая идея, единое основание для их сочетания и соединения. И здесь существуют два пути подачи изучения материала как совокупности взаимосвязанных частей целого:

1) разовое изложение материала в виде правил и их системы,

2) обобщение и систематизация материала по мере его прохождения, подведение к восприятию его как завершающей стадии изучения.

Подходы к обобщению могут быть разными и в зависимости от темы, и в зависимости от класса, в котором работает учитель. В сильных классах ученики с удовольствием сами обобщают материал, а на уроках вместе вносят коррективы. Это позволяет использовать все виды памяти при восприятии и усвоении материала.

Описанные пути и средства изучения, обобщения и систематизации орфографических и пунктуационных правил обеспечивают осознание частей как единого целого, усвоение основ орфографии и способствуют формированию умений и навыков.



Осмысление и прочное усвоение знаний, формирование умений и навыков связано с изучением материала в системе, осознание его частей как единого целого и целого как совокупности взаимодействия языковых фактов - грамматических признаков понятий, правил, условий действий при их применении. Как систематизировать знания, полученные в начальной школе с новым материалом, чтоб у учеников сложилось мнение о связи знаний?

В школьную практику давно введено понятие «крупные блоки» - это не конгломерат языковых фактов, не простой их набор, а такое объединение изучаемого материала, в основе которого лежит общая идея, единое основание для их сочетания и соединения. И здесь существует два пути подачи изучения материала как совокупности взаимосвязанных частей целого: 1) разовое изложение материала в виде правил и их системы и 2) обобщение и систематизация материала по мере его прохождения, подведение к восприятию его как на завершающей стадии изучения. По десять-двадцать уроков объединяет в один блок В.Ф.Шаталов. Изучение материалами блоками освобождает ребёнка от страза перед трудностями. Но объединение в крупные блоки при разовой подаче неодинаковы при изучении разных тем или разделов предмета. Например, орфография и пунктуация. Изучение орфографии идёт параллельно с изучением словообразования и морфологии. Расположение орфографического материала определяется последовательностью изучения тем по словообразованию и морфологии: правописание безударных гласных в корне и приставках изучается при прохождении темы «Словообразование», в суффиксах и окончаниях – при изучении морфологии в начальной школе и в среднем звене. Работа над слитным и раздельным написанием НЕ ведётся в связи с изучением частей речи в начальной школе и 7 классе среднего звена. Пунктуационные правила при их изучении прикрепляются к темам по синтаксису. Поэтому, принимая решение рассмотреть пути изучения, обобщения и систематизации материала от общего к частному и от частного к общему, важно учитывать особенности орфографических и пунктуационных правил, связей и отношений между ними.

1. Орфографические и пунктуационные правила являются широкими обобщениями, и при их применении требуется конкретизация, выяснение признаков грамматических фактов, обобщённых в правилах, вариантов орфограмм, а также умение ориентироваться в трудностях применения правил.

Например, при изучении приставок на з и с в пятом классе нужно иметь в виду варианты орфограмм (разбить, распилить) и варианты трудностей (безвредный, безвкусный, бесцельный, беспокойный – без покоя, без цели). При изучении правила пунктуации в сложносочинённом предложении в девятом классе для различения его частей допускают варианты в выборе знаков препинания: запятой, тире, нуля знака. При применении правил встречаются варианты трудностей, обусловленные трудностями выделения частей предложения. (Вставало безоблачное небо, и очень быстро светлело. Пахло разнотравьем, и было душно. Два-три прыжка, и зверья не стало.) Здесь основной вид подачи – дедуктивный: от правила к конкретным случаям его применения.

2. По степени обобщения правила могут быть обобщённые и частные. Их соотношение при изучении материала может быть разное:

а) обобщённое правило – частные правила. Например, обобщённое правило: простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятыми(5 класс); частные правила: пунктуация в сложносочинённом предложении(9 класс);

б) частные правила – правило с большей степенью обобщения. Например, частное правило раздельном написании НЕ с существительными, НЕ с прилагательными, НЕ с наречиями на О и обобщённое правило: НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О пишется слитно, если с НЕ образуется новое понятие(неправда-ложь, небольшой - маленький, невысоко-низко).

