СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся на современном уроке

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

География –  предмет, позволяющий учащимся наиболее широко не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал.

Просмотр содержимого документа
«Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся на современном уроке»







Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся на современном уроке.





Полянская Е. В.

Учитель географии


















«Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет»

Ушинский К.Д.


География – предмет, позволяющий учащимся наиболее широко не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал.



Одним из методов обучения (его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как новую дидактическую систему), направленным в первую очередь на «возбуждение интереса» к предмету является метод проблемного обучения. Обучение заключается в создании проблемной ситуации, в осознании и разрешении которой в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами исследования, творчества.

Проблемная организации учебного процесса может быть разной, в зависимости от той роли, которую берет на себя учитель, и характера выдвинутой проблемы.

Необходимо выделить три  основных этапа в организации проблемного урока.

ПЕРВЫЙ ЭТАП.

В основе проблемного урока лежит проблемный вопрос, главным признаком которого является возбуждение интереса. В качестве проблемного вопроса (ситуации) может выступить сюжетная задача, в основе которой лежит сюжетная линия, направленная на жизненные (в т.ч. юмористические) ситуации.

Типы и способы создания проблемной ситуации.

Особенности организации процесса проблемного обучения в том, что основным элементом всех этапов учения становится проблемная ситуация – главное средство активизации мыслительной деятельности учащихся.


Выделяют следующие типы проблемных ситуаций.


Первый тип следует считать наиболее общим и распространенным: возникновение проблемной ситуации при условии, что учащиеся не знают способа решения проблемы, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.

Второй тип возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Третий тип  проблемная ситуация легко возникает в случае противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

Четвертый тип  возникновение проблемной ситуации.  При противоречии между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

Можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций.

1.      Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учащихся.

2.      Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома, и т.д.

3.      Задания на объяснение явлений или поиска путей их практического применения.

4.      Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающее противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

5.      Выдвижение гипотез, выводов и их проверка.

6.      Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, в результате которых возникает проблемная ситуация.

7.      Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к возникновению научной проблемы. Обычно это объясняется недостаточностью прежних знаний учащихся.

8.      Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых  фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить с известными и сделать обобщение.

9.      Организация предметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации и в этом случае следует использовать факты и данные наук, имеющие связь с изучаемым материалом.

10.   Варьирование заданий,  переформулировка вопросов. (Матюшкин Л.М.,1972)


При этом проблемный вопрос должен отвечать следующим требованиям:

- вопрос связан с ведущими идеями, понятиями и закономерностями самой науки, с мировоззренческими вопросами, самостоятельное усвоение которых обеспечивает в значительной степени умственное развитие учащихся;

- возможна группировка учебного материала, в том числе и фактического, вокруг вычлененных проблем;

- возможно раскрытие путей научного поиска решения проблемы, в том числе и возникающих в истории науки, с целью приобщения учащихся к методам научного познания;

- на основе поставленного вопроса возможно создание проблемной ситуации.


ВТОРОЙ ЭТАП.

Когда проблема сформулирована, необходимо выбрать дальнейший путь деятельности на уроке? Как правило, предположительно определяется наиболее вероятный- с точки зрения имеющейся информации, теории - ответ на поставленный вопрос и проверяется правильность предположения. Такой предположительный ответ на вопрос представляет собой гипотезу. Основным требованием, к которой является требование ее обоснованности, доказательности. Если возникает несколько гипотез, их все необходимо обосновать.

Особой проблемой является организация педагогической поддержки проблемного урока средствами Интернет. Совершенно очевидно, что Интернет-ресурсы могут помочь в процессе доказательности гипотезы, т.к. предоставляют практически всю необходимую информацию. При правильной организации запроса поиска (а также при наличии хорошей технической поддержки) можно практически сразу получить нужные факты, данные.

ТРЕТИЙ ЭТАП.

Организация деятельности (в т.ч. совместной) в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии, обсуждения, игры.

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер.
Познавательный интерес является ведущим фактором активизации обучения. У учащегося не возникнет внутреннего интереса к ситуации, которая является результатом принуждения, не отражает реальной действительности. 
Творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. Реализация  принципов проблемно-исследовательского характера деятельности позволяет пробудить у обучаемых творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и групповому поиску новых знаний, способов решения.

Состязательность – мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности. Ведущим мотивом состязательности является мотив достижения успеха. 

Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, однако, наряду с этим, и сам по себе выступает  как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых,  фактор их саморазвития. 

В ходе творческого процесса у учащихся возникают три основных типа затруднений.


Информационно-исполнительские затруднения.

Это тип затруднений учителю наиболее привычен. Если ученик что-то не знает или не умеет, то вполне естественно ему в этом помочь. Не составляет исключения и творческий процесс. Однако помощь целесообразно оказывать не сразу, а после того, как становится очевидным, что ученик самостоятельно не справится. Следует учесть, что помощь учителя снижает уровень проблемности. Если помощь оказывается такой, что вообще снимает проблемность, то творческий процесс разрушается. В связи с этим целесообразно такое разъяснение учителя, которое сохраняет определенную проблемность, то есть учащиеся узнали какие-то элементы, о чем-то догадались, но еще не разрешили проблему.


Интеллектуальные затруднения.

Затруднения этого типа возникают в случаях, когда учащиеся все знают для того, чтобы найти выход из проблемной ситуации, но не могут догадаться, как это сделать. При возникновении интеллектуальных затруднений бывает полезным разъяснение учителем некоторых приемов мышления, например, показать, что для сравнения необходимо выделить критерии. Если какой-то признак выделяется в качестве главного, то для этого должны быть основания.


Личностные затруднения.

Затруднения данного типа связаны с глубоким личностным переживанием учащихся, которые характерны для творческого процесса. В связи с этим, многие психологи привычную для нас ситуацию называют проблемно-конфликтной. Творчество и исследовательская деятельность тесно связаны с внутренним конфликтом, который заключается в остром желании решить проблему и параллельно отсутствием готовых средств для этого. Кроме того, успех решения во многом зависит от способности учащихся к сотрудничеству. Если в классе сформировалась нездоровая конкуренция, то творческий, исследовательский процесс будет затруднен. Не способствует творчеству и безразличное отношение учащихся друг к другу. Важно, чтобы результатом было не решение самим учителем рассматриваемой проблемы, а активизация деятельности учащихся.


Памятка решения проблемы.


Название этапа

Суть этапа

Прием учебной работы

1. Осознание проблемы, вскрытие противоречия.

Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе.

Установление причинно – следственных связей, нахождение в них разрыва.

2. Формулирование

гипотезы.

Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа.

Выдвижение гипотезы.

3. Доказательство гипотезы.

Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения.

Обоснование гипотезы.

4. Общий вывод.

Обогащение ранее сформулированных причинно-следственных связей новым содержанием.

Установление причинно –следственных связей.

 

 (Понурова Г.А., Проблемный подход в обучении географии в средней школе. «Просвещение», 1991.)

Необходимо также учитывать влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося.



Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося.

    Типы творческих заданий

Способствуют развитию, психических свойств

Репродуктивного уровня

рисунок

воображение

сообщение

устная речь, память

чайнворды, кроссворды, ребусы, синквейны.

мышление, память, внимание

игра “термин-понятия”

память, внимание

Частично-поискового уровня

рассказ с ошибками

внимание, память

составление логических цепочек

внимание, логическое мышление

узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию)

внимание

Творческого уровеня

путешествие

внимание, память, мышление, воображение

решение географических задач

внимание, логическое мышление

составление образца территории

внимание, память, логическое мышление, воображение

социологический опрос

внимание, мышление

свое задание

внимание, память, мышление, воображение

Типы творческих заданий различаются по функциям и дидактическим целям

Классификация творческих задач (по Шелонцеву В.А., ЖданН.А.)

Типы творческих задач

Виды творческих задач

По функциям

По дидактическим целям

Конвергентного характера

1-го уровня по овладению теоретическими и практическими знаниями

рисунок, сообщение, чайнворды, кроссворды, ребусы, игры, синквейны

2-го уровня по приобретению необходимых умений и навыков

узнай объект, составление рассказа

Дивергентного характера

3-го уровня по развитию логического мышления

рассказ с ошибками, составление алгоритмизированных логических цепочек

4-го уровня по развитию творческого мышления

выполнение географических задач на моделирование и проектирование, составление образа территории, путешествия по..., сочинение стихотворений

 

При выполнении творческих заданий возрастает познавательный интерес учащихся, что в свою очередь способствует повышению уровня мотивации в обучении, увеличивает работоспособность, развивает любознательность, инициативность, организаторские способности. Очень важно сохранить эмоциональный подъём и позитивный настрой до конца урока, что будет способствовать закреплению интереса к изучению предмета. Необходимо также показывать необходимость полученных знаний не только для получения высокой оценки, но и для использовании их в повседневной жизни (в быту, в дальнейшей профессии).




Заключение


Таким образом, для реализации проблемных и творческих заданий на уроках географии необходимо выполнить ряд условий:

1. Отбор центральных проблем в системе обучения географии.

2. Определение особенностей проблемных заданий в разных видах учебной работы.

3. Построение оптимальной системы проблемных заданий, создание учебных и методических пособий и руководств.

4. Личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать познавательную деятельность детей.


На основе исследований педагогов и психологов были сделаны выводы о взаимосвязи процесса обучения и развития мышления, было показано, что развитие творческого мышления школьников возможно только с помощью проблемного обучения.


Литература:

1.Активизация познавательной деятельности учащихся. Волгоград: Учитель,2009.

3. Галеева Н.Л. Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии. М, 2006.

4.СавенковА.И.Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел». Самара. Учебная литература. 2006.

5.Современные образовательные технологии в обучении географии. Волгоград. Учитель. 2011.

6.Технология решения творческих задач. Волгоград. Учитель. 2011.