СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы личностного, профессионального и социального самоопределения воспитанников в сфере современного дополнительного образования детей

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

К возрастным трудностям жизненного самоопределения сегодня добавляется многообразие сложных социальных проблем, обусловленных преобразованиями в российском обществе. Когда происходит резкая смена образа жизни и социального поведения, когда колеблются до взаимоисключения ценности и отторгаются некоторые традиционные нравственные и мировоззренческие представления, а новые вызывают множество сомнений, неэффективными оказываются многие стереотипы, привычные модели поведения.  

Просмотр содержимого документа
«Проблемы личностного, профессионального и социального самоопределения воспитанников в сфере современного дополнительного образования детей»

ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В СФЕРЕ СОВРЕМЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


Вступая в активную самостоятельную жизнь, каждое молодое поколение решает для себя проблемы, которые принято считать вечными: жизненного, профессионального и эмоционально-ценностного выбора.

К возрастным трудностям жизненного самоопределения сегодня добавляется многообразие сложных социальных проблем, обусловленных преобразованиями в российском обществе. Когда происходит резкая смена образа жизни и социального поведения, когда колеблются до взаимоисключения ценности и отторгаются некоторые традиционные нравственные и мировоззренческие представления, а новые вызывают множество сомнений, неэффективными оказываются многие стереотипы, привычные модели поведения.
Современная молодежь особенно остро воспринимает безразличие, настороженность, агрессивность, жестокость. Молодые люди испытывают постоянный дефицит доброжелательности, дружелюбия, уважения, тактичности в отношениях, искреннего доверия к ним со стороны взрослых. Это еще происходит потому, что они убеждены на личном опыте, будто ответственность за порученное дело, сказанное слово, результаты своего выбора и действий чаще лишь декларируются старшими по возрасту, положению, статусу.
По данным Госкомстата, до 85% семей находятся в сложной жизненной ситуации, испытывая затруднения в материальном обеспечении, трудоустройстве, продолжении образования и т.д. Сегодня публицистическое клише "потерянное поколение" постепенно трансформировалось в "поколение растерявшихся людей".
По данным специалистов различных областей науки и практики, растущие в детской и молодежной среде состояния тревожности, агрессивности, раздражения, импульсивности действий и поступков свидетельствуют не только о неблагополучии, неудовлетворенности чем-то в настоящее время, но и о растерянности, неуверенности в завтрашнем дне, сомнении в собственных силах на этапе вступления в самостоятельную жизнь. Дефицит межвозрастного общения и взаимодействия в детской среде в дальнейшем усугубляет проявления инфантилизма, несамостоятельности, безынициативности, социальной апатии. Социальная гармония в обществе достигается не только за счет примирения, согласия, компромисса различных социальных групп и классов, но и за счет стремления преодолеть разрыв поколений, устранить противоречия в отношениях старших и младших.
Социальное становление молодых происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению, успеху сталкивается с возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. Востребован иной набор личностных качеств, позволяющих человеку успешно интегрироваться в сложную социальную среду: способность к быстрому освоению нового, гибкость, динамика, мобильность, умение действовать методом проб и ошибок.
В этих условиях формирования готовности детей к социальному самоопределению актуализируется проблема педагогического сопровождения жизненного, профессионального и личностного выбора. Личностно ориентированная парадигма, суть которой состоит в новом видении назначения и смысла образования, в упрочении индивидуальных ценностей образования, удовлетворении личных запросов детей, в обеспечении их успешного самоопределения и самореализации, обращена к растущему человеку как главной ценности. Обращенность образования к личностной ориентации означает принятие положения, согласно которому каждый человек обладает необходимым воспитательным потенциалом, главное в том, чтобы помочь ему в реализации этого потенциала, т.е. обеспечить педагогическое сопровождение личности на этапе ее социального самоопределения.
Педагогическое сопровождение рассматривается как помощь подростку в его личностном росте, установка на эмпатийное понимание воспитанника, на открытое общение. Особая сфера деятельности педагога, направлена на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития. Также педагогическая поддержка, которая направлена на деятельность педагога в сфере социально-профессионального самоопределения молодежи, когда учащимся создаются условия для продуктивного решения возрастных проблем, чтобы они смогли понять их смыслы, назначение, ценности, содержание социальной деятельности, особенности ее освоения и реализации.
С этих позиций воспитание направлено на выработку у подрастающего человека готовности и способности разрешать свои проблемы, делать жизненный выбор, опираясь на подлинные ценности, искать самостоятельно и с помощью взрослого наставника способы построения перспектив и реализации планов, пытаться ответить на вопросы: "Кто Я? Как живу, почему так поступаю? Чего хочу от жизни, от себя, от других людей? Куда двигаться дальше? Кого любить, кому молиться?" Ответы на них многое могут сказать о верности личностной позиции на путях формирования рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной судьбе в соотнесении с жизнью других людей.
Проблемы личностного, профессионального и социального самоопределения воспитанников в сфере современного дополнительного образования детей можно проанализировав работу скаутских, пионерских и других организаций в те, советские времена. Можно с уверенностью сказать, что их деятельность была идеологически и содержательно направлена на включение ребенка в реальные отношения с окружающим миром, когда происходит познание им самого себя, реализуются его интересы и потребности, развиваются способности, накапливается жизненный опыт.
Чтобы эти процессы помогали социальному самоопределению личности, на наш взгляд, надо обеспечить следующие условия: во-первых, найти дело, ради которого собрались дети, уточнить цели и содержание этого дела, привлечь и объединить всех добровольно пришедших. Во-вторых, рядом с ними должен быть взрослый человек или наставник, с которым интересно, можно посоветоваться и поучиться чему-то полезному (энтузиаст, высоконравственный и морально ответственный, увлеченный делом, понимающий и любящий детей). В-третьих, место, куда можно прийти и где тебе всегда рады, где ты нужен, полезен, интересен, где многому научат, и сам можешь учить других.
Такое место на наш взгляд и есть наши учреждения дополнительного образования. А для нас это место - Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Простор» Ново-Савиновского района г.Казани Республики Татарстан.