3. Орфограмма и пунктограмма могут обслуживаться несколькими входящими в одну систему правилами:

а) правописание приставок ПРЕ - и ПРИ - регулируется системой правил, по которым выбор приставки определяется по её значению. При изучении сразу сообщаются признаки, по которым различаются приставки;

б) правила постановки знаков препинания при обособленных приложениях как система даются в 8 классе (обособление распространённых приложений, относящихся к собственным или нарицательным существительным, приложений при личных местоимениях и другое). В предыдущих классах эта тема не изучается;

в) в начальной школе ученики знакомятся с частными правилами постановки запятой между однородными членами, не соединёнными союзами, соединёнными противительными союзами и неповторяющимся союзом И. А в системе полностью изучаются в 8 классе.

Таким образом, изложение правил в их системе, разовая или неразовая подача материала определяются особенностями изучаемого материала, расположением его в учебной программе.

4. Орфограммы и пунктограммы по единому основанию могут объединяться в группы.

5. По особенностям связи с именами существительными (согласованию) правописание падежных окончаний имён прилагательных, местоимений, причастий объединяются в одну группу. В одну группу можно объединить правила — отсутствие запятой между однородными членами, частями сложносочинённого предложения с общим второстепенным членом; частями сложноподчинённого предложения, одинаково зависимыми или одинаково не зависимыми, если они соединяются неповторяющимися союзами И, ДА (И), ИЛИ, ЛИБО. Такое сопоставление правил приведёт к обобщению материала.

Возможны разные пути изучения, обобщения и систематизации знаний по орфографии и пунктуации: подача материала в обобщённом виде с последующей его конкретизацией и ознакомление учащихся с частными правилами в связи с прохождением тем, изучаемых неодновременно. А также обобщение сведений на промежуточных стадиях усвоения материала и систематизация знаний на завершающем этапе обучения. А использование на уроках ИКТ даёт возможность не тратить много времени на это, а в начале каждого урока продемонстрировать нужный блок, повторить и систематизировать. Причём целесообразно использовать не только свои материалы, а предлагать ученикам создать свой вариант группировки. А это способствует хорошему успеху усвоения.

Разнообразны средства и способы усвоения условий действия правил, понимания их взаимодействия в системе обобщения и систематизации знаний по орфографии и пунктуации. А это не только блоки, но и опорные сигналы, которыми давно пользуются учителя. Так с выделением и анализом опознавательных признаков орфограмм и пунктограмм связано использование целого ряда приёмов: 1) сопоставление с целью как систематизации и обобщения материала, так и предупреждения смешения грамматических фактов, 2) сопоставление обобщающе-сопоставительных, информативных таблиц, 3) составление алгоритмов, приёмов-предписаний.

При изучении орфографии прошу ребят строить свою работу, используя такой алгоритм: часть речи, часть слова, правило. Например, сопоставление и обобщение правил употребления О-Ё-Е после шипящих:

1) Что надо знать, чтобы не ошибиться в употреблении О, Е, Ё после шипящих? В какой части слова находится орфограмма. Если в окончании или суффиксе, то какая часть речи.

2) В каких случаях после шипящих слышится О, а пишется Ё? ( В корне слова, в окончаниях и суффиксах глаголов и причастий.)

3) В каких случаях выбор букв О и Е регулируется ударением? ( В окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в суффиксах наречий на- О, - Е .)

4) Сколько всего правил правописания О, Е, Ё после шипящих?

А в конце изучения темы « Обособленные определения» в 8 классе можно составить таблицу «Знаки препинания при обособленных определениях»:

ОБОСОБЛЯЮТСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

1) распространённые, стоящие после определяемого слова,

2) нераспространённые, однородные, стоящие после определяемого слова,

3) относящиеся к личным местоимениями,

4) имеющие обстоятельственное значение,

5) оторванные от определяемого слова другими словами.

Анализ таблицы позволяет выделить общие условия, при наличии которых обособляются определения, и сочетание таких условий в отдельных правилах, осмыслить правила в системе.

Подходы к обобщению могут быть разными и в зависимости от темы, и в зависимости от класса, в котором работает учитель. В сильных классах ученики с удовольствием сами обобщают материал, а на уроках вместе вносят коррективы. Это позволяет использовать все виды памяти при восприятии и усвоении материала.

Описанные пути и средства изучения, обобщения и систематизации орфографических и пунктуационных правил обеспечивают осознание частей как единого целого, усвоение основ орфографии и способствуют формированию умений и навыков.

Литература.

1.Ибрагимов Г.И. «Концентрированное обучение в средней профессиональной школе», Казань, 1988 г.

2.Ибрагимов Г.И. «Педагогические технологии развивающего мышления учащихся», Казань, 1993 г.

3.Шаталов В.Ф. «Эксперимент продолжается», Донецк «Сталкер», 1998 г.