СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема культурной взаимосвязи поколений в семье

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале раскрывается проблема культурной взаимосвязи поколений в современной семье.

Просмотр содержимого документа
«Проблема культурной взаимосвязи поколений в семье»

  Проект   Проблемы культурной  взаимосвязи поколений в семье  Стреж О.С., социальный педагог МКОУ «Кодинская СОШ №4»

Проект

Проблемы культурной

взаимосвязи поколений в семье

Стреж О.С., социальный педагог

МКОУ «Кодинская СОШ №4»

Основные понятия

Семья естественная социально-психологическая малая группа живущих вместе близких родственников, сплоченных общими интересами, соединяющая в себе и формальные, и неформальные черты. В ней осуществляются самые различные виды кооперативной, совместной деятельности, направленной на организацию домашней жизни, отдыха, досуга, удовлетворения самых разнообразных материальных и духовных потребностей. Для ребенка семья является первичной естественной школой кооперативного, группового поведения, коллективного, совместного повседневного труда. Это основной институт формирования духовных, культурных, творческих ценностей человека. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком.

Настоящая крепкая семья всегда знает свою историю, бережно относится к своим корням. Семья представлена различными поколениями, каждое из которых руководствуется своими ценностями и идеалами, соответствующими идеалам общества, сформировавшего их.

Семья, как социальный индикатор, является первым и самым чувствительным социальным организмом ко всем переменам в обществе. В настоящее время семья претерпевает демографические, культурные, социально экономические изменения, которые отражаются на внутрисемейных связях.

Семья важна как для молодого поколения, так и для поколения пожилых людей. Она является основным элементом в системе взаимоотношений между поколениями. Бабушки и дедушки призваны сохранять семейную историю, обеспечивают ощущение преемственности и единства семьи. Они выступают в роли связующего звена между прошлым и настоящим семьи, передают традиции и проверенные временем ценности.

Основные понятия

Поколение – это временная категория, в связи с этим, смена поколений - это поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому.

Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен. Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису. Попытка избежать этих крайностей сподвигла философов на обоснование «этики дискурса», т. е. учение о нравственности, делающим своим содержанием проблемы коммуникации и дискурса. «Этика дискурса» ориентирует представителей разных поколений не на раздоры и деградацию, а на единство, ответственность, согласие, на коммуникацию.

Каждое общество, каждая эпоха вырабатывает определенный тип взаимосвязи поколений и определенные механизмы передачи культуры во времени. Современное динамичное общество ставит перед каждым новым поколением проблемы, цели, пути развития. Здесь опыт предыдущих поколений не может полностью соответствовать задачам будущего. Формируется образ каждого поколения. Поэтому неизбежна проблема, связанная с отношением каждого поколения к прошлому, настоящему и будущему. Для России эта проблема особенно актуальна. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду "связи времен", чувства сопричастности к истории своей страны, своей родины.

В обращении к культуре своего народа, семейным традициям человека привлекает ощущение глубинной связи между судьбами разных поколений. Опора на родную культуру порождает веру и надежду человека, чувство уверенности и защищенности, укрепляет культурную взаимосвязь поколений в семье.

Основные понятия

В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что "культура - это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей от другой". Духовная культура - это обычаи, обряды и праздники, религиозные и мифологические представления, поверья и приметы, народный календарь и традиционные знания (народная медицина), художественная культура (народные музыка и хореография, традиционное изобразительное и устное поэтическое творчество), а также игры (в том числе детские и спортивные).

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

Традиции - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе или группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и его культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Актуальность проекта

  • В настоящее время будущее народа во многом зависит от семьи и семейного воспитания, поэтому многостороннее и глубокое исследование механизмов взаимодействия поколений в семье, ее духовных сокровищ и нравственных ценностей в высшей степени актуально.

