СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема понимания разницы между ложью и фантазией Н Носова «Фантазёры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование 

Цели урока: познакомить с произведением Н.Носова «Фантазёры», научить проводить грань между выдумкой и ложью, проанализировать понятия «фантазия», «выдумка», «ложь», различать героя обманщика и героя-выдумщика, развивать речь, мышление,

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов –  (формировать представление о фантазии, творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские  навыки, умение составлять  сочинять небылицы).

Воспитательная:  воспитывать уважение к правде и осуждение лжи, интерес к творчеству Н. Носова

Просмотр содержимого документа
«Проблема понимания разницы между ложью и фантазией Н Носова «Фантазёры»»



Урок по литературному чтению – 2 В класс.


Тип урока

Урок-исследование

Дидактическая цель

Цели урока: познакомить с произведением Н.Носова «Фантазёры», научить проводить грань между выдумкой и ложью, проанализировать понятия «фантазия», «выдумка», «ложь», различать героя обманщика и героя-выдумщика, развивать речь, мышление,

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – (формировать представление о фантазии, творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки, умение составлять сочинять небылицы).

Воспитательная: воспитывать уважение к правде и осуждение лжи, интерес к творчеству Н. Носова

Планируемые

результаты

Планирумые результаты учащиеся должны научиться оценивать поступки героев; определять тему и выделять главную мысль (с помощью учителя); анализировать смысл названия произведения; различать жанры произведений; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

(Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

(Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебники разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Предметные:

- Развивать навык чтения

- Уметь различать героя обманщика и героя -выдумщика

Ресурсы:

- основные

дополнительные

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ 2 класс 2 часть

Поурочные разработки по литературному чтению.

- проектор, экран, компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы, портрет Н.Носова, выставка книг

Организация

пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа







Литературное чтение 2 класс Тема урока: Проблема понимания разницы между ложью и фантазией Н Носова «Фантазёры»

Ход урока

Этап урока и его цели

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Содержание урока


Планируемые

результаты

I этап. Мотивирование к учебной деятельности

Цель: вхождение учащегося в пространство учебной деятельности

Проверяют готовность рабочего места. Приветствуют учителя, гостей. настраиваются на работу

Организует и настраивает детей на совместную работу.




Добрый день, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку:

Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края!

Спинка? – Прямая.

-Покажите с каким настроением вы пришли сегодня на урок литературного чтения?

(улыбнулись)

- У меня тоже сегодня хорошее настроение?


Оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД)


II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

(2 минуты)

Цели:

- организовать актуализацию знаний;

- организовать выполнение учащимися учебного действия;

Высказывают своё предположение, рассказывают .





Организует составление совместного плана действий.








Речевая разминка


На горе Арарат растет крупный виноград.

Проверка домашнего задания

«Мое фантастическое животное» и рассказ детей о нем.


- Вам понравились рассказы ребят?


- Как вы считаете они нас обманывали или фантазировали?


- Вот и проблема, которую мы будем сегодня решать?

Оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД)


III. Выявления места и причины затруднения

(2 мин)

Цели:

- организовать выявление учащимися места и причины затруднения


Предлагает обсуждение возникновения понятий.





Отгадайте загадку, к кому мы отправимся в гости?

Он не знает ничего.

Все вы знаете его.

Мне ответьте без утайки

Как зовут его ….. (Незнайка)


Маша и Миша отправились в гости к Незнайке. И мы тоже отправимся к гости к Незнайке.

- Какую страницу нужно открыть? ( стр. 65)


- Как называется 2 глава нашего учебника? ( в гостях у незнайки)


- А мы уже встречались с Незнайкой на уроках литер. Чтения?

«Как Незнайка сочинял стихи».


-Получились ли стихи у Незнайки?


Знайка шёл гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

-Незнайка сочинял стихи про своих друзей. Они обиделись и сказали, что он всякую неправду сочиняет.


-Почему можно фантазировать про себя самого и нельзя - про своих друзей?

Потому что никогда не знаешь, что покажется обидным окружающим тебя людям



Оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД)







IV.Постановка проблемы.

( 3 минуты)

Цели:

- сформировать представления детей о понятии «фантазия»

Обсуждают совместно с учителем особенности понятий.

Проговаривают ответы (о фантазии, выдумке, воображении)

Предлагает обсуждение возникновения понятий.

