Областной Фестиваль-конкурс
образовательных организаций Рязанской области
«Инноватика. Образование. Мастерство»
Проблемные ситуации на уроке
как средство развития
учебно-познавательной деятельности
младших школьников
учитель начальных классов
филиала МБОУ «Чулковская СОШ»
Скопинского муниципального района
Рязанской области «Секиринская ООШ»
Бондарчук Оксана Николаевна
2016 год
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»
Шалва Амонашвили
Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В связи с переходом на стандарты второго поколения, особенно актуальным становится развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира. Формирование таких качеств, как готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к учению и познанию, воспитание умения учиться, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
Каждый творчески работающий учитель задумывается над тем, как, обучая, развивать учащихся. Считаю, что умственному развитию школьников способствует организация проблемного обучения, при котором учитель управляет всей познавательной деятельностью учащихся на уроке, создаёт проблемную ситуацию, подводит к созданию проблемы и её формулировке, организует поиск гипотезы, её проверку, обобщение результатов и применение полученных знаний.
Цель: использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе для достижения младшими школьниками предметных результатов обучения.
Задачи:
- систематизация проблемных ситуаций,
- учет психологической структуры проблемной ситуации,
- создание условий для умственного напряжения учеников в ходе открытия неизвестного.
Теория проблемного обучения разрабатывается в отечественной и мировой педагогике с середины 50-х годов XX столетия и связана с исследованиями отечественных ученых – Б.Г. Ананьева, А.Я. Пономарева, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе и, в особенности, С.Л. Рубинштейна, который открыл феномен проблемной ситуации как источника мыслительной деятельности. История проблемного обучения начинается с введения, так называемого исследовательского метода, многие правила которого в буржуазной педагогике были разработаны Джоном Дьюи.
Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С.Л. Рубинштейном, Д.Н. Богоявленским, Н.А. Менчинской, А.М. Матюшкиным. Много этими вопросами занимались Т.В. Кудрявцев, Д.В. Вилькеев, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов и И.Я. Лернер. Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки.
Проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.
Под проблемным обучением В. Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».
Д.В. Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания. Сущность проблемного обучения И.Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям учебного заведения».
Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач.
Изучив литературу, выяснила, что проблемное обучение способствует:
- развитию мыслительных способностей и творческой активности;
- сотрудничеству педагога и учащихся;
- творческому овладению знаниями, умениями и навыками.
Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» «…младшие школьники должны освоить умение учиться», которое закладывается на этом этапе образования вместе с потребностью и желанием учиться.
В целях приобретения опыта самостоятельной учебной деятельности, получения удовлетворения от процесса интеллектуального труда, радости от преодоления сложностей и найденных решений, догадок и озарений, а, следовательно, и поддержания постоянного интереса к изучаемому, я применяю технологию проблемного обучения.
В настоящее время, работая в условиях сельской школы, столкнулась с такими проблемами:
низкий уровень интеллектуального развития учащихся;
низкий педагогический и психологический уровень образования родителей учащихся;
недостаточная материально-техническая база.
В сельской местности, в отличие от городской, родители гораздо меньше времени уделяют детям при подготовке домашних заданий, а также не имеют достаточных возможностей для дополнительного образования детей. Учитывая эту особенность, приходится максимально рассчитывать только на работу, организованную на уроке. Особо остро для меня встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики являются не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Способность четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходима каждому. Поэтому в своей работе стремлюсь развивать познавательную активность и творческую самостоятельность на уроках.
Считаю, что проблемное обучение и ориентировано на продуктивную деятельность учащихся. Проблемная ситуация в обучении – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние обучающегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения.
Для учителя проблемная ситуация является средством управления познавательной деятельностью обучающегося, формирования его мыслительных способностей. В деятельности обучающегося такая ситуация служит стимулом активизации мышления, а процесс ее решения – способом превращения знаний в убеждения.
Из современной теории проблемного обучения я выделила десять дидактических способов создания проблемных ситуаций:
1. Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.
3. Поиск новых путей практического применения обучающимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.
4. Побуждение обучающихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.
5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
6. Побуждение обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации.
7. Побуждение обучающихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов.
8. Ознакомление обучающихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем.
9. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций.
10. Варьирование, переформулировка задач и вопросов.
Для достижения максимальной эффективности учебного процесса постановка проблемных задач осуществляется с учетом основных логических и дидактических правил:
Проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации обучающихся.
Хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность - для развития творческих способностей обучающихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоением новых знаний, умений, навыков. С одной стороны, это служит непосредственно образовательным целям, а с другой стороны и благоприятствует мотивации обучающихся, которые осознают, что их усилия в итоге получили определенное выражение, более осязаемое, нежели повышение творческого потенциала.
Проблемная ситуация должна вызывать интерес обучающихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения. Одним из самых доступных и действенных методов достижения этого эффекта служит максимальное акцентирование противоречий: как действительных, так и кажущихся или даже специально организованных преподавателем с целью большей эффектности проблемной ситуации.