  • В недавнем прошлом общественное воспитание оттеснило семейное воспитание на второй план, что повлекло за собой невероятно огромные и педагогические, и особенно нравственные потери. Поэтому исторический опыт семейной этнопедагогики, теория этнопедагогики семьи, а также формы функционирования этнопедагогических традиций в современной семье, развитие ценных, перспективных традиций в будущем приобретают особое значение.
  • Особенно важно осуществление целенаправленного воздействия традиций на детей младшего школьного возраста, ибо основы формирования цельной личности закладываются именно в этом возрасте.

  • Всеобщий интерес к своим корням у определенных людей и целых народов выражается в самых разных проявлениях: от попыток реанимации старинных, архаичных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков "загадочной народной души" до стремления создать или восстановить былую национальную государственность.
Идея проекта    Семья является ядром любой национальной системы воспитания и выступает культурным, ценностным, информационным пространством, во многом уже с ранних лет предопределяющим формирование личности ребенка.  Объект исследования: Семья Предмет исследования: Семейные традиции

Идея проекта

Семья является ядром любой национальной системы воспитания и выступает культурным, ценностным, информационным пространством, во многом уже с ранних лет предопределяющим формирование личности ребенка.

Объект исследования: Семья

Предмет исследования: Семейные традиции

Гипотеза проекта    Если укреплять культурное взаимодействие семьи с обществом и всеми государственными структурами в деле возрождения народного искусства, фольклора, семейного творчества, народных ремёсел и других видов национальной культуры, то это благотворно отразится на укреплении супружеских и детско-родительских отношений, будет способствовать снятию внутрисемейных противоречий и напряжений, сформирует гуманистические традиции, которые станут нормой поведения и деятельности каждого члена семьи.

Гипотеза проекта

Если укреплять культурное взаимодействие семьи с обществом и всеми государственными структурами в деле возрождения народного искусства, фольклора, семейного творчества, народных ремёсел и других видов национальной культуры, то это благотворно отразится на укреплении супружеских и детско-родительских отношений, будет способствовать снятию внутрисемейных противоречий и напряжений, сформирует гуманистические традиции, которые станут нормой поведения и деятельности каждого члена семьи.

Проблема   - Различие в воспитании поколений, основанном на определенных морально-этических нормах, ценностях соответствующего времени;  - культурная взаимосвязь поколений теряется на уровне государственных общеобразовательных учреждений (детских садов, школ, приютов, интернатов, детских домов творчества и т. д.), где необходимо изучать, поддерживать и укреплять ценные семейные обычаи, традиции; изучать историю своего рода.

Проблема

- Различие в воспитании поколений, основанном на определенных морально-этических нормах, ценностях соответствующего времени;

- культурная взаимосвязь поколений теряется на уровне государственных общеобразовательных учреждений (детских садов, школ, приютов, интернатов, детских домов творчества и т. д.), где необходимо изучать, поддерживать и укреплять ценные семейные обычаи, традиции; изучать историю своего рода.

 Цель проекта  Формирование у подрастающего поколения представлений о  ценных семейных традициях, улучшение психологического климата в семье, гармонизация отношений между возрастными группами.       Задачи проекта 1. Анализ научной психолого-педагогической литературы, исторического и социального народного опыта по теме: «проблемы культурной взаимосвязи поколений в семье».  2. Выявление отношения общества к проблеме культурной взаимосвязи поколений в семье и определения путей для решения этих проблем.  3. Разработка программ по оптимизации проблем культурной взаимосвязи поколений в семье и определения путей для их решения.  4. Внедрение результатов проекта.

Цель проекта

Формирование у подрастающего поколения представлений о ценных семейных традициях, улучшение психологического климата в семье, гармонизация отношений между возрастными группами.

Задачи проекта

1. Анализ научной психолого-педагогической литературы, исторического и социального народного опыта по теме: «проблемы культурной взаимосвязи поколений в семье».

2. Выявление отношения общества к проблеме культурной взаимосвязи поколений в семье и определения путей для решения этих проблем.

