рок литературы в 11-м классе по роману М.А. Булгакова
"Мастер и Маргарита".
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри. Проблемы нравственного выбора.
Тема урока:
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри. Анализ эпизода. Проблемы нравственного выбора героев. Символика цвета в романе. Магия цифр.
ЦЕЛЬ:
Осмысление духовной трагедии главных героев эпизода романа.
Осмысление проблемы творца и власти
Выработка личностного взгляда на проблемы, поставленные писателем в М.А. Булгаковым в романе.
Анализ художественной детали, символических образов. Цветовая классификация, магия цифр как средство раскрытия идеи писателя в романе. Роль символов в романе.
Оборудование урока:
Компьютер.
Музыкальный центр.
Диск х/ф В. Бортко «Мастер и Маргарита».
Мультимедийная презентация к уроку.
Вопрос об отношении к литературе классиков
сводится к вопросу о мастерстве.
Всякая работа требует мастера.
А.М. Горький
Слово "мастер" обозначает лицо, достигшее высокой
степени в овладении каким-нибудь искусством, а также (в древности) — магистра,
причастного высшей власти и тайне.
Булгаковский Мастер отвечает обоим этим требованиям.
Г.А. Лесскис
Хочу начать урок с небольшой истории, которую узнала из рассказа Е. Габриловича «Вещичка». В начале 30-х годов Е. Габрилович получил квартиру в Нащокинском переулке, в Москве. Оказалось, что на балкон выходит дверь и из соседней квартиры, в которой жили Булгаковы, Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна. А в те годы Булгаков был в беде, на мели, даже «кристаллизовалось мнение, что он сошёл». «Итак, долгое время я жил бок о бок с крупнейшим писателем, но не замечал этого. Встречаясь с Булгаковым на нашем общем балконе и глядя на крыши сараев со скудной листвой в перспективе, мы обсуждали с ним новости, сплетни, пользу пеших прогулок, лекарств от почек, разводы, измены и свадьбы. И только однажды я спросил его о том, что он пишет. Всего один раз». И знаете, что ответил Булгаков?! «Пишу кое – что, сказал он, устремив взор с балкона к сараям - Так, вещицу».
Сегодня мы будем говорить об этой «вещице» - замечательном романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Эпиграф:
Под портретом писателя:
Вы – писатель?
Я – мастер.
(«Мастер и Маргарита»).
Ход урока. 1. ЭТАП. От «Великого канцлера» к «Мастеру и Маргарите»»
1. Слово учителя. История создания романа.
«Они писаны долго, в обдумывании многих из них прошли годы, а потому не угодно ли читателям моим тоже подумать о них на досуге и всмотреться пристальней».
Над романом работал 12 лет. С 1928 по 1940г
В 1930 г. В отчаянии сжег 1 редакцию
1931 г. замысел существенно меняется (Появляется Маргарита)
1934 г. Варианта заглавия еще нет. В числе возможных заглавий:
«Черный маг»
«Великий канцлер»
«Черный богослов»
«Он появился»
«Подкова иностранца»
«Копыто консультанта»
Правка не прекращалась до смерти писателя. 13 февраля еще правил. 10 марта умер.
2.ЭТАП. Поэтика заглавия романа.
Учитель: Сегодня мы работаем по роману «Мастер и Маргарита», что позволит нам через диалоги, поступки и характерологические особенности героев выйти на раскрытие проблематики эпизода, его идейно-композиционной роли.
Через заглавие романа Булгакова исследуем темы произведения. Связь с ранееизученными произведениями.
Название заявляет тему любви - одну из главных для М.А. Булгакова. Тема любви, творчества для русской литературы традиционна. Назовите произведения, в которых раскрывается тема любви? ( «Гроза» Н. Островского, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова, «Евгений Онегин» А. Пушкина, «Гранатовый браслет» И. Куприна…). Название напоминает о знаменитых в мировой литературе «Ромео и Джульетте», «Тристане и Изольде», «Дафнисе и Хлое».
Но мы изучаем необычный роман: показана любовь женщины необыкновенной. Хотя и здесь М. Булгаков опирался на традиции русской литературы. Вспомните, в каком произведении главная героиня – ведьма, полюбившая и отдавшая всю себя этому чувству? (Повесть «Олеся» А. И.Куприна.)
В каком произведении раскрывается данная тема и показывается тонкая взаимосвязь двух понятий – любовь и творчество, влияние их на жизнь человека? ( Роман «Евгений Онегин». Если бы Ольга любила по-настоящему, то понимала бы чувства поэта-романтика, его переживания, не совершала тех ошибок, которые привели к трагедии. Для этого нужно дышать одним воздухом с любимым, жить мыслями, творчеством того, кого любишь, или хотя бы читать его произведения. Но «Ленский и писал бы оды,//Да Ольга не читала их». Видимо, поэтому с такой лёгкостью она забывает погибшего на дуэли Ленского и выходит замуж.)
В произведении Булгакова не так. Это Маргарита назвала его, своего возлюбленного, Мастером, дорожила и восхищалась романом, и, наверное, поэтому Маргарита Николаевна встретила ту любовь, которая «сильна, как смерть». Прав был А. С.Пушкин, когда говорил:
Случалось ли поэтам слезным
Читать в глаза своим любезным
Свои творенья? Говорят,
Что в мире выше нет наград.
И впрямь, блажен любовник скромный,
Читающий мечты свои
Предмету песен и любви,
Красавице приятно - томной!
Блажен…
Итак, роман активизирует схему «ОН и ОНА». Традиционное название предупреждает, что в центре будут герои-любовники. А тема любви у Булгакова неразрывно связана с темой творчества…
Исследовательская работа.
Мастер – творец, высочайший профессионал своего дела.
Мастер – первое слово в романе. Им открывается произведение, и открывается оно темой творчества.
Поэтика заглавия. Я-МАСТЕР
О том, что восприятие "мастерства" применительно к вопросам творческого процесса не так однозначно, как его принято трактовать, свидетельствует хотя бы выдержка из статьи, ни в коей мере не затрагивающей связанные с творчеством М.А. Булгакова вопросы: "Для твердых ориентаций нам необходимо постоянное честное различение творчества и ремесла.
Художественность и мастерство, по заповеди Пушкина, — Моцарт и Сальери. Мастерство предполагает повторимость, творчество — уникально.
Художник создает, а не мастерит. Он — творец, мастер — делатель.
Для художника его творчество — это жизненная задача, жизнь во всей ее полноте; для мастера — это работа над произведением, а жизнь — лишь "подножие" искусству [...]
Для мастера вопрос "как?" обособляется в самостоятельную задачу. Для художника он не существует вообще. Заостряя, можно бы сказать, что появление мастерства как такового, самого по себе, означает смерть для художника".
Творчество («творец») | Ремесло («мастер») |
Художественность | мастерство, |
Моцарт | Сальери |
творчество — уникально | предполагает повторимость |
создает, | мастерит |
творец | делатель. |
Для художника творчество-это жизненная задача | для мастера — это работа над произведением, а жизнь — лишь "подножие" искусству [...] |
Для художника он не существует вообще. | Для мастера вопрос "как?" обособляется в самостоятельную задачу. |
Вывод: заостряя, можно бы сказать, что появление мастерства как такового, самого по себе, означает смерть для художника" . |
Итак, мастерство — смерть для художника... Но это сказано в наши дни, и к Булгакову отношения не имеет — примерно так могут возразить оппоненты, добавив что-либо относительно "исторической памяти". Хорошо; давайте вспомним, как считали современники Булгакова — художники близкого к булгаковскому склада мышления: "Количество пишущих, количество профессионалов, а не прирожденных художников все растет, и читатель питается уже мастеровщиной, либеральной лживостью, обязательным, неизменным народолюбчеством, трафаретом..." Это — мнение не рядового литератора, а будущего Нобелевского лауреата в области литературы И.А. Бунина 11.
О том, что оно не было одиночным, говорит приведенный в 1936 году Буниным же относящийся к самому началу века касающийся Горького факт:
"Всем известно, как, подражая ему в "народности" одежды, Андреев, Скиталец и прочие "Подмаксимки" тоже стали носить сапоги с голенищами, блузы и поддевки. Это было нестерпимо". О "подмаксимках" писали также П. Пильский 13, М. Алданов 14.
