СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка показыват историю, основные принцыпы проблемного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение»

Проблемное обучение Составил: учитель русского языка и литературы МКОУ Анновской ООШ Губарев М. А.

Проблемное обучение

Составил: учитель русского языка и литературы МКОУ Анновской ООШ Губарев М. А.

 Проблемное обучение   - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение   - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

История   Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения и исследовательский.

История

  Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения и исследовательский.

Главные цели проблемного обучения  развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы; развитие профессионального  проблемного мышления.

Главные цели проблемного обучения

  • развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
  • усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении
  • воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
  • развитие профессионального проблемного мышления.
Этапы проблемного обучения 1. осознание общей проблемной ситуации; 2. ее анализ, формулировка конкретной проблемы; 3. решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их); 4. проверка правильности решения проблемы.

Этапы проблемного обучения

1. осознание общей проблемной ситуации;

2. ее анализ, формулировка конкретной проблемы;

3. решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);

4. проверка правильности решения проблемы.

Основные понятия проблемная ситуация проблемная задача проблема

Основные понятия

  • проблемная ситуация
  • проблемная задача
  • проблема
Уровни проблемности в обучении 1. Учитель сам ставит проблему и сам решает ее при активном слушании и обсуждении учениками. 2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение. Учитель направляет ученика на самостоятельные поиски путей решения, открывается простор для размышлений. 3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. 4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает. Ученик должен увидеть ее самостоятельно, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Уровни проблемности в обучении

1. Учитель сам ставит проблему и сам решает ее при активном слушании и обсуждении учениками.

2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение. Учитель направляет ученика на самостоятельные поиски путей решения, открывается простор для размышлений.

3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить.

4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает. Ученик должен увидеть ее самостоятельно, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

  Виды проблемного обучения по типу творческой деятельности  1. научное творчество; 2. практическое творчество; 3. художественное творчество.

  Виды проблемного обучения по типу творческой деятельности

1. научное творчество;

2. практическое творчество;

3. художественное творчество.

Методические приемы создания проблемных ситуаций -   учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; -   сталкивает противоречия практической деятельности; -   излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; -   предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога); -   побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; -   ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); -   определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские) и т. д.

Методические приемы создания проблемных ситуаций

-   учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

-   сталкивает противоречия практической деятельности;

-   излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-   предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

-   побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

-   ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

-   определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские) и т. д.

Преимущества проблемного обучения перед традиционным  1) учит мыслить логично, научно, творчески; 2)делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения;  3) более эмоционально вызывает глубокие интеллектуальные чувства, поэтому увлекает школьников, формирует серьезный интерес учащихся к познанию;  4) самостоятельное «открытые» истины, не так легко забываются, а в случае забывания самостоятельно добытые знания быстрее можно восстановить.

Преимущества проблемного обучения перед традиционным

1) учит мыслить логично, научно, творчески; 2)делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения;

3) более эмоционально вызывает глубокие интеллектуальные чувства, поэтому увлекает школьников, формирует серьезный интерес учащихся к познанию;

4) самостоятельное «открытые» истины, не так легко забываются, а в случае забывания самостоятельно добытые знания быстрее можно восстановить.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!