3. Разработка программ по оптимизации проблем культурной взаимосвязи поколений в семье и определения путей для их решения.

4. Внедрение результатов проекта.

Пути реализации проекта

1. Социальный опрос населения с целью выявления проблем культурной взаимосвязи поколений в семье и определения путей решения этих проблем.

2. Проведение круглых столов, диспутов, конференций для выявления проблем культурной взаимосвязи поколений в семье по темам: «Уважительное отношение к старшему поколению», «Обмен опытом и ценными семейными традициями», «Приобщение подрастающего поколения к семейным традициям».

3. Разработка новых педагогических технологий: 1) в воспитательно-образовательный процесс включать обучающие, игровые, спортивные программы, которые применяют ценные народные (семейные) обычаи и традиции, изучают родословную историю семьи; 2) необходимо ввести учебный курс о сохранении и о методах укрепления здоровья с «молоду», изучающий: а) старинные методы закаливания (обливание холодной водой, как правильно париться в бане и т. д.), б) как правильно дышать(гимнастика Цигун), в) способы правильного питания и очищения организма, г) коррекционные, релаксационные и медитационные упражнения, д) эффективные формы организации условий жизни (распорядок дня, культура поведения за столом, в гостях, в общественном месте, комплекс культурно-гигиенических навыков) и т. д.

Пути реализации проекта  4. Содействие государственных, общественных, культурно-массовых организаций в строительстве и открытии новых оздоровительных, тренажёрных, спортивных, туристических комплексов, бассейнов, катков, лыжных баз, библиотек с детскими игровыми комнатами, клубов по интересам, в организации конкурсов, выставок народного творчества, спортивных соревнований, обмена ценным опытом и традициями служит укреплению культурной взаимосвязи поколений.

Пути реализации проекта

4. Содействие государственных, общественных, культурно-массовых организаций в строительстве и открытии новых оздоровительных, тренажёрных, спортивных, туристических комплексов, бассейнов, катков, лыжных баз, библиотек с детскими игровыми комнатами, клубов по интересам, в организации конкурсов, выставок народного творчества, спортивных соревнований, обмена ценным опытом и традициями служит укреплению культурной взаимосвязи поколений.

Пути реализации проекта  5. Как мы видим на примере исторического опыта русской крестьянской семьи, организация семьи по принципу трудового коллектива и вовлечение всех её членов в совместный труд и активный семейный отдых способствует эффективному решению проблем культурной взаимосвязи поколений.

Пути реализации проекта

5. Как мы видим на примере исторического опыта русской крестьянской семьи, организация семьи по принципу трудового коллектива и вовлечение всех её членов в совместный труд и активный семейный отдых способствует эффективному решению проблем культурной взаимосвязи поколений.

Пути реализации проекта  6.  Родители должны воспитывать у детей интерес к истории и народному творчеству, проводить с ними беседы об истории своего рода, приучать подрастающее поколение к бережному и уважительному отношению к народным обычаям, семейным традициям. Необходимо привлекать детей к коллективному семейному труду, активному совместному отдыху, семейным увлечениям, к сохранению ценных, перспективных традиций. Для этого рекомендуется проводить изучение фольклора: семейное чтение (народных сказок, пословиц, басен и т.д.), прослушивание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, в кругу семьи организовывать старинные игры, традиционные праздники .

Пути реализации проекта

6. Родители должны воспитывать у детей интерес к истории и народному творчеству, проводить с ними беседы об истории своего рода, приучать подрастающее поколение к бережному и уважительному отношению к народным обычаям, семейным традициям. Необходимо привлекать детей к коллективному семейному труду, активному совместному отдыху, семейным увлечениям, к сохранению ценных, перспективных традиций. Для этого рекомендуется проводить изучение фольклора: семейное чтение (народных сказок, пословиц, басен и т.д.), прослушивание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, в кругу семьи организовывать старинные игры, традиционные праздники .