Здесь очевидно, что при образовании неологизма "подмаксимка" в качестве кальки использовано слово "подмастерье". Иными словами, понятие "мастер" еще в начале века употреблялось с ироническим оттенком; причем уже тогда — в отношении Горького. И уж если вести разговор об исторической памяти Булгакова, то этот факт не мог быть не известным ему ; поэтому к толкованию этого неоднозначного понятия применительно к содержанию романа "Мастер и Маргарита" вряд ли можно подходить только с общепринятых позиций. К тому же, если возвратиться к знаменитой фразе "Я — мастер", то следует посмотреть, в каком контексте она включена в роман. Вспомним: Мастер отвечает на вполне естественный вопрос Бездомного "Вы писатель?". Уже в самом ответе Мастера "Я — мастер" содержится противопоставление понятий "писатель" и "мастер". Более того, это противопоставление усиливается реакцией Мастера (в общем-то неожиданной; уж во всяком случае она никак не вписывается в общепринятое толкование этого места в романе): он не только "потемнел лицом" и "сделался суров", но и "погрозил Ивану кулаком".
Название романа гармонично, так как использование прием анаграммы (повтор некоторых букв в обеих частях названия романа).
Мастер и Маргарита
Анаграмматическая связь указывает на то, что существует глубинное взаимопроникновение на уровне характеров, судеб героев.
М.А. Булгаков: «За мной читатель, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» «…верной, вечной любви!»
Фонетические особенности имен героев
Фоносемантический план
В фоносемантическом плане имя героини в названии романа выражено целеустремленно, цельно.
Имя Мастера является менее «четким», более разнонаправленным, хотя единичное наличие звуков –а, -р (красные) сближают их.
Цветовая классификация имен
П

о цветовой классификации этим звукам соответствует красный цвет



___________________________________________________________________________________
Переход от вступительной части к анализу.
Являясь эквивалентом текста, название призвано заявлять его основные темы и их трагическое решение.
Но в данном случае название не отражает полноты содержания текста, оно не тождественно тексту, в котором помимо темы любви и творчества также центральной является и проблема добра и зла. Это побудило автора предпослать тексту не только название, но и эпиграф, который заявляет еще одну тему романа.
Эпиграф:
Воланд спрашивает Мастера:
-О чём роман?
Что слышит в ответ? (О Понтии Пилате).
Работа с текстом. Эпиграф.
Учитель: Следовательно, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора. Почему?
Краткая передача сюжетной линии эпизода.
(Примечания) К 11 классу учащиеся уже хорошо знают, что портрет является одним из способов раскрытия характера героя, в нем автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица.
Учитель: Посмотрим, какими предстают перед читателем два героя — Понтий Пилат, обладающий неограниченной властью прокуратор Иудеи, и Иешуа Га-Ноцри, бродячий двадцатисемилетний философ, волею судьбы оказавшийся сейчас перед глазами владыки, страдающего от невыносимой головной боли.
Учитель: Присмотримся к встрече Пилата и Иешуа. Этот эпизод заслуживает специального изучения.
Притягивает, завораживает, давая ощущение особой эмоциональной наполненности, первая фраза главы «Понтий Пилат»:
Учащиеся зачитывают портретные описания героев.
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой ранним утром 14-числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
Учитель: Каким мы можем представить Понтия Пилата? Обратим внимание на яркий эпитет: подбой именно «кровавый».
Создаётся образ человека, наделённого большой властью, не лишённого государственной мудрости и уважения. Одно слово сразу обращает на себя внимание: подбой «кровавый», не красный, яркий, багровый. Человек не боится крови: он, обладающий «кавалерийской походкой», - бесстрашный воин, недаром его прозвали «Всадник Золотое Копьё». Но, вероятно, он не только по отношению к врагам в бою такой. Сам готов повторять о себе то, что говорят о нём другие: «свирепое чудовище».
А вот следующая фраза сразу снимает этот ореол значительности, подчёркивая земные слабости героя, несколько его приземляя: «Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового (роза-олицетворение Иисуса Христа) масла, и всё теперь предвещало нехороший день, т. к. запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета».
Так на протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости, из которых самым ярким будет неявная, скрываемая от всех, и даже от себя, трусость перед более высокой властью.
Посмотрим, какими предстают перед читателями два героя – Понтий Пилат, обладающий неограниченной властью прокуратор Иудеи, и Иешуа Га-Ноцри, бродячий 27-летний философ, волею судьбы оказавшийся сейчас перед глазами владыки, страдающего от головной боли.
Анализ.
Художественная деталь. Глаза.
Учитель: О страданиях Пилата автор скажет, постоянно обращаясь к одной детали его портрета – глазам. Обратимся к описанию взгляда Пилата.
