СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Проблема общественного развития"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный урок разработан для изучение нового материала по теме: "Проблема общественного развития". Тип урока - проблемный.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Проблема общественного развития"»

Тема урока: Проблема общественного прогресса.


Цель:

Обучающая: 
-обобщить и углубить знания учащихся о соотношении устойчивости и изменчивости в развитии общества, 
- подвести к определению «социальный прогресс, как развитие людей и человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию», 
- раскрыть противоречивость прогресса, акцентировать проблему «цена прогресса», критерии прогресса,
- формировать у школьников научный подход к анализу и оценке общественных явлений. 
Развивающая: 
развитие навыков самостоятельной работы учащихся с документами и умения участвовать в эвристической беседе и обсуждении проблемных вопросов, расширение кругозора учащихся, развитие интереса к предмету, аналитические навыки, решение задач тестового характера. 
Воспитательная :

уважение к социальному опыту предшествующих поколений, формирование толерантности к различным точкам зрения на существующие проблемы, привитие интереса к общественным проблемам, воспитание бережного отношения к природе


Тип урока: урок изучения нового материала


Форма урока: проблемный урок


Оборудование:

1) интерактивная доска

2) презентация

3) дидактический материал


Ход урок:


1. Организационный момент


2. Создание проблемной ситуации.

Ребята, откройте учебник на стр.147 и прочитайте взгляды древнегреческого поэта Гесиода, а так же взгляды французского философа эпохи Просвещения Ж.А.Кондорсе. Что интересного заметили в их взглядах? Как бы вы их охарактеризовали? (пессимистический взгляд у Гесиода, оптимистический у Кондорсе)


3. Формирование проблемы

- Мыслители с древнейших времен задумывались над вопросом: в каком направлении развивается общество? Можно ли его движение уподобить, например, как в природе: вслед за летом обязательно должна прийти осень, затем зима, весна и снова лето? Может быть, по таким же правилам должно развиваться и общество? Период процветания сменяется эпохой упадка, далее следует возрождение и снова неизбежно наступает благоденствие, и этот непрерывный круговорот длится тысячелетиями? Так ли это?

Задумаемся вместе над этими проблемами.


- Тема урока «Проблема общественного прогресса».


4. Поиск решения.


1. Прогресс и регресс

- Как вы понимаете слово прогресс? (ученики дают определения понятию прогресс)

- запишите определение «прогресса» в тетради

- знаете ли вы, какое понятие противоположно «прогрессу»? (регресс)

- запишите определение «регресса» в тетради

Итак, по какому пути идет общество – по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь, или не сулит ничего хорошего?



2. Противоречивость прогресса


Фронтальная беседа

- В истории разных стран были периоды, когда общественный прогресс замирал, а прогрессивные силы общества подвергались гонениям. Если сделать попытку графически изобразить историю человечества, то получатся следующие изображения:

(учитель одновременно чертит и задает вопросы)

1) (экономический подъем в Российской империи в конце XIX в.: экономический подъем в СССР в к.60-н.70х гг. ХХв.; Достижения в советской науке в к. 50-60-х гг. )




2) (экономический спад в 90-х гг. ХХв.; контрреформы Александра III)



3) ( циклическое экономическое развитие; развитие науки в античности - отсутствие развитие науки в средние века - новая волна развития науки в Новое и новейшее время; противостояние США и СССР в период «холодной войны» - разрядка – обострение отношений между державами в к.70-х гг.)

- Приведите примеры из истории, соответствующие этим графическим рисункам.

- Какие выводы можно сделать?


Процесс исторического развития общества противоречив: в нем проявляются как прогрессивные изменения, так и регрессивные.



Составление кластера

Давайте составим кластер, который отразит плюсы и минусы общественного прогресса.

(учащиеся называют достижения человечества, указывая их плюсы и минусы)



+ увеличение возможностей

работы на компьютере

- рост заболеваний





+ удобство передвижения в автомобиле

- уличный шум, пробки


+ атомная энергия

- атомное оружие




ПОСЛЕДСТВИЯ

ОБЩЕСТВЕННОГО

ПРОГРЕССА








+ уменьшение физической

нагрузки с усложнением

производства

- стрессы

+ великие достижения

человеческого духа и техники

- алкоголизм, наркомания,

преступность







+ удобства городской жизни

- загрязненный воздух





Итак, запомните главное свойство прогресса – противоречивость.