Пути реализации проекта  7.  Руководители организаций и предприятий, психологи должны заботится о сплочении трудового коллектива. Этому способствует организация и проведение культурно-массовых мероприятий, праздников, соревнований, конкурсов, выставок, экскурсий, походов и т.д. с привлечением к активному участию всех членов семей работников и служащих.

Пути реализации проекта

7. Руководители организаций и предприятий, психологи должны заботится о сплочении трудового коллектива. Этому способствует организация и проведение культурно-массовых мероприятий, праздников, соревнований, конкурсов, выставок, экскурсий, походов и т.д. с привлечением к активному участию всех членов семей работников и служащих.

Пути реализации проекта

8. При создании рациональной и эффективной системы взаимодействия людей всех возрастных групп, дети, живущие в семьях с неудовлетворительным материальным положением, а также дети, живущие в детских домах, интернатах, будут приобщены к занятиям в творческих школах различного направления, получат возможность общения с интересными людьми. Все это способно разбудить и разбудит любознательность, творческие способности, активность детей.

9. В процессе осуществления настоящего проекта, по мере накопления практического опыта взаимодействия между людьми всех возрастных групп возникнет необходимость поиска и реализации новых форм общения и обучения:

- организация школ по интересам;

- организация различных школ-мастерских для приобретения практических навыков;

- создание обществ по интересам, объединяющих людей разных поколений, где, в частности, детям будет прививаться интерес не только к развлекательной литературе (комиксы и т.п.), где будет возможно обсуждение прочитанного, встреча с авторами;

- организация выставок изделий, выполненных в творческих школах, школах- мастерских, а возможно и выставок-продаж.

Эти выставки-продажи будут, несомненно, полезны и для детей, и для старшего поколения, и для посетителей. Финансовый интерес даст дополнительный стимул участникам выставок и разбудит интерес посетителей к проблемам детского возраста.

Важно и то, что возврат к активной, эмоционально-насыщенной жизни лиц 3-ей возрастной группы (пожилых) обязательно приведет к улучшению их психофизиологического состояния, здоровья. Появление достойной цели в жизни, повышение самооценки, востребованности своего интеллектуального потенциала отвлечет их от углубления в свои, естественные в преклонном возрасте, недомогания и болезни. Активизация жизненных сил улучшит физическое состояние людей этой возрастной группы и подарит им долголетие. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры из жизни людей, не прервавших занятия любимым делом при достижении преклонного возраста: ученых, актеров, педагогов, общественных деятелей и т.д.

Проект, основанный на возобновлении и укреплении культурной взаимосвязи поколений, является одним из путей решения сразу двух проблем: быстрого и эффективного воздействия на воспитательный и творческий процесс 1-го возраста (детей) и активного долголетия и здоровья людей 3-го возраста (пожилых).

Из истории

Для русского человека семья всегда была сосредоточием в его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования не только государственности, но и миропорядка.

В основе взаимоотношений между поколениями в русской крестьянской семье всегда лежало уважение к старшим - к родителям, к дедам и прадедам, к старикам в общине. Крестьянская нравственность, все нормы поведения требовали безусловного уважения родителей на протяжении всей их жизни. Общественное мнение резко осуждало лиц, позволявших себе непочтительное отношение к старшим. Крестьянская семья, прежде всего, представляла собой коллектив совместно хозяйствующих людей, и эта черта многое определяла в семейных отношениях. Но семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, будучи первичным и основным производственным коллективом. Она была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей коллективного опыта. По православным понятиям, семья являлась "малой церковью", то есть, призвана была блюсти основы христианской жизни каждого своего члена. Антирелигиозная политика советской власти после революции 1917 года подорвала веру русского народа, его традиции и нравственные устои.

Формирование духовной культуры личности в России всегда рассматривалось через чтение, книгу. Русская историческая традиция семейных чтений показывает, как велика была у народа тяга к духовному совершенству. Книга служила не только источником информации, но и пищей для души, сердца, объединяла людей, воспитывала культуру общения, являлась носителем нравственных и духовных ценностей. Именно в семье формируется интерес к книге, здесь пробуждается и развивается его читательская индивидуальность, формируются его запросы, его литературные интересы. Большой потенциал культуры чтения имеется в практике семейного воспитания и социализации личности.

