СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемная статья

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемная статья на тему актуальности общения и значимости диалоговой речи в процессе обучения и познания материала.

Просмотр содержимого документа
«Проблемная статья»

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»

преподаватель

Гриненко Галина Николаевна



Профессионально-педагогическое общение как основополагающая составная учебного процесса.

Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться. Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек» (по типологии отечественного психолога Е.А. Климова), и поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством.

Учебный процесс- это непосредственное активное взаимодействие всех его участников, это диалог педагога и воспитанника, основанный на достижении общей цели и понимании сущности изучаемой темы.

Каждую тему, каждое занятие обязательно надо строить на активном взаимодействии всех сторон. Монолог преподавателя в учебном процессе, с моей точки зрения, недопустим, так как искажается восприятие материала, меняется его понимание. Не всегда ученик расставит правильно приоритеты, поймет смысл темы и тем более запомнит её. Сухо отчитав новые термины и понятия, учитель может даже не подразумевать, что ученик не воспринял его речь или интерпретировал его по своему, искаженно. Главным в процессе обучения является достижение конечной цели: понимание сути и значения изучаемого материала.

Педагогическая деятельность, как отмечают педагоги и психологи, по своей сути является деятельностью совместной, более того, «это деятельность, которая строится по законам общения» (Н.В. Кузьмина). Общение- основа, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, тренера. Урок- это, прежде всего, общение с учащимися.

В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров под профессионально-педагогическим общением понимают «систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия». Общение ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение -процесс динамичный: с возрастом воспитанников изменяется позиция и педагога, и учащихся в общении.

Подача и изучение нового материала должны быть активными, яркими, запоминающимися. В этом случае прямой задачей грамотного педагога является эмоциональная окраска занятия на всем его протяжении. Педагог, будучи дирижером учебного процесса, в течении всего урока вынужден вовлекать всех его участников, не давая скучать и расслабляться никому. Потеря интереса учеников к процессу познания нового материала или закрепления ранее пройденного должна мотивировать преподавателя на поиск новых методов и способов проведения занятий. Каждый урок- это своеобразная игра, главная роль которой отведена изучаемому материалу.

Слово педагога- это его профессиональное средство, «ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника» (В.А. Сухомлинский). В зависимости от цели речь должна быть развлекательной, где главное занимательность, интерес, поддержание внимания; информационной- дает новое представление о предмете ; воодушевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям человека; убеждающей- предполагает логическими аргументами доказать или опровергнуть какое-либо положение; призывающей к действию.

Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, т.е. важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, паузы. Интонация придает речи педагога эмоциональную окраску. Интонацией можно сосредоточить внимание воспитанников, выделить отдельные слова и фразы, подчеркнуть важность задания, выразить позитивное или негативное отношение к излагаемой информации, к результату деятельности: удивление, радость сомнение.

В то же время чрезмерно «захватывающая» подача материала может вызвать обратный эффект у воспринимающего ее человека. Ученик может воспринять его не с целью понимания и запоминания, а как одномоментный игровой процесс, который отложится в сознании на непродолжительное время. Действия педагога должны быть настолько гармоничны, эмоционально уравновешены, максимально точны, насколько этого требует тема, контингент учащихся и степень усвоения данного материала.

Обмен знаниями, эмоциональными реакциями в процессе педагогического общения происходит в основном в форме диалога. Диалог- это попеременный обмен рациональной и эмоциональной информацией, переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно. Диалог- это не просто «вопрос-ответ», он предполагает выявление отношения учащихся к обсуждаемой проблеме, способствует проявлению личностной позиции, создает атмосферу взаимопонимания, доверия, позволяет педагогу вносить коррективы в свои действия. В диалоге педагог ставит вопросы, отвечает, направляет мысль, соглашается или возражает, управляет общением. Посредствам диалога раскрывается актуальность темы занятия, ее значимость, важность, и обобщается пройденный материал.

В диалоге для педагога профессионально важно умение формулировать вопросы. «Умение ставить разумные вопросы- есть важный признак ума и проницательности» (И. Кант). Чтобы в вопросной ситуации между педагогом и учеником возникло диалоговое взаимодействие, необходимо научиться задавать правильные вопросы, уметь внимательно выслушать ответ воспитанника, аргументировать свое несогласие с высказанным предположением, найти правильное решение, поощрять активность учащихся.

Не менее важным моментом в учебном процессе является подача педагогом самого себя, как личности и как профессионала, его жизненная и научная концепция, его самодостаточность и компетентность как наставника педагогического процесса. Ученики должны быть уверены в том, что информация исходит из уст грамотного, знающего и опытного педагога, который не сомневается ни в одном сказанном слове. И эта информация воспринимается как истина.

Ученые отмечают, а педагоги на практике убеждаются, что общение обеспечивает благоприятную среду, создает комфортные условия учебной и внеучебной деятельности, воспитывает культуру межличностных отношений, позволяет и педагогу, и воспитанникам реализовать, утвердить себя.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!