Рассмотрите иллюстрации. Кого вы видите? Маша и Миша в Солнечном городе, в гостях у Незнайки.


ИНТРИГУ ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ


-Чему учила Мальвина Незнайку?

-Книгу какого автора предложила Мальвина? (Н.Носова )

- Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве. В школьные годы он увлекался музыкой, театром, шахматами, электротехникой, фотографией. После окончания института Николай Носов работал режиссёром, снимал мультфильмы. Он был отзывчивым, добрым, очень честным человеком.

Николай Носов не сразу стал писателем.

Первые рассказы сочинял для своего сына. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает что-нибудь интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках.


-О ком и для кого писал Носов? Какие книги Носова вы знаете?

«Приключения Незнайки и его друзей», «НЕЗНАЙКА В СОЛНЕЧНОМ ГОРОДЕ», «НЕЗНАЙКА НА ЛУНЕ»


- Посмотрите на выставку книг, на слайде.


- Какая тема нашего урока?

Ложь и фантазия в рассказе Н Носова «Фантазёры»


- Какую мы поставим цель?

(познакомить с произведением Н.Носова «Фантазёры»,

различать выдумку и ложь,

различать героя - обманщика и героя-выдумщика,

учиться выразительно читать)


Умение ориентироваться в окружающем мире используя жизненный опыт и имеющуюся информацию.

(Познавательные УУД).


V. Работа по новой теме

(8 мин)

Цель: познакомить с произведением Н.Носова «Фантазёры», научить проводить грань между выдумкой и

ложью,

Работа с рисунками.

Портретом писателя


Дети называют прочитанные книги Н .Носова



Из толкового словаря находят слова фантазёры, фантазировать, фантазия

Включает учащихся в работу через игровую деятельность.


Устраивает выставку книг Н.Носова



-Давайте подумаем: кто же такие фантазёры?


Фантазёры- люди, которые любят фантазировать, мечтать


Фантазия - нечто надуманное, неправдоподопное, несбыточное, способность к творческому воображению.


Фантазировать – выдумать что-нибудь неправдоподопное, невозможное, ненужное.


-Как называют человека, который любит фантазировать? (Фантазёр)


-Сейчас мы и узнаем, какие фантазёры были в рассказе Н.Носова и почему Н.Носов назвал своих героев фантазёрами?


Уметь правильно определить ответ по описанию .

(Познавательные УУД).


VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. ( 10 минут)

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.

-придумывали интересные, смешные истории


Чтение по цыпочке

Учитель читает первый абзац рассказа

-Что за условное обозначение мы видим?


Прочитаем рассказ по цепочке, я начну вы следите, будете продолжать.

Обратите внимание на цветные полоски в учебнике, что они означают?

«Читает следующий»


- Выясним какие фантазии рождались у героев?

ЧИТАЕТ



ПРОВЕРКА ВОСПРИЯТИЯ

- Кто же герои? (Мишутка, Стасик, Игорь и Ира)

- Что вы можете о них сказать?

- Какая выдумка кажется тебе самой интересной?

- Говорить неправду и фантазировать – это одно и то же?


Оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД)


VII.

Физкультминутка

(1 мин)


На доске рисунок с изображением Незнайки

- Класс, поиграем с Незнайкой? ФИЗМИН

- Класс, делай так!


слайды


VIII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(8-9 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока; умение читать по ролям

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.


С помощью учителя ставят цель

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Ученики строят план достижения цели.


Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.







- Какая была цель нашего урока?


-Определить, чем отличается неправда от фантазии?

- Кто нам поможет? ( Наши герои Мишутка и Стасик. Игорь)

-Прочитаем по ролям, что придумывал Миша, а что Стасик.

Читают по ролям.

(Читают до слов: - На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!)


-Кто, по-вашему, лучший сочинитель?


- Какой ещё слово-действие в тексте вам встретилось, для обозначения выдумок ребят? (Врать).

- Как называют человека, который врёт? (Врун).


Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны»?

(Мальчики придумывали ради собственного удовольствия, они никому не делали плохо.)

-Чем отличается врун от фантазёра?

(Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя. Фантазёр – выдумщик, который получает удовольствие от самого процесса сочинения.)


-Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга?


- Что в их историях могло быть правдой?