В России на протяжении многих веков имел место в различных слоях общества уклад жизни, основанный на существовании и поддержании функциональных взаимосвязей, взаимовлияния представителей трёх возрастных групп семьи (1- й возраст - дети; 2- й возраст – родители; 3 – й возраст – родители родителей (старшее поколение)). Традиционно накопление и передача опыта, традиций, сведений о предках (о происхождении семьи) осуществлялись третьим поколением и были действенным элементом воспитания детей, прививали им соответствующие нормы поведения, формировали мораль. Взаимоуважение между возрастными группами, воспитание в детях уважения и гордости своими предками вырабатывало тягу к семье, к домашнему очагу, которая оставалась доминантной и во взрослом состоянии. В результате такого воспитания ребёнок осознавал и усваивал семейные традиции, культурные навыки, образ жизни.

Анализ социологического опроса  В социологическом опросе участвовало 30 семей, из них: 7 семей состояли из 2-х поколений (нуклеарные), 16 семей - из 3-х, 4 семьи - из 4-х поколений (расширенные).   Опрошено 30 человек, из них 1 мужчина, 29 женщин, возраст респондентов преимущественно 30-45 лет, время опроса – август 2009 год.   Из 30 опрошенных семей: малоимущими были – 9, средний достаток имели – 6, высокий доход – 4 семьи.   Из 30 респондентов имели: среднее образование - 6 человек, среднее-профессиональное – 17, а высшее - 7 человек.   Во всех опрашиваемых семьях доминирующим языком является русский.

Анализ социологического опроса

В социологическом опросе участвовало 30 семей, из них: 7 семей состояли из 2-х поколений (нуклеарные), 16 семей - из 3-х, 4 семьи - из 4-х поколений (расширенные).

Опрошено 30 человек, из них 1 мужчина, 29 женщин, возраст респондентов преимущественно 30-45 лет, время опроса – август 2009 год.

Из 30 опрошенных семей: малоимущими были – 9, средний достаток имели – 6, высокий доход – 4 семьи.

Из 30 респондентов имели: среднее образование - 6 человек, среднее-профессиональное – 17, а высшее - 7 человек.

Во всех опрашиваемых семьях доминирующим языком является русский.

  Анализ социологического опроса В результате опроса была выявлена следующая динамика семейных традиций: № Традиционные занятия в кругу семьи 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Количество семей, их предпочитающие, % Спорт Отдых на природе Совместный досуг (просмотр телепередач и т.д.) Проведение праздников Работа и отдых на даче Чтение Чаепития и вкусные обеды Туризм (походы) Совместные экскурсии Закаливание (обливание холодной водой) Пения Музыка (гармонь) Рисование Нет 23,3 20,0 16,7 13,3 13,3 10,0 6,7 6,7 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3

Анализ социологического опроса

В результате опроса была выявлена следующая динамика семейных традиций:

Традиционные занятия в кругу семьи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Количество семей, их предпочитающие, %

Спорт

Отдых на природе

Совместный досуг (просмотр телепередач и т.д.)

Проведение праздников

Работа и отдых на даче

Чтение

Чаепития и вкусные обеды

Туризм (походы)

Совместные экскурсии

Закаливание (обливание холодной водой)

Пения

Музыка (гармонь)

Рисование

Нет

23,3

20,0

16,7

13,3

13,3

10,0

6,7

6,7

3,3

3,3

3,3

3,3

3,3

3,3

Анализ социологического опроса. Динамика семейных традиций. 1.  На вопрос «Передаются ли ваши семейный традиции из поколения в поколение?» ответили: «да» - 15, «нет» - 8, «не всегда» – 7 респондентов. 2. По данным опроса: выходные и праздники в кругу семьи «часто» проводят - 18 человек, «иногда» проводят - 7 человек, «не проводят» - 5 человек.