Учитель: Проследим по тексту мотив болезни. Как меняются его глаза.
Учитель: В начале «ершалаимских» главах солнце как проклятое преследует Пилата. А тут ещё проклятая болезнь - гемикрания. Головная боль Понтия Пилата- знак дисгармонии: сильный ум этого человека разошёлся с его совестью. Человек, принудивший себя примириться со злом, расплачивается за это мучительной головной болью и в «томной муке просит: «О, боги мои! Яду мне, яду!»
Именно то, что Иешуа догадался о его страданиях и освободил прокуратора от них, заставит Понтия Пилата отнестись к арестованному не так, как, вероятно, он относился к подобным людям раньше. Но стоящий перед ним человек заинтересовал его ещё и речами.
Зачитаем портрет Иешуа Га-Ноцри.
Учитель: «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запёкшейся кровью». Анализ.

Проблемно-тематический этап урока.
Отработка мотива «добрые люди»
Работа с текстом.
Что проповедует Иешуа?
Что противопоставлено словами добрый человек?
Составьте лексико-семантический ряд с доминирующим смыслом зло.
З



ло



Отработка мотива «ХРАМ веры».
Выделить фрагменты текста, где речь идет о ХРАМЕ
Какое смысловое содержание имеет храм в репликах Иешуа и Пилата?
Сопоставьте семантику словосочетаний: «разрушить здание храма… «рухнет храм …веры»
В каком из них выражено активное действие.
Что противопоставлено храму старой веры в реплике ИЕШУА?
В каком значении использован глагол «рухнет» в контексте?
Учащиеся: прекратится насилие и восторжествует истина.
Учитель: Ребята, а что для вас истина? Ответы учащихся. А теперь давайте попробуем осознать, расшифровать фрагмент эпизода о том, что такое истина для Иешуа.
Отработка мотива «истина»
Отработка мотива «болезни».
А теперь давайте попробуем осознать, расшифровать фрагмент эпизода о том, что такое истина для Иешуа.
Мотив вводится как болезнь физическая.
Как мотив болезни связан с основным противопоставлением добра и зла? (внутренняя борьба Пилата)
Проследите развитие мотива через описание внешнего облика, поведения и эмоционального состояния.
Мотив « истина».
Как развивает это понятие Иешуа? (Прозрение, возможность взглянуть на мир, открыться для добра) Но разве увлечение к миру “навстречу” не есть одновременно “движение” истинно? В этом - ключ эпизоду с вопросом: “Что такое истина?” Пилату, мучающемуся гемикранией, Иешуа отвечает так: “Истина... в том, что у тебя болит голова” (24).
Булгаков и здесь верен себе: ответ Иешуа связан с глубинным смыслом романа - призывом прозреть правду сквозь намеки к “низа”, и “середины”; открыть глаза, начать видеть.
Истина Иешуа не повторяет “традицию”, “регламент” и “ритуал”. Она становится живой и всякий раз новой способностью к диалогу с жизнью. Но здесь и заключено самое трудное, ибо для полноты такого общения с миром необходимо бесстрашие. Бесстрашие души, мысли, чувства”1.
Открытость” и “замкнутость” - вот, по Булгакову, полосы добра и зла. “Движение навстречу” - сущность добра. Уход в себя, замкнутость - вот, что открывает дорогу злу. Уходя в себя, человек так или иначе вступает в контакт с дьяволом1.
Примечание.
Как развивает это понятие Иешуа? — Для него истина в том, что никто не может распорядиться его жизнью: «…согласись, что перерезать волосок», на котором висит жизнь, «уж наверное может лишь тот, кто подвесил». Для Иешуа истина и в том, что «злых людей нет на свете». И если бы он поговорил с Крысобоем, тот резко изменился бы. Знаменательно, что Иешуа говорит об этом «мечтательно». Он к истине этой готов идти при помощи убеждения, слова. Это дело его жизни.
Что от его слов зависит решение его судьбы. Ради собственной же идеи добра не произносит слово неправды. Если бы он хоть немного покривил душой, то “исчез бы весь смысл его учения, ибо добро - это правда!”1. А “правду говорить легко и приятно”
В чем же главная сила Иешуа? Прежде всего в открытости. Непосредственности. Он всегда находится в состоянии духовного порыва “навстречу”. Его первое же появление в романе фиксирует это: “Человек со связанными руками несколько подался вперед + и начал говорить:
- Добрый человек! Поверь мне...”
