СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема подготовки специалистов атомной отрасли в образовательном учреждении.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В статье приведены результаты исследования применения разработки учебно-мето­дического комплекса в процессе изучения атомной физики.

Просмотр содержимого документа
«Проблема подготовки специалистов атомной отрасли в образовательном учреждении.»

Петрова М.Н.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Университетский лицей, Россия г.Димитровград



ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Аннотация: в статье приведены результаты исследования применения разработки учебно-мето­дического комплекса в процессе изучения атомной физики.

Ключевые слова: образовательные технологии, учебно-мето­дический комплекс, эксперимент.


Современное образование переживает время реформ. При со­хранении времени, отведенного на занятия, увеличивается объем инфор­мации, который должны усвоить обучающиеся. Возрастает интенсивность занятий, которая, в свою очередь, оказывает влияние и на систему образования. Перед учителем возникает проблема, состоящая в противоречии между большим объемом информации, которую необходимо передать обучающимся, и ограниченностью во времени занятий, а также способностью к восприятию этой информации.

В настоящее время для активизации учебно-познаватель­ной деятельности обучающихся применяются различные методы активного обучения и современные образовательные технологии, позволяющие сократить время изложения информации. Целью любого преподавателя является достижение максимальной передачи знаний обучающимся по данной дисциплине. Это возможно, если в процессе обучения достигается многократное повторение материала при помощи хорошего набора методического материала и достаточного времени обучения.

В связи с этим, для повышения эффективности организации учебного процесса является актуальным разработка учебно-мето­дических комплексов (УМК), ориентированных на использование учителем современных технологий в образовании и облегчающих подачу материала обучающимся.

УМК, разработанный в рамках данной тематики, обеспечивает проведение занятий различного типа, а также самостоятельное изучение учебного курса. Учебный материал УМК представлен в виде электронного конспекта лекций, который совмещает технические возможности компьютерной и видеотехники в предоставлении учебного материала с живым общением преподавателя с обучающимися. Данный вид занятий значительно повышает интерес обучаемых к предмету, ускоряет обучение и обеспечивает лучшее усвоение знаний. При этом обучающийся имеет возможность находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками знаний. Изучаемый материал в электронном варианте может быть изменен по мере накопления новых данных или в связи с лучшим методическим представлением.

В УМК применяются и активные методы обучения, к которым относятся деловые игры, используемые при проведении самостоятельной и научно-исследовательской работы обучающихся. Проведение деловых игр и решение конкретных ситуационных задач спо­собствуют лучшему усвоению материала, по­зволяют сформировать умения и навыки принятия грамотных решений в процессе профессиональной деятельности.

Демонстрационный эксперимент должен являться основной составляющей экспериментальной части курса атомной физики, как правило, все основные физические понятия должны демонстрироваться на опыте. Хороший демонстрационный опыт, проведенный во время теоретического изложения и отражающий физическое явление, позволяет преодолеть часто возникающий на начальной стадии обучения формальный подход к физике. Демонстрационные опыты, как известно, формируют накопленные ранее предварительные представления, которые к началу изучения физики далеки и у всех обучающихся бывают одинаковыми и безупречными. На протяжении всего курса изучения физики эти опыты накопляют и расширяют кругозор обучающихся. Они зарождают правильные начальные представления о новых физических явлениях и процессах, раскрывают закономерности, знакомят с методами исследования, показывают устройство и действия некоторых новых приборов и установок, иллюстрируют практическое применение физических законов. Все это конкретизирует, делает более понятным и убедительным теоретическое изучение материала, возбуждает и поддерживает интерес к физике.

Однако поставить реальную демонстрацию по атомной физике довольно-таки сложно по причине опасности проведения для здоровья человека. Существуют два выхода из такой ситуации:

1.Для обеспечения наглядности при изучении физики широко применяют “материальные” модели, в которых рассматриваются не сами изучаемые явления, а их аналоги.

2. Для того, чтобы показать любой эксперимент по атомной физике во всей его полноте прибегают к компьютерному моделированию.

Графический редактор CorelMove и пакет для создания презентаций PowerPoint позволяет создавать различные статические и динамические модели, которые очень наглядно демонстрируют различные физические опыты и явления, переходные процессы. Просмотр этих моделей обучающимися делает процесс изучения физики интересным и привлекательным, а так же во многом упрощает труд преподавателя. Применение компьютерных моделей на уроках вообще и физики – в частности, в конечном счете, должно способствовать развитию познавательного интереса, овладению школьниками возможностями информационных технологий, более гармоничному развитию интеллектуальных способностей учащихся.

Включение в процесс обучения УМК позволяет обеспечить овладение обучающимися навыками работы с компьютерными программами, интенсифицировать процесс обучения, организовать самостоятельную творческую работу и вести текущую проверку этой работы, сделать процесс изучения материала более наглядным, доступным и интересным.



Список литературы

1. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспи­тательного процесса подготовки специалистов: Учебно-метод. Пособие. – М., 19с.

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. по-соб.—М., 1998.-256с.

3. Крянев, А.В. Вопросы математической теории реакторов. Нелинейный анализ / А.В. Крянев, С.Б. Шихов.  М.: Энергоатомиздат, 1983  324 с.