Анализ социологического опроса. Динамика семейных традиций.

1. На вопрос «Передаются ли ваши семейный традиции из поколения в поколение?» ответили: «да» - 15, «нет» - 8, «не всегда» – 7 респондентов. 2. По данным опроса: выходные и праздники в кругу семьи «часто» проводят - 18 человек, «иногда» проводят - 7 человек, «не проводят» - 5 человек.

Анализ социологического опроса   3. Какие новые семейные традиции желали бы приобрести опрашиваемые:  4.  Причинами проблем культурной взаимосвязи поколений в семье назвали: неумение или нежелание понять, помочь друг другу, принять точку зрения другого человека - 73,3% опрошенных; стереотипы мышления, отрицательные установки – 20%; отсутствие у поколений общих целей, совместных дел, мероприятий, праздников - 36,7%; разные интересы у поколений – 10% опрошенных.  5. На вопрос: «Должны ли быть одинаковыми основные принципы воспитания подрастающего поколения бабушками, дедушками и родителями?» ответили: «да» – 9 человек, «нет» - 4 человека, «не всегда» - 17 человек.

Анализ социологического опроса

3. Какие новые семейные традиции желали бы приобрести опрашиваемые:

4. Причинами проблем культурной взаимосвязи поколений в семье назвали:

  • неумение или нежелание понять, помочь друг другу, принять точку зрения другого человека - 73,3% опрошенных;
  • стереотипы мышления, отрицательные установки – 20%;
  • отсутствие у поколений общих целей, совместных дел, мероприятий, праздников - 36,7%;
  • разные интересы у поколений – 10% опрошенных.

5. На вопрос: «Должны ли быть одинаковыми основные принципы воспитания подрастающего поколения бабушками, дедушками и родителями?» ответили: «да» – 9 человек, «нет» - 4 человека, «не всегда» - 17 человек.

Анализ социологического опроса  6 . По мнению респондентов для укрепления культурной взаимосвязи и улучшения взаимопонимания между поколениями необходимо:  взаимопонимание и взаимопомощь поколений – 70%;  семейный совместный труд – 56,7%;  возрождение ценных традиций – 40%;  активное участие государства и общества – 23,3%;  общие интересы и цели у поколений в семье – 6,7%.   7. На вопрос «Считаете ли Вы правильной организацию семьи по принципу трудового  коллектива?» ответили: «да» - 24 человека, «не всегда» - 5 человек, «нет» - 1 человек.   Особая роль в реализации педагогической функции семьи принадлежит  совместной досуговой деятельности, которая представляет собой часть свободного времени, используемого для общения, потребления ценностей духовной культурой, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм негреламинтированной активности, способствующей сохранению, восстановлению и развитию физического и духовного здоровья человека, его интеллектуальному совершенству.

Анализ социологического опроса

6 . По мнению респондентов для укрепления культурной взаимосвязи и улучшения взаимопонимания между поколениями необходимо:

  • взаимопонимание и взаимопомощь поколений – 70%;
  • семейный совместный труд – 56,7%;
  • возрождение ценных традиций – 40%;
  • активное участие государства и общества – 23,3%;
  • общие интересы и цели у поколений в семье – 6,7%.

7. На вопрос «Считаете ли Вы правильной организацию семьи по принципу трудового коллектива?» ответили: «да» - 24 человека, «не всегда» - 5 человек, «нет» - 1 человек.

Особая роль в реализации педагогической функции семьи принадлежит совместной досуговой деятельности, которая представляет собой часть свободного времени, используемого для общения, потребления ценностей духовной культурой, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм негреламинтированной активности, способствующей сохранению, восстановлению и развитию физического и духовного здоровья человека, его интеллектуальному совершенству.

