СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ В СВЕТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблеме оценке качества образования в целом и воспитания в частности постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. В работе раскрываются проблемы оценки качества воспитания в системе образования - разработка измерителей качества, эффективное применение образовательных стандартов.

Просмотр содержимого документа
«ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ В СВЕТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

Педагогика

УДК:

магистрант Курдельчук Наталья Григорьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федеральное образовательное автономное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте


ПРОБДЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ В СВЕТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ФГОС


Аннотация. Проблеме оценке качества образования в целом и воспитания в частности постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. В работе раскрываются проблемы оценки качества воспитания в системе образования - разработка измерителей качества, эффективное применение образовательных стандартов.

Ключевые слова: воспитание, оценка качества воспитания, критерии.

Annоtation. The problem of assessing the quality of education in general and education in particular, is constantly paid attention worldwide. The paper reveals the problems of assessing the quality of education in the education system - the development of quality meters, the effective use of educational standards.

Keywords: education, education quality assessment criteria.


Введение. В современном российском обществе воспитание детей и молодежи осуществляется в условиях экономического и политического реформирования. Сегодня существенно изменились положения и принципы функционирования образовательных учреждений, молодёжных объединений и организаций. Акцент в воспитании переносится на формирование у детей таких качеств, как способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. В этом случае главной целью воспитания представляется достаточно широкая программа «врастания» в жизнь, строящаяся на основе стимулирования максимально возможного проявления творческого потенциала детей. Ведущим компонентом системы выступает свободный выбор и смена видов деятельности. На этом фоне в самостоятельной творческой деятельности происходит формирование «самости», проявление себя как личности, способной к творчеству и самосовершенствованию. Модернизация процесса образования в Российской Федерации предполагает ориентацию на развитие личности ребёнка, а не только на усвоение им суммы знаний. В условиях перехода от модели  воспитания, направленной на усвоение опыта, умений и навыков, к модели компетентностно-деятельностной, при которой средством, непосредственно обеспечивающим образовательный результат, является деятельность учащегося, главным показателем эффективности этой деятельности является ее результат – личность воспитанника. Н.А.Бернштей назвал этот результат удивительно метафоричным термином: "образ потребного будущего". (Бернштейн Н.А.)

«В современном обществе никакая профессиональная деятельность (в том числе и воспитание) не может считаться таковой, если отсутствует простой и четкий механизм отслеживания эффективности этой деятельности», т.е. оценка. Вполне закономерно, что перед руководителями образовательных учреждений и педагогическими работниками встает проблема определения эффективности процесса воспитания учащихся и качества его результата. На современном этапе развития образования в России, проблема оценки качества образования, а, значит, и его составляющих - развития, воспитания и обучения, рассматривается как наиболее важная. Критериями объективной оценки качества воспитания подрастающего поколения на разных уровнях развития, а в частности, определения уровня сформированности у них ценностных ориентаций, являются требования, изложенные в Федеральном государственном стандарте образования (далее Стандарт). В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, и его реализация направлена на «формирование содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы»0 в целом и воспитания в частности.

Однако, реалии современности показывают, что процесс воспитания по-прежнему, как в семьях, так и в образовательных учреждениях, сводится к авторитарному назидательному способу передачи норм и правил поведения в случае нарушения этих правил, а не к созданию условий для формирования ценностно-смысловой сферы личности ребёнка.

Таким образом, развитие педагогической науки, формирующийся социальный заказ на качественно новую личность выпускника, с одной стороны, и консерватизм педагогической практики, с другой стороны, позволяют говорить об актуальности вопроса оценки качества воспитательного процесса.

Формулировка цели статьи. Цель данной статьи раскрыть основные понятия, связанные с вопросом оценки качества воспитания, поднять проблему отсутствия научной разработки системы критериев и показателей качества воспитания.

Изложение основного материала статьи. Остановимся на основных понятиях, раскрывающих сущность оценки качества воспитания.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Результат воспитания – это достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

ФГОС определяет воспитание как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».0

Отсюда следует, что для оценки качества воспитания, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты этой деятельности по формированию ценностно-смысловой сферы личности и созданию условий для ее формирования, совершенствования и проявления.

Таким образом, приходим к пониманию того, что качество воспитания – это «интегральная характеристика системы воспитания, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, воспитательного процесса, воспитательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям»0.

Отсюда, оценка качества воспитания – есть «определение степени соответствия ресурсного обеспечения, воспитательного процесса, воспитательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям»0.

Таким образом, можно говорить, что оценка — это с одной стороны определение степени усвоенности знаний, умений и навыков, сформированности компетенций, как результата воспитания, а с другой – характеристика процесса и результатов педагогической деятельности, мнение о качестве и эффективности используемых технологий.

В педагогической практике предлагались различные модели и методики определения оценки качества воспитательного процесса. В зависимости от сущности подхода к процессу воспитания можно выделить качественную и количественную сторону оценки.

Задача количественного анализа сводится к измерению и счету выявленных свойств. Задача качественного анализа - определить, к какому классу уже известных явлений принадлежит данное, в чем его специфика, устанавливаются причинно-следственные зависимости между явлениями.

Единство качественных и количественных характеристик дает наиболее полное представление о педагогических явлениях.

Признаки, на основе которых проводится оценка, называют критериями.

Под понятием критерий принято подразумевать - идеальный образец, эталон, по сравнению с которым можно устанавливать степень соответствия реального явления норме, приближения его к идеалу.

Критериями воспитанности, т.е. результата воспитания, являются ценностное отношение личности, к определенным явлениям, действиям, их мотивы, поступки и побуждения к ним.

Критериями воспитания как процесса, являются признаки условий этого процесса (кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических) и признаки самого процесса (потенциал воспитанников, уровень требований, наличие адекватного планирования, организация и качество проведения воспитательной работы, вовлечения воспитанников в различные виды деятельности (образовательную, игровую, поисковую, проектную, спортивную, трудовую), своевременный контроль).

При разработке критериев воспитанности необходимо учитывать возрастные особенности воспитанников, проявление тех или иных качеств личности; критерии должны охватывать основные виды деятельности (учеба, труд, общественная работа, эстетическая и спортивная деятельность, свободное общение и т.д.), характеризовать поведение ученика в различных ситуациях, а также отражать устойчивость их проявления. (Табл. 1)

Табл. 1

Критерии оценки воспитанности учащихся

Показатели

Критерии воспитанности

Любовь к Родине

Знание истории, уважение к историческому прошлому, традициям народа, заботы об интересах, историческую судьбу страны, чувство гордости за великих людей страны, ее культуру, достижения, бережное отношение к п природы, народных достижений, знание современных важных события.

Интернационализм

Интерес к культуре, искусству других народов, дружба с людьми разных национальностей, добровольное участие в мероприятиях интернационального характера.

Отношение к

одноклассникам

ровесникам

участие в делах своего класса, привычка оказывать бескорыстную помощь, дружеские отношения с ребятами и девушками, требовательность и уважение к ровесникам.

Гуманность

Доброжелательное отношение к людям, забота о них, помощь, отзывчивость, уважение, доверие; внимательное отношение к интересам, желаниям людей, вопросам, которые их беспокоят, к мыслям, чувствам окружающих, понимание мотивов, которыми руководят люди в своем поведении; тактичное отношение к их самолюбию, гордости, достоинства; исключает грубость, чванство, тщеславие, нетерпение, недоверие.

Честность

Правдивость, искренность, выполнение обещаний; привычка не брать без разрешения чужие вещи; нетерпимость ко лжи, кражи, обмана, добровольное признание своих ошибок, поступков; говорить истину, не скрывать истинное положение дел.

Отношение к труду (трудолюбие)

Любовь, потребность и привычка к труду; добросовестность, усердие в труде: постоянная занятость полезными упражнениями; привычка качественно и своевременно выполнять работу; наслаждение от самого трудового процесса; заинтересованность в достижении положительных результатов, помощь членам семьи в хозяйстве.

Дисциплинированность

Соблюдение установленных в обществе правовых, моральных, политических, эстетических норм поведения, правил для учащихся, определенных обычаев, традиций; быстрое и точное выполнение требований родителей, учителей.

Ответственность

Добросовестное выполнение своих обязанностей, сделанных предложений, обязательств; привычка доводить начатое дело до конца, готовность отвечать за свои поступки.

Активность

Стремление отвечать на уроках, дополнять ответы других; знакомство с дополнительной литературой; добровольное участие в различных видах деятельности, инициативность, самостоятельность.

Любознательность

Систематическое чтение литературы по различным отраслям науки и техники, постоянная потребность расширения и углубления своих знаний; привычка пользоваться словарями, справочниками, участие в работе факультативов, кружков, секций, хорошую успеваемость.