Всегда ли обучающийся сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4 выхода:
- Учитель сам ставит и решает проблему;
- Учитель сам ставит и решает проблему, привлекая обучающихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;
- Обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;
- Обучающиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).
Итак, основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Основными условиями использования проблемных ситуаций являются:
Со стороны обучающихся:
новая тема («открытие» новых знаний);
умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
умение определить область «незнания» в новой задаче;
активная поисковая деятельность.
Со стороны учителя:
умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания обучающимся на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.
Приёмы создания проблемной ситуации
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приёмы создания проблемной ситуации |
С удивлением | Между двумя (или более) фактами | Одновременно предъявить противоречивые факты, теории |
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием |
Между житейским представлением учеников и научным фактом | а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”; б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией |
С затруднением | Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя | Дать практическое задание, не выполнимое вообще |
Дать практическое задание, не сходное с предыдущим |
а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим; б) доказать, что задание учениками не выполнено |
Фрагменты уроков с применением проблемного обучения
Урок математики «Порядок действий».
Тип урока: открытие нового знания.
УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ |
- Что общего в примерах и чем они отличаются? - В каком примере действовали правильно? - Как же догадаться, что сначала надо выполнить сложение? -Что бы вы предложили? - Молодцы, вы правильно догадались! Но такой знак уже есть в математике – это скобки. Так что же обозначают скобки? | - Одинаковые числа и одинаковые знаки. Отличаются порядком действий. В первом примере сначала вычитали, а потом прибавляли, а во втором – наоборот, сначала прибавляли, а потом вычитали. - В первом. - Надо в пример что-то дописать. - Можно пометить звёздочкой или цифрой указать. - Скобки обозначают действие, которое надо выполнять первым. |
Урок русского языка «Правописание безударных гласных в приставках».
Тип урока: освоение нового материала
УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ |
Ученики получают задание списать из учебника слова "долетел", "забежал", "надписал" и т.д., имеющие безударные гласные и в корне, и в приставке. Дети записывают слова, ставят ударение, подчеркивают безударные гласные, обозначают части слова и по ходу записи объясняют правописание гласных букв в корне (называют проверочные слова). |
- Ребята, в каких частях слова находятся безударные гласные? - Какое правило о написании безударных гласных мы применили, выполняя упражнение? - А какого правила, мы еще не учили, с каким будем знакомиться сегодня? | - В корне и приставке. - О безударных гласных в корне. - Наверное, о безударных гласных в приставках (учебная проблема в формулировке, совпадающей с темой). |
Урок литературного чтения «Л.Н.Толстой «Детство».
Тип урока: урок-исследование
УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ |
Предлагается рассмотреть иллюстрации на тему «Детство» и ассоциативный ряд со словом «детство». Учитель читает: «Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую травинку. Тихая моя родина, ты всё также врачуешь мою душу своей зелёной тишиной». |
- Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова | - Добрый, любит родину, природу, людей, свой дом. В корне и приставке. |
После возникновения проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается побуждающий диалог: «Вы как сначала думали? А как на самом деле? Сформулируйте тему». Следует отметить, что на уроках естествознания часто встречаются ситуации с несколькими решающими гипотезами. В этом случае лучше организовать групповую работу учащихся с использованием проблемных вопросов.
▪ по окружающему миру:
- На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще, чем на Земле и почему?
- Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?
- Почему в природе больше всего страдают красивоцветущие и полезные растения?
- Что случится, если растения исчезнут?
- Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил травой?
- Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?
- Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?
- Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.
▪ по русскому языку:
- Являются ли родственными (однокоренными) слова:
Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?
Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?
Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество?
При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.
▪ по литературному чтению:
- Почему в сказке Х.К.Андерсена «Соловей» смерть победило пение живого соловья?
- Нашла ли Русалочка счастье или ее жизнь оказалась несчастливой?
- Почему Маленький принц покинул свою планету и почему решил вернуться?
Ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль. Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить. И очень хочется надеяться, что, войдя в жизнь, ребенок будет защищен от стрессов.
В результате у детей наблюдается повышение интереса к учебе, новым знаниям, повышение качества обученности, улучшилось эмоциональное отношение к учению, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению проблемных заданий.
Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, дети испытывают огромное удовольствие, если разрешат проблему самостоятельно, их самооценка растет.
Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.
Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.
Литература:
Виноградова Н.Ф. «Создание проблемных ситуаций и обсуждение гипотез». Методические рекомендации / М.: Вентана-Граф, 2002.
Герасимов С. В. Когда учение становится привлекательным – М.: Просвещение, 1993.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону: Витраж ,2006 г.
Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. Москва: Просвещение, 2011.
Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 2009.
И.А. Ильницкая «Проблемные ситуации и пути их создания на уроке» / М., Педагогика, 1985.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.