3. Критерии прогресса


Как же оценить эти противоречивые процессы? Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом? Иначе говоря, необходимо определить критерии прогресса.

Критерии - это те обстоятельства, которые обуславливают существование и развитие какого-либо явления.


( ученики работают с материалом учебника на стр. 150-152 и заполняют таблицу)


Мыслитель

Критерий прогресса

А . Кондорсе

Развитие разума человека

Социалисты-утописты

Принцип братства людей

Ф. Шеллинг

Постепенное приближение к правовому устройству

Г. Гегель

Сознание свободы

Современные философы

1. Развитие производительных сил, включая самого человека.

2. Возвышение гуманизма - мера свободы человека, раскрытие его подлинно человеческих качеств, т. е. развитие человечности


Универсальный критерий

Прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма, т.е. чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.


5. Выражение решения.


Итак, в чем заключается проблема общественного прогресса?

- Общество представляет собой сложную систему, в которой все элементы (люди, социальные институты) тесно взаимосвязаны. Более того, отдельные процессы, отношения могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Универсальный критерий прогресса позволит более надежно оценивать изменения, происходящие в обществе.

Графически:



6. Закрепление изученного материала.



Задание 1.


Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал источником совершенствования человечества развитие_______ (А). Социалист-утопист Сен-Симон считал, что________ (Б) должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф. В. Шеллинг писал, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества запутались в спорах о критериях________ (В). Одни рассуждают о совершенствовании человечества в области________ (Г), другие — о развитии науки и_________ (Д). Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человечества может служить только постепенное приближение его к______ (Е) государству».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) общество

2) разум

3) правовое

4) прогресс

5) цивилизация

6) мораль

7) искусство

8) техника

9) регресс

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Ответ: 214683






Задание 2.

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков.

 

«Социальная си­сте­ма постоянно изменяется: по­яв­ля­ют­ся новые элементы, услож­ня­ют­ся или ис­че­за­ют старые. Су­ще­ству­ет две формы____________(А): эво­лю­ция и революция. Учёные на­зы­ва­ют _________(Б) по­сте­пен­ный процесс по­яв­ле­ния всё более слож­ных социальных образований. В про­цес­се ________(В) со­ци­аль­ная система ока­зы­ва­ет­ся в не­устой­чи­вом состоянии, на­ру­ша­ет­ся баланс со­ци­аль­ных сил.

Важным яв­ля­ет­ся вопрос о _______(Г) со­ци­аль­ных изменений и о факторах, их обусловливающих. Пред­став­ле­ние о том, что из­ме­не­ния в мире про­ис­хо­дят в на­прав­ле­нии от низ­ше­го к высшему, от менее со­вер­шен­но­го к более совершенному, по­ро­ди­ло идею________(Д).

В ре­зуль­та­те этого со­ци­аль­но­го явления про­ис­хо­дит переход об­ще­ства к более вы­со­ко­му уровню ма­те­ри­аль­но­го ________(Е) и ду­хов­но­го развития».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но только один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но заполняя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те внимание на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

 

Список терминов:

 

1) направленность

2) социальные изменения

3) процесс

4) потребности

5) эволюция

6) информация

7) прогресс

8) социальная революция

9) благосостояние

 

В дан­ной ниже таб­ли­це приведены буквы, обо­зна­ча­ю­щие пропущенные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой буквой номер вы­бран­но­го Вами слова.

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Ответ:258179




Задание 3.

Верны ли утверждения?


1. В современную эпоху прогресс охватил все области общественной жизни. (нет)

2. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс. (нет)

3. Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса. (нет)

4. Наиболее очевидны проявления общественного прогресса в сфере материального производства.(да)

5. Одним из критериев общественного прогресса является устойчивый

экономический рост большинства государств в современном мире.(нет)

6. Темп общественных изменений возрастает.(да)

7. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.(да)

8. Общественный прогресс в современном мире графически можно изобразить в виде восходящей линии. (нет)

9. Содержанием общественного прогресса является необходимость удовлетворения человечеством возрастающих потребностей.(да)

10. Прогресс в одних сферах жизни общества всегда сопровождается регрессом в других. (нет)

11. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс. (да)

12. Прогресс проявляется в переходе от простых форм общественной организации к более сложным и совершенным.(да)


7. Постановка домашнего задания.


§15, составить план (задание № 28) «Проблема общественного прогресса»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!