Иешуа - человек, всегда открытый миру. “Беда в том, - продолжал никем не остнавливаемый связанный, - что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей”
И Понтий Пилат после этой части разговора принимает решение в пользу Иешуа. Какое, ребята? Зачитайте.
Ответ: объявить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления, и, удалив из Ершалаима, подвергнуть заключению там, где располагалась резиденция прокуратора.
Почему?
Ответ: Такого человека хочется держать при себе. Пилат, видящий вокруг себя только тех, кто его боится, может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов.
П
роследим развитие и положительную динамику в обращении Пилата к Иешуа. (схема в презентации).
Мотив «ласточка»
Хочется обратить ваше внимание ещё на одну важную деталь, как появление ласточки.
Как вы считаете, ласточка- это символ чего?
Метафоры и сравнения в эпизоде?
Объясните метафоры и сравнения в предложениях, описывающих разговор прокуратора с Иешуа: «Крылья ласточки фыркнули над самой головой игемона, птица метнулась к чаше фонтана и вылетела на волю.
В мифологических представлениях ласточка обладает широкой символикой. Наряду с её значением вестницы добра, счастья, начала, надежды, возрождения, домашнего уюта проявляются амбивалентные свойства. Не случайно во время суда над Иешуа она пролетела 3 раза. Ласточка связана и с иным миром, со смертью, выступает как посредница между смертью и жизнью; бывает и символом опасности, непрочности, ненадёжности жизни.
Мотива «трусости» и «малодушия»
Почему автор вводит символ, говорящий о ненадежности жизни. какого момента разговора прокуратор почувствовал опасность?
В какой момент изменится настроение Понтия Пилата?
Почему он будет вынужден отказаться от своего первоначального решения?
Что же прочитал Понтий Пилат в этом пергаменте?
Принимает ли Понтий Пилат такую истину?
Что же случилось с прокуратором?
Почему Пилат, желая спасти арестованного, всё же приговаривает его к казни?
Почему же возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас?
Развитие мотива «трусости и малодушия»
Но столь мирно все не может разрешиться, потому что жизнь жестока и люди, имеющие власть, боятся ее потерять.
Ситуация осложняется ещё и тем, что, действуя от имени Тиверия, олицетворяющего собой государство, Понтий Пилат испытывает к императору чувство брезгливости, отвращения, Не случайно в роковую для него минуту, когда он вынужден одобрить смертный приговор Иешуа, в сознании прокуратора возникает отвратительный облик Тиверия:
Докажите текстом, что Пилат ненавидел Тиверия. Проследите ряд эмоционально окрашенной лексики.
А тогда из-за чего?
Что же прочитал Понтий Пилат в этом пергаменте? Иешуа несколько позже произнесет это вслух, и окажется, что разговор об истине еще не закончен. «В числе прочего я говорил… что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
Принимает ли Понтий такую истину?
Нет. «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? О боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!..»
4 этап. Заключительная часть урока.
Размышление о прочитанном.
Есть люди, которые совершают подобные предательства спокойно: Иуда не страдает нравственно, продав Иешуа. Но Понтий Пилат относится к числу людей, у которых есть совесть. Именно поэтому, понимая, что вынужден будет вынести приговор Иешуа, он заранее знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет и его собственная — только нравственная. «Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!..» И какая-то совсем нелепая среди них о каком-то долженствующем непременно быть — и с кем?! — бессмертии, причем бессмертие почему-то вызвало нестерпимую тоску».
И после того как Синедрион подтвердил свое решение относительно казни Иешуа показалось прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал.
Пилат прогнал эту мысль, и она улетела в одно мгновение, как и прилетела. Она улетела, а тоска осталась необъясненной, ибо не могла же ее объяснить мелькнувшая как молния и тут же погасшая какая-то короткая другая мысль: «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке».
Почему же возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас? Ответы сводятся обычно к тому, что человек совестливый не может жить с камнем на душе. И уже сейчас Пилат уверен, что не будет ему покоя ни днем ни ночью. Он попытается как-то смягчить «приговор» себе; он даже пригрозит Каифе: «Побереги себя, первосвященник… Не будет тебе… отныне покоя! Ни тебе, ни народу твоему… пожалеешь, что послал на смерть философа с его мирной проповедью».
Итоги.
Роман Булгакова – произведение о нравственной ответственности человека за свои поступки.
Наблюдая за авторскими ремарками к репликам Понтия Пилата, обнаруживаем в нём и человеческое соучастие к Иешуа, и жалость, и сострадание. И вместе с тем страх. Именно он, рождённый зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам, а не истине, и определяет в счёте выбор Понтия Пилата. И не только это. В условиях любого тоталитарного режима, будь то рабовладельческий Рим или сталинская диктатура, даже самый сильный человек может выжить, преуспеть, лишь руководствуясь ближайшей государственной пользой, а не своими нравственными ориентирами.
Понтий Пилат для Булгакова - не просто трус, фарисей, отступник. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, свою душу. Вот почему загнанный в угол необходимостью предать смерти бродячего философа, он про себя произносит: «Погиб!», а затем: «Погибли».
Мы видим постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить карьеру Пилат идёт против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. Нет и не может быть морального выкупа за предательство. А в предательстве, как это всегда бывает, лежит трусость. Но неужели бесстрашный на поле боя воин, всадник «Золотое Копьё», в самом деле трус? И отчего Булгаков так настаивает на этом обвинении?
«Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков»,- слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок»,- неожиданно вмешивается внутренний голос Пилата и самого автора.
Почему же такая резкая оценка?
Вероятно, автор уверен, что подлее, страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, способен ему препятствовать, но не делает этого из малодушия, трусости, привычки к комфорту, боязни за карьеру. «Трусость» крайнее выражение внутренней подчинённости, «несвободы духа», главная причина социальных подлостей на земле.
И наказан за неё Пилат страшными муками, муками совести.
Рефлексия.
Каким изображён прокуратор Иудеи в главе 2?(Одиноким)
Какие чувства испытывает он к Иешуа? (Симпатию)
Что вызвало удивление прокуратора в рассказе Иешуа? (Что способен добром спасать)
О чём Иешуа спорит с Понтием Пилатом? Как вы понимаете слова Иешуа о том, что не прокуратор властен над его жизнью?
Какой вопрос с вашей точки зрения может быть рассмотрен
как проблема эпизода?
1.Что такое добро и что такое зло?
2.Что есть истина?
3.В чём смысл человеческой жизни?
4. Ответствен ли человек за свои деяния?
5.Человек и его вера.
6. Человек и власть.
Учитель: Действительно, это важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена. Анализ эпизода допроса сегодня ярко свидетельствует о философском характере романа в целом.
Каков финал судьбы Понтия Пилата?
Звучит хоровая церковная музыка.
Литвинова А.Х.
«От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идёт какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чём-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чём-то договориться.
-Боги, Боги,- говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, - какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи,- тут лицо из надменного превращается в умоляющее,- ведь её не было! Молю тебя, скажи, не было?
-Ну, конечно, не было,- отвечает хриплым голосом спутник, - это тебе померещилось.
-И ты можешь поклясться в этом? - заискивающе просит человек в плаще.
-Клянусь,- отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются.
-Больше мне ничего не нужно! - сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается всё выше к луне, увлекая своего спутника.
ФИНАЛ
«12 тысяч лун за одну луну когда-то, много бессонных ночей терзается Пилат тем, что «он чего-то не договорил тогда, давно, 14 числа весеннего месяца нисана», что он не пошёл « на всё, чтобы спасти от казни решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя и врача»
Этот герой ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье, сын короля-звездочета жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат
«От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идёт какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чём-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чём-то договориться.
-Боги, боги,- говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, - какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, - тут лицо из надменного превращается в умоляющее,- ведь её не было! Молю тебя, скажи, не было?
-Ну, конечно, не было,- отвечает хриплым голосом спутник, - это тебе померещилось.
-И ты можешь поклясться в этом? - заискивающе просит человек в плаще.
-Клянусь, - отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются.
-Больше мне ничего не нужно! - сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается всё выше к луне, увлекая своего спутника. За ними идёт спокойный и величественный гигантский остроухий пёс.
Тогда лунный путь вскипает. Из него начинает хлестать лунная река и разливается во все стороны. Луна властвует и играет, луна танцует и шалит».
(Лунная дорожка соединяет Понтия Пилата с Иешуа. Луна становится посредником, мостиком между землёй и небом, грехом и искуплением, дисгармонией и успокоением, прошлым, настоящим и будущим).
10