Смелость

Способность к преодолению чувства страха, готовность помочь с риском для себя, готовность отстаивать свое мнение.

Сила воли

Способность заставить себя выполнять то, что нужно, а не только то, что нравится Привычка доводить начатое до конца; настойчивость в достижении поставленной цели, стремление и способность к преодолению т трудностей; успехи в самовоспитании.

Достоинство, достоинство

Отношение к себе и к другим как к определенной ценности, осознание положительных черт, что не позволяет уступить ними, самоуважение, вызванной осознанием достигнутых успехов; требование от других уважения к о себе, своих правах.

Скромность

не признает за собой исключительных достоинств или прав.

Любовь к прекрасному (эстетическая воспитанность)

Интерес к урокам литературы, пения, знание и понимание произведений литературы, музыки, живописи; посещение театров, музеев, желание творить прекрасное.

Стремление к физическому совершенствованию

Стремление быть сильным, ловким, здоровым, правильная осанка, участие в спортивных играх, соревнованиях, походах, секциях.


Средствами для оценки качества воспитания являются мониторинговые исследования, диагностики, экспертизы качества воспитания.

Целью этих исследований становится как определение уровня воспитанности, так и анализ качества воспитательного процесса.

Современные программы воспитания, Концепции, ФГОС сориентированы на формирование ценностных ориентаций и качеств личности, определяющих результат воспитания. Формировать личность с высоким нравственным потенциалом – основная задача образовательных организаций, государственный заказ. «Осознание того, что является ценностью, является одним из самых важных и решающих факторов, предопределяющих развитие личности»0.

Социальное понятие «ценности» связано с психологическим понятием «ценностные ориентации».

Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, дружба и т.п.

Ценностные ориентации – это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

Проблема формирования нравственных ценностей у учащихся является всегда актуальной. Задача воспитания заключается не просто в передаче знания о существовании ценностей, а в формировании у человека внутренней потребности следовать этим ориентациям. Неправильно было бы понимать что, чем больше ценностных ориентаций, тем глубже их понимание. Качество воспитания зависит от того, насколько глубоко и прочно сформированы ценностные категории, как они поняты и приняты воспитанником, в какой мере они затронули мотивационную сферу. По мнению В.Т.Кабуша, «ценностные ориентации – это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности»0. В ФГОС к личностным ориентациям отнесены следующие: «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме»0. Для оценки качества воспитания перечисленные ориентации необходимо использовать при разработке критериев и показателей качества воспитания.

Таким образом, можно предложить процедуру системы оценки качества воспитания, предполагающую анализ четырех уровней образовательной организации:

  • оценка условий организации воспитательного процесса в ОУ. Определение, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка, выявление и решение наиболее острых проблем организации этого процесса, анализ, обобщение и распространение позитивного опыта воспитания.

  • оценка полноты реализации образовательно-воспитательных программ, принятых в ОУ. Констатация факта наличия или отсутствия авторских программ воспитания в ОУ. Определение сильных и слабых сторон утверждённых в ОУ программ воспитания, соответствие их требованиям ФГОС и современным Концепциям воспитания в РФ.

  • оценка профессиональной компетентности педагогических кадров и их деятельности по обеспечению надлежащего уровня результатов воспитания. Определение характера и направленности педагогической позиции каждого педагога по отношению к личности воспитуемых, экспертиза качества профессиональных ценностей, сформированных у педагогов ОУ, изучение профессиональных ориентиров всего педагогического коллектива.

  • оценка индивидуальных достижений учащихся данного ОУ, Характеристика позитивных изменений, происходящих на пути формирования личности воспитанника, выявление проблем и перспектив личностного роста ребенка, а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе.

По нашему мнению, критерии для экспертной оценки должны соответствовать требованиям в ФГОС, СанПина и концепциям воспитания в РФ.

Выводы.

Анализ состояния образования в условиях модернизации и понятийного аппарата позволяет сделать следующие выводы.