Для всех яркими, эмоционально привлекательными и социально значимыми событиями года в Доме «Простор» становятся Посвящение в туристы, День открытых дверей, отчетные вечера кружковцев. Ребята раскрывают себя, участвуя в научно-практических конференциях «Наследники Великой Победы», «Солдат Победитель. Солдат Освободитель», «Моя родословная в годы войны»; творческих выставках «Золотая осень», «Зилантенок», «Зеркало природы» и др.; поисковых экспедициях «Вспомним всех поименно!», «По следам Тукая», а также в туристских походах.

Перспективны научно-практические конференции, где воспитанники имеют возможность рассказать о своих исследованиях, поделиться со своим опытом. И здесь очень важна поддержка руководителя, наставника для саморазвития, самопознания, самовыражения и самореализация ребенка.

Уникальный опыт разновозрастного детского взаимодействия накоплен в ДДЮТиЭ «Простор», в объединениях, разновозрастных сообществах, где опыт старших передается младшим. Накопление традиций, формирование таких качеств личности, как внимание к человеку, забота о людях, великодушие, ответственность, требовательность проявляется при проведении таких мероприятий как: «Уроки мужества», «Марш Памяти», «Моя семья в Великой Отечественной войне», «Звезда Победы», «Мой дом – Татарстан», встречах с ветеранами войны и труда «Никто не забыт, ничто не забыто», ветеранами туризма, сотрудниками Национального музея РТ и редакций газет и журналов, с писателями, художниками, учеными КГГТУ и Академии туризма.

На традиционных встречах поколений, в письмах, анкетах и беседах ставшие уже взрослыми воспитанники ДДЮТиЭ «Простор» особо подчеркивают, как опыт взаимодействия и творчества, полученный ими в объединениях, помогает и ныне в профессиональной деятельности, семейной жизни, воспитании собственных детей. Об этом свидетельствуют реализованные ими проекты по освоению современных технологий в разных сферах производства, бизнеса (экскурсионного, рекламного, издательского), в сфере социального обеспечения, защиты, занятости, обслуживания населения. Многие из них оказывают социальную, информационную, спонсорскую поддержку в создании фондов благотворительности.
Активное участие воспитанников в конкурсах, соревнованиях, выставках, смотрах и т.д. различного уровня способствует приобретению практико-ориентированного опыта в социально значимой деятельности, выработке собственных средств решения проблем, развитию навыков социального партнерства, социальной активности и функциональной грамотности.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!