(Встреча с акулой в море и ёё нападение могли произойти в реальной жизни)


-А чего в жизни не может быть? неправдоподобно?

(Что Мишка ходил без головы и что у него выросла другая.)


КАРТИНКИ НА ДОСКЕ


- Миша и Стасик весело фантазировали. Кто появился возле их лавочки?

(Тут пришёл соседский Игорь…)


- Что сказал ребятам Игорь?

-Что ответили ребята?

-Какое новое слово появилось для обозначения того, что делают мальчики?

Вместо слова ВРАЛИ? (Обманывать.)

- Что значит обманывать? Как называют человека, который обманывает? (Обманщик.)

- Игорь считает, что ребята врут, а они считают, что выдумывают. С кем вы согласны?


- Почему Стасик и Миша обрадовались, когда Игорь решил сочинить историю?

- Как Игорь придумывал? Прочитайте. («Сейчас…»)


- Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему?


- Прочитайте отрывок о том, как Игорь поступил с Ирой. Как ребята отнеслись к поступку Игоря?


- Как вы относитесь к поступку мальчика?

- Почему ребята не захотели сидеть с Игорем? А что бы сделали вы?

- Как вы понимаете значение слова брехун?

(Обманывает, врёт.) - Зачем используется такое грубое слово?

КАРТИНКИ НА ДОСКЕ


- Что произошло, когда Игорь ушёл? (Ребята купили мороженое.)


- Кого встретили мальчики?

- Какое настроение было у Иры? Какие слова помогли вам это понять?

- Почему плакала Ира? ( Игорь наговорил на Иру, оклеветал, свалил на неё вину.)

- Как ребята утешали Иру? Прочитайте.


- Как вы считаете, удалось ли Мише и Стасику утешить Иру? Какие слова в тексте подтверждают это? (Засмеялась Ира.)


- А как бы вы посочувствовали девочке?


- Давайте сделаем вывод, чем врун отличается от фантазёра.

кем из ребят вы хотели бы дружить?


СЛАЙД

Уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; определить способы исследования

(Регулятивные УУД)



Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную в разных источниках

(Познавательные УУД).










IX. Включение в систему знаний и повторение.

( 3-4 минут)

Цель:

выявить границы применимости нового знания;

повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.


Выполняют задание на листочках.

.




Организует и контролирует работу детей


Работа в группах

Повторим правила работы в группах


Ученики получают карточки с заданием:

1группа

- Какие из словосочетаний, характерны для фантазёров, а какие - для врунов.

Карточка для первой группы (работаем парами)

Придумывать ради удовольствия;

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя;

Хочет сочинить интересную историю;

Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие;

Обманывает, чтобы получить какую-то пользу;

Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие.

2 группа

-Поделите слова на две группы и объясните свое решение

Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, лгать, врать, брехать, наговаривать

3 группа

- Соедини пословицы

В ком правды нет, в том добра мало.

Держись за правду, будут держаться за тебя все добрые люди.


4 группа

- Соедини пословицы

Лжи много, а правды мало.

Правда как солнце: ее ладонью не прикроешь.


Вывод: фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди.


Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

(Коммуникативные УУД).

X.Домашнее задание

(1 мин)

Обсуждают и записывают домашнее задание.


1 в.Пересказать содержание Н Носова «Фантазёры»

2в. Сочинять фантастические истории.


XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

( 2 – 4 минуты)

Цель:

провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

оценить собственную деятельность на уроке;



Ребята. обманывать и выдумывать – это одно и тоже?

-Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны» или Обманщики»


-Чему хотел научить вас Н.Носов своим рассказом? В чём главная мысль?


(С человеком который умеет фантазировать, всегда интересно. Фантазии безобидны, они приносят радость и удовольствие, дарят хорошее настроение. Но когда человек, сочиняя и придумывая, обманывает и пользуется слабостью других – это нечестно и вызывает осуждение.)


-В чем же секрет творчества писателя?

( У него развиты фантазия и воображение)

ОЦЕНКИ

Вот и ребята подошло к концу наше путешествие, но пока мы не скажем Н.Носову «Прощай!»

- Ребята, что вы нового узнали сегодня на уроке (Ответы детей)

- Оцените свою работу на уроке. (Ответы детей)

- Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Молодцы!

Оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД)






2