С переходом воспитания на новые образовательные стандарты, которые декларативно предполагают, что учреждения образования должны самостоятельно разрабатывать методики оценивания компетенций и качеств учащихся, проблема разработки и внедрения методик и технологий оценки качества воспитания, которые бы обеспечили надёжность и объективность результатов, обострилась и стала одной из основных на современном этапе развития образования в России. ФГОС регламентирует ориентацию образования на развитие личности учащегося, предлагает социальный портрет современного выпускника и выдвигает высокие требования к уровню сформированности его личностных компетенций и универсальных действий. Качество воспитания предполагает достижение индивидуумом оптимального результата при минимуме затрат ресурсов и времени, негативных последствий. Однако, в педагогической практике сегодня нет единой методологии и методики определения качества и эффективности воспитательного процесса, отсутствуют общепринятые критерии такой оценки. Мы определили, что оценка качества воспитания представляет собой интегральную характеристику, состоящую из оценки условий, динамики и достижения результатов воспитательного процесса. Поэтому особую значимость для оценки эффективности воспитания и уровня воспитанности приобретает научная разработка системы критериев и показателей качества, которые наиболее адекватно бы демонстрировали качество воспитания, давали бы этой оценке более наглядный образ и логическую завершённость.


Литература:

  1. Баринова, М.Г. Оценка качества воспитания ценностных ориентаций подростков / г. Нижний Новгород, 2008. – 23 с

  2. Пашкевич, А.В. Создание системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы: Монография / А.В. Пашкевич. – (Научная мысль) Издательство: ИЦ РИОР, НИЦ Инфра-М, 2013. – 166 с.

  3. Кабуш В.Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика/ М-во образования Респ.Беларусь. – Мн., 2001. – 332 с., с.14

  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М., Просвещение, 2009 год.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)













Заявка

Тип издания

Проблемы современного педагогического образования


Русский язык

Перевод на английский язык

Фамилия, имя, отчество автора

Курдельчук

Наталья

Григорьевна

Kurdelchuk

Natalya

G.

Название статьи

ПРОБДЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ В СВЕТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ФГОС


THE PROBLEM OF QUALITY ASSESSMENT OF EDUCATION IN THE LIGHT OF EDUCATION REFORM AND IMPLEMENTATION OF GEF

Тематическая рубрика статьи

педагогика

Pedagogy

Место работы или учебы, должность

ГБОУ ДО «ДОЦ «Ласпи»», заместитель начальника по воспитательной работе, учитель

SBEI AE COC "Laspi",

Deputy Head of educational work, teacher

Ученая степень, ученое звание

магистрант

undergraduate

Контактный телефон и адрес электронной почты

[email protected]

[email protected]

Домашний почтовый адрес с индексом

299046

Г.Севастополь,

Пр.Победы,

д.23, кв.255















РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Проблема оценки качества воспитания в свете реформирования образования и внедрения ФГОС» магистранта Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Федерального образовательного автономного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте

Курдельчук Натальи Григорьевны.

Статья Курдельчук Н.Г. посвящена актуальной проблеме - оценке качества образования в целом и воспитания в частности. Автором рассматриваются проблемы оценки качества воспитания в системе образования - разработка измерителей качества, эффективное применение образовательных стандартов.

Актуальность темы не вызывает сомнения, поскольку в педагогической практике сегодня нет единой методологии и методики определения качества и эффективности воспитательного процесса, отсутствуют общепринятые критерии такой оценки.

Проведённый автором анализ педагогических понятий, научно-педагогической литературы позволил выявить особенности оценки качества воспитания как интегрированной характеристики, состоящей из оценки условий, динамики и достижения результатов воспитательного процесса. Автор отмечает, что в современной педагогической науке рассматриваются методики определения уровня воспитанности обучающегося, сформированности у него личностных ориентаций, отражающие как качественную, так и количественную сторону воспитания, однако необходимо унифицировать критерии и показатели воспитанности в соответствии с требованиями ФГОС.

Немаловажным является и то, что Курдельчук Н. Г. выделила основные блоки диагностического анализа и оценки качества воспитания в образовательных учреждениях, что должно позволить более наглядно демонстрировать качество воспитания и придать оценке воспитания логическую завершённость.

Научная статья Курдельчук Н.Г. «Проблема оценки качества воспитания в свете реформирования образования и внедрения ФГОС» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.




0 ФГОС, ст.4

0ФГОС. Ст.2

0 Баринова, М.Г. Оценка качества воспитания ценностных ориентаций подростков / г. Нижний Новгород, 2008. – 23 с

0 Там же.

0Баринова, М.Г. Оценка качества воспитания ценностных ориентаций подростков / г. Нижний Новгород, 2008. – 23 с

0Кабуш В.Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика/ М-во образования Респ.Беларусь. – Мн., 2001. – 332 с., с.14

0 ФГОС. Ст.4.

6