В содержательном плане культурных традиций семьи были выделены следующие элементы:

  • Формы организации условий жизни (распорядок дня, культура поведения за столом, в гостях, в общественном месте, комплекс культурно-гигиенических навыков);
  • Совместная творческая деятельность (художественная, техническая);
  • Учеба, самообразование, занятия с детьми;
  • Активные, физические занятия всей семьёй (совместный труд, старинные, спортивные игры, туризм);
  • Публично-зрелищные занятия (кино, театр, концерты, спортивные зрелища, музеи, экскурсии и т.д.)
  • Культурные занятия в кругу семьи (чтение, пение, музыка, телевидение, радио);
  • Совместные любительские занятия (хобби: коллекционирование, приготовление пищи и т. д.);
  • Посещение гостей, дискотек, клубов всей семьёй.
  • Оздоровительные мероприятия (закаливание организма, физические, релаксационные, медитационные упражнения, дыхательная гимнастика (Цигун), правильное питание и очищение организма и т. д.);
  • Способы и приемы формирования у подрастающего поколения мотивации культуры поведения (беседы, чтение литературных произведений, просмотр фильмов, культурные мероприятия, личный пример родителей и других членов семьи).

Выводы проекта

  • Возрождение ценных, перспективных традиций должно происходить в семье и поддерживаться обществом и государством. Для эффективного решения проблем культурной взаимосвязи поколений необходимо активное взаимодействие семьи с обществом и всеми государственными структурами.

  • Культурно-досуговая сфера становится реальным ресурсом в деле возрождения народного искусства, фольклора, семейного творчества, народных ремёсел и других видов национальной культуры. Сохранение традиций народной культуры формирует в людях чувство принадлежности к своему народу, способствует сохранению нравственных норм и ценностей, выработанных предшествующими поколениями. Этот процесс естественных путём отражается на укреплении супружеских и детско-родительских отношений, способствует снятию внутрисемейных противоречий и напряжений, формирует гуманистические традиции, которые становятся нормой поведения и деятельности каждого члена семьи.

  • Рациональное использование свободного времени для воспитания детей и организации досуга становится важной социальной функцией современной семьи. Поэтому первостепенное значение приобретают устранение элементов стихийности в досуге семьи, неуклонное повышение его культуры, ориентация на активные формы использования свободного времени.

Библиографический список www.lib.socio.msu.ru/.../library?... http://utroforum.ucoz.ru/publ/5-1-0-116 www.deti-mira.ru/info/Advice/?... www.klubok.net/article2060.html www. revolution.allbest.ru/.../00024998_0.html Федоренко Е. Ю., глава 5: Взаимопонимание поколений в семье, «Наша семья. Пособие для молодой семьи.» Сборник научно-популярной публицистики – Красноярск: Издательство «Платина», 2008. – 272с., ил. Лаврецова С. В., статья: «Семейный досуг по материалу»: Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга, «Семья – богатство края». Информационно методический справочник для журналистов по вопросам семейной политики в Красноярском края. Поликом, 2008. Ильин И. А., статья «О семье и воспитании», журнал «Семейное чтение» № 2-3 за 2009г.

Библиографический список

  • www.lib.socio.msu.ru/.../library?...
  • http://utroforum.ucoz.ru/publ/5-1-0-116
  • www.deti-mira.ru/info/Advice/?...
  • www.klubok.net/article2060.html
  • www. revolution.allbest.ru/.../00024998_0.html
  • Федоренко Е. Ю., глава 5: Взаимопонимание поколений в семье, «Наша семья. Пособие для молодой семьи.» Сборник научно-популярной публицистики – Красноярск: Издательство «Платина», 2008. – 272с., ил.
  • Лаврецова С. В., статья: «Семейный досуг по материалу»: Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга, «Семья – богатство края». Информационно методический справочник для журналистов по вопросам семейной политики в Красноярском края. Поликом, 2008.
  • Ильин И. А., статья «О семье и воспитании», журнал «Семейное чтение» № 2-3 за 2009г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!