Тема урока: Проблема общественного прогресса.
Цель:
Обучающая:
-обобщить и углубить знания учащихся о соотношении устойчивости и изменчивости в развитии общества,
- подвести к определению «социальный прогресс, как развитие людей и человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию»,
- раскрыть противоречивость прогресса, акцентировать проблему «цена прогресса», критерии прогресса,
- формировать у школьников научный подход к анализу и оценке общественных явлений.
Развивающая:
развитие навыков самостоятельной работы учащихся с документами и умения участвовать в эвристической беседе и обсуждении проблемных вопросов, расширение кругозора учащихся, развитие интереса к предмету, аналитические навыки, решение задач тестового характера.
Воспитательная :
уважение к социальному опыту предшествующих поколений, формирование толерантности к различным точкам зрения на существующие проблемы, привитие интереса к общественным проблемам, воспитание бережного отношения к природе
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: проблемный урок
Оборудование:
1) интерактивная доска
2) презентация
3) дидактический материал
Ход урок:
1. Организационный момент
2. Создание проблемной ситуации.
Ребята, откройте учебник на стр.147 и прочитайте взгляды древнегреческого поэта Гесиода, а так же взгляды французского философа эпохи Просвещения Ж.А.Кондорсе. Что интересного заметили в их взглядах? Как бы вы их охарактеризовали? (пессимистический взгляд у Гесиода, оптимистический у Кондорсе)
3. Формирование проблемы
- Мыслители с древнейших времен задумывались над вопросом: в каком направлении развивается общество? Можно ли его движение уподобить, например, как в природе: вслед за летом обязательно должна прийти осень, затем зима, весна и снова лето? Может быть, по таким же правилам должно развиваться и общество? Период процветания сменяется эпохой упадка, далее следует возрождение и снова неизбежно наступает благоденствие, и этот непрерывный круговорот длится тысячелетиями? Так ли это?
Задумаемся вместе над этими проблемами.
- Тема урока «Проблема общественного прогресса».
4. Поиск решения.
1. Прогресс и регресс
- Как вы понимаете слово прогресс? (ученики дают определения понятию прогресс)
- запишите определение «прогресса» в тетради
- знаете ли вы, какое понятие противоположно «прогрессу»? (регресс)
- запишите определение «регресса» в тетради
Итак, по какому пути идет общество – по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь, или не сулит ничего хорошего?
2. Противоречивость прогресса
Фронтальная беседа
- В истории разных стран были периоды, когда общественный прогресс замирал, а прогрессивные силы общества подвергались гонениям. Если сделать попытку графически изобразить историю человечества, то получатся следующие изображения:
(учитель одновременно чертит и задает вопросы)
1) (экономический подъем в Российской империи в конце XIX в.: экономический подъем в СССР в к.60-н.70х гг. ХХв.; Достижения в советской науке в к. 50-60-х гг. )
2) (экономический спад в 90-х гг. ХХв.; контрреформы Александра III)
3) ( циклическое экономическое развитие; развитие науки в античности - отсутствие развитие науки в средние века - новая волна развития науки в Новое и новейшее время; противостояние США и СССР в период «холодной войны» - разрядка – обострение отношений между державами в к.70-х гг.)
- Приведите примеры из истории, соответствующие этим графическим рисункам.
- Какие выводы можно сделать?
Процесс исторического развития общества противоречив: в нем проявляются как прогрессивные изменения, так и регрессивные.
Составление кластера
Давайте составим кластер, который отразит плюсы и минусы общественного прогресса.
(учащиеся называют достижения человечества, указывая их плюсы и минусы)
+ увеличение возможностей
работы на компьютере
- рост заболеваний
+ удобство передвижения в автомобиле
- уличный шум, пробки
+ атомная энергия
- атомное оружие
ПОСЛЕДСТВИЯ
ОБЩЕСТВЕННОГО
ПРОГРЕССА
+ уменьшение физической
нагрузки с усложнением
производства
- стрессы
+ великие достижения
человеческого духа и техники
- алкоголизм, наркомания,
преступность
+ удобства городской жизни
- загрязненный воздух
Итак, запомните главное свойство прогресса – противоречивость.
3. Критерии прогресса
Как же оценить эти противоречивые процессы? Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом? Иначе говоря, необходимо определить критерии прогресса.
Критерии - это те обстоятельства, которые обуславливают существование и развитие какого-либо явления.
( ученики работают с материалом учебника на стр. 150-152 и заполняют таблицу)
Мыслитель | Критерий прогресса |
А . Кондорсе | Развитие разума человека |
Социалисты-утописты | Принцип братства людей |
Ф. Шеллинг | Постепенное приближение к правовому устройству |
Г. Гегель | Сознание свободы |
Современные философы | 1. Развитие производительных сил, включая самого человека. 2. Возвышение гуманизма - мера свободы человека, раскрытие его подлинно человеческих качеств, т. е. развитие человечности |
Универсальный критерий | Прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма, т.е. чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. |
5. Выражение решения.
Итак, в чем заключается проблема общественного прогресса?
- Общество представляет собой сложную систему, в которой все элементы (люди, социальные институты) тесно взаимосвязаны. Более того, отдельные процессы, отношения могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Универсальный критерий прогресса позволит более надежно оценивать изменения, происходящие в обществе.
Графически:
6. Закрепление изученного материала.
Задание 1.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал источником совершенствования человечества развитие_______ (А). Социалист-утопист Сен-Симон считал, что________ (Б) должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф. В. Шеллинг писал, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества запутались в спорах о критериях________ (В). Одни рассуждают о совершенствовании человечества в области________ (Г), другие — о развитии науки и_________ (Д). Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человечества может служить только постепенное приближение его к______ (Е) государству».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) общество | 2) разум | 3) правовое |
4) прогресс | 5) цивилизация | 6) мораль |
7) искусство | 8) техника | 9) регресс |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Ответ: 214683
Задание 2.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы____________(А): эволюция и революция. Учёные называют _________(Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе ________(В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил.
Важным является вопрос о _______(Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею________(Д).
В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального ________(Е) и духовного развития».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) направленность | 2) социальные изменения | 3) процесс |
4) потребности | 5) эволюция | 6) информация |
7) прогресс | 8) социальная революция | 9) благосостояние |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Ответ:258179
Задание 3.
Верны ли утверждения?
1. В современную эпоху прогресс охватил все области общественной жизни. (нет)
2. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс. (нет)
3. Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса. (нет)
4. Наиболее очевидны проявления общественного прогресса в сфере материального производства.(да)
5. Одним из критериев общественного прогресса является устойчивый
экономический рост большинства государств в современном мире.(нет)
6. Темп общественных изменений возрастает.(да)
7. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.(да)
8. Общественный прогресс в современном мире графически можно изобразить в виде восходящей линии. (нет)
9. Содержанием общественного прогресса является необходимость удовлетворения человечеством возрастающих потребностей.(да)
10. Прогресс в одних сферах жизни общества всегда сопровождается регрессом в других. (нет)
11. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс. (да)
12. Прогресс проявляется в переходе от простых форм общественной организации к более сложным и совершенным.(да)
7. Постановка домашнего задания.
§15, составить план (задание № 28) «Проблема общественного прогресса»