СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов дошкольных образовательных организаций на тему: «Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста  в психолого-педагогических исследованиях». Теоретические основы проблемы.

Просмотр содержимого документа
««Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа с углубленным изучением английского языка № 1375»








Консультация для педагогов дошкольных образовательных организаций на тему:

«Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях»















Подготовила:

воспитатель Зайцева Е.Н.


Дошкольный возраст - период интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в дошкольном возрасте формируются те двигательные качества, навы­ки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психиче­ского развития.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Подробно рассмотрел становление движений руки в ходе эволюции человечества, а также в онтогенезе Н.А. Бернштейн. Он указывал, что психика формируется в движении. Дей­ствительно, трудно переоценить роль движений в жизни человека. Двигательный анализа­тор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы, прини­мает участие в их деятельности и имеет огромное значение в развитии функций мозга. [Смирнова Е.А.]

Учение о физиологической природе произвольных движений разрабатывалось в течение многих десятилетий. Неоценимый вклад в его развитие внесли П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, Н.Е. Введенский, А. Н. Крестовников, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский и другие ученые.

Известно, что в двигательной деятельности принимают участие самые разнообраз­ные анализаторные системы. Особое развитие в процессе движения претерпевает двига­тельный анализатор, обеспечивающий более точное, информационно насыщенное вос­приятие. По выражению И.М. Сеченова, двигательный анализатор обогащает сознание верными образами, представлениями о движении, его свойствах и тем самым содейству­ет развитию головного мозга. Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский всегда от­мечали огромную роль движений в развитии мозга, подходя к этой проблеме с естест­веннонаучных позиций.

Большое познавательное значение деятельности руки открыл русский физиолог И.П. Павлов. Он счи­тал руку тонким анализатором, позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами. Значение практической деятельности отчётливо выступает в свете учения И.П. Павлова о роли двигательного анализатора, «который разлагает двига­тельный акт в его огромной сложности на большое число мельчайших элементов, чем и достигается огромное разнообразие и точность наших скелетных движений» [Моурлот]

Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.К. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной дея­тельности, на развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направ­лена от движения к мышлению, а не наоборот.

Все эти исследования активно велись в 60-е годы прошлого столетия. Современные педагоги заинтересовались проблемой сформированности тонких движений пальцев рук в связи с прямой зависимостью уровня развития речи детей от степени этой сформированности. Опыты и обследования проводили сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН Л.В. Фомина и М.М. Кольцова. [Смирнова Е.А.]

В Лаборатории высшей нервной деятельности ребенка, возглавляемой М.М. Кольцовой, в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой, было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движе­ния пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Описанные данные электрофизиологических исследований прямо гово­рят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Естественно, этот факт должен использоваться в работе с детьми тогда, когда раз­витие речи происходит своевременно, и особенно тогда, когда имеется отставание, за­держка развития моторной речи детей. [Моурлот]

Результаты исследования Л.В. Фоминой показывают, что уровень раз­вития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, но с уровнем развития общей моторики совпадает не всегда. Не­совершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овла­дение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Исследуя данную проблему, Л.В. Фомина выявила следующую закономерность: «Если развития движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы».

Попытки использовать движения для развития у детей памяти, речи, техники чте­ния, письма, аналитических функций мозга превзошли все ожидания. М.М. Кольцова пришла к заключению, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Она особо подчеркивает, что влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки, так значительно, только в детском возрасте, пока идет формирование речевой мо­торной области. [Моурлот]

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стиму­лирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

В книге И.Е. Светловой «Развиваем мелкую моторику и ко­ординацию движений рук. Формирование и развитие двигатель­ных и психических механизмов, влияющих на общее интеллек­туальное развитие ребенка» показано, как можно занять ребенка интересным и полезным делом, развивая при этом его познавательные способности. Предлагаемые автором книги игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, речь и словарный запас. Автор настаивает на необходимости развития механизмов, без которых невозможно овладение письмом, на создании условий накопления ребенком практического двигательного опыта, на развитии навыков ручной умелости. И. Е. Светлова пишет: «Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм на развитие мелкой моторики, решают сразу две задачи: во-первых, косвен­ным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребен­ка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в буду­щем поможет избежать многих проблем школьного обучения» [Смирнова Е.А.].

Важным условием полноценного овладения учебными навыками, в том числе письмом, является достаточное развитие моторного и сенсорного компонентов двига­тельного анализатора и готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений. [Любина, Г.А.]

Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями мо­торного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нерв­ной регуляции движений, мелких мышц руки, степень окостенения запястья и фаланг пальцев и т.д.

При овладении навыком письма немаловажную роль играет и организация пред­шествующей деятельности детей (изобразительной, продуктивной, бытовой, игровой), прямо или опосредованно влияющей на развитие функций руки.

Любимые детьми дошкольного возраста ролевая игра, рисование, лепка, различные виды конструирования, элементарные формы труда представляют собой тот новый кон­текст, в который включаются и внутри которого развиваются отдельные движения и действия ребенка. Новые виды деятельности предъявляют более высокие требования к отдельным движениям, которыми ребенок уже владеет, и вызывают потребность в ос­воении новых движений.

Е.В. Мальцева в статье «О коррекции недостатков тонкой мо­торики у младших школьников» (1996) отмечает, что существует «тесная связь психического развития ребенка с состоянием тонкой моторики рук, во многом предопределяющей успеш­ное овладение детьми разными видами учебной деятельно­сти: графическими навыками письма, рисованием, конструи­рованием и др.» [Смирнова Е.А.].

Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей, поступивших в первый класс, обычно приводит учителя к неутешительному выводу о том, что у большинства из них движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это относится к использо­ванию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, что требует специаль­ных сложно координированных движений ведущей руки. Обращает на себя внимание и тот факт, что недостаточность развития мелких мышц рук часто наблюдается на фоне благополучного состояния общей моторики. [Моурлот]

Современные педагоги, опираясь на данные физиологов и нейропсихологов, пытаются определить по ручной умелости детской руки особенности развития мозга, центральной нервной системы, а также выявить степень соответствия возрастным нормам, требованиям и "стандартам", степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению.

Э.Г. Пилюгина, Н.П. Павлова, М.М. Кольцова и другие ученые считают: движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребенка. Если это сделано несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением письму в школе.

В детстве движения доставляют, кроме всего прочего, и мышечную радость. Чем младше ребенок, тем сильнее его желание двигаться, хватать все руками, переставлять и т.п. Исследователи отмечают, что развитие мелкой моторики кисти руки способствует выработки ловкости, умению управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Все формы движения, свойственные человеку (от простейших двигательных реакций до сложных двигательных действий и раз­личных умений и навыков), объединяются в понятие «моторика». Различные по степени сложности движения, осуществляемые ки­стями и пальцами рук, называют тонкой или ручной моторикой. [Смирнова Е.А.]

Моторика (англ. motus — движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.

Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Развитие также в целом движется сверху вниз. Первое, что обычно ребенок учится контролировать — это